Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2024 по делу N 88а-18057/2024 (УИД 68RS0009-01-2022-000384-67)
Категория: Споры с Росприроднадзором.
Требования: О признании недействительными и отмене акта и предписания в целом.
Решение: Отказано.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2024 по делу N 88а-18057/2024 (УИД 68RS0009-01-2022-000384-67)
Категория: Споры с Росприроднадзором.
Требования: О признании недействительными и отмене акта и предписания в целом.
Решение: Отказано.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2024 г. по делу N 88а-18057/2024
Дело N 2а-460/2023
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П.,
судей Иванова Д.А. и Циркуновой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Воронинский" (далее также - учреждение) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 20 декабря 2023 года по административному делу по административному иску учреждения об оспаривании акта проверки и предписания надзорного органа (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-460/2023).
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А., объяснения представителя учреждения ФИО4, судебная коллегия
установила:
18 июня 2022 года учреждение подало в Инжавинский районный суд Тамбовской области административное исковое заявление к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление Росприроднадзора), просило признать незаконными и отменить акт проверки от 12 мая 2022 года N 360/в/Л и предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от той же даты и под таким же номером (далее - оспариваемые акт и предписание) (т. 1 л.д. 2-3).
28 сентября 2023 года районный суд вынес решение об удовлетворении административного иска: признал незаконными п. 3 оспариваемого акта и п. 3 оспариваемого предписания (т. 3 л.д. 158-163).
Управление Росприроднадзора направило апелляционную жалобу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 20 декабря 2023 года решение суда отменено. Суд апелляционной инстанции принял новое решение: об отказе в удовлетворении административного иска (т. 3 л.д. 219-223).
В кассационной жалобе, поданной 19 июня 2024 года, учреждение просило отменить апелляционное определение и оставить в силе решение районного суда.
Управление Росприроднадзора направило письменные возражения.
В суде кассационной инстанции представитель учреждения ФИО4 поддержала кассационную жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, представителей не направили, о заседании суда извещались надлежащим образом, ходатайств о его отложении не заявили. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Согласно
Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта
(ч. 2 ст. 328).
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия полагает, что в данном случае такие основания отсутствуют.
Суды установили, что в
п. 3 оспариваемого акта и
п. 3 оспариваемого предписания в качестве нарушения обязательных требований указано несоответствие количества средств предупреждения и тушения пожаров нормативам, предусмотренным
ч. 4 Приложения 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 28 марта 2014 года N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" (далее - приказ Минприроды России N 161), исходя из площади заповедника (т. 1 л.д. 4-23, 24-25).
В обоснование административного иска учреждение сослалось на то, что
приказ Минприроды России N 161 касался арендованных лесных участков и не распространял свое действие на заповедник, поскольку используемые учреждением земли находились в собственности Российской Федерации и были переданы ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции согласился с доводами учреждения и указал, что вывод о том, что
приказ Минприроды России N 161 не распространялся на земли заповедника, подтверждается письмом директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды России от 15 октября 2021 года N 15-46/31744. Данное письмо исключало применение
приказа Минприроды России N 161 из перечня нормативных правовых актов, применимых при проведении проверок особо охраняемых природных территорий (т. 1 л.д. 70-71).
Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции указал, что выводы районного суда основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В кассационной жалобе учреждение повторило доводы, приведенные в административном исковом заявлении.
Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно
Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
(ст. 58).
В Федеральном
законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" указано, что законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях
Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 1 ст. 1). Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 6). Одной из задач государственного природного заповедника является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов (п. "а" ст. 7 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых акта и предписания). Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11).
Согласно Лесному
кодексу Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах (
ч. 1 и
4 ст. 51). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации
(ч. 3 ст. 53). Предупреждение лесных пожаров включает в себя приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (
ч. 1 и
11 ст. 53.1).
Согласно
Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614, юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Минприроды России
(подп. "в" п. 12).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены приказом Минприроды России N 161.
В соответствии с
приказом Росприроднадзора от 30 декабря 2020 года N 1839
приказ Минприроды России N 161 под номером 149 включен в перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, для лиц, осуществляющих все виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским
классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), к которым, среди прочих, относится охрана лесов, реализация мер пожарной безопасности в лесах, тушение пожаров в лесах (п. 02.10,
02.20, 02.40 ОКВЭД).
С учетом обстоятельств административного дела и приведенных правовых норм судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что
приказ Минприроды России N 161 подлежал применению к спорным правоотношениям независимо от вида права, на котором учреждение пользовалось предоставленным ей земельным участком. Более того, по мнению коллегии, снижение уровня обеспеченности заповедника средствами предупреждения и тушения лесных пожаров по сравнению с другими землями, на которых располагаются леса, не соответствует задачам, установленным законом для данного вида особо охраняемых природных территорий.
Письмо, на которое сослались административный истец и суд первой инстанции, не являлось нормативным правовым актом, официальным разъяснением или указанием. В нем содержалась не предписание, а просьба руководителя одного подразделения Минприроды России к другому не учитывать
приказ Минприроды России N 161 при проведении проверок готовности особо охраняемых природных территорий к пожароопасному сезону. Таким образом, вопреки доводам учреждения и выводам суда первой инстанции, оно не исключало возможности применения
приказа Минприроды России N 161 к спорным правоотношениям.
Такая же позиция выражена в письме заместителя Минприроды России от 16 февраля 2023 года N 05-15-44/6098 (т. 2 л.д. 91).
С учетом изложенного обстоятельства, на которые административный истец сослался в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь
ст. 328 -
330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Воронинский" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный
ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 августа 2024 года.