Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 N 88а-6219/2024 (УИД 77RS0034-02-2022-034097-51)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Решением истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты по причине представления недостоверных сведений при постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 N 88а-6219/2024 (УИД 77RS0034-02-2022-034097-51)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Решением истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты по причине представления недостоверных сведений при постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Удовлетворено.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2024 г. N 88а-6219/2024
Дело N 2а-79/2023
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Денисова Ю.А.,
судей Корпачевой Е.С., Репиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Центрального таможенного управления ФТС России по доверенности - Б. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 23 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 октября 2023 года по административному делу N 2а-79/2023 по административному иску ФИО1 к Центральному таможенному управлению ФТС России о восстановлении жилищных прав, признании незаконным решения,
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя Центрального таможенного управления ФТС России по доверенности - Б., административного истца ФИО1, его представителей М.Д., М.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Центральному таможенному управлению ФТС России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить ФИО1 в списке очередников с даты первоначального учета, с 28 октября 2013 года, признании незаконным решения жилищной комиссии ЦТУ ФТС РФ в части не предоставления единовременной социальной выплаты.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 23 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 октября 2023 года, признано незаконным решение жилищной комиссии ФГКУ ЦТУ ФТС России от 31 октября 2022 г. о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты; возложена обязанность восстановить ФИО1 в очереди на получение единовременной социальной выплаты с даты первоначального учета - с 28 октября 2013 г.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 февраля 2024 года, представитель Центрального таможенного управления ФТС России ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неверное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Полагает, что принятое решение жилищной комиссии ФГКУ ЦТУ ФТС России о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты, соответствует требованиям закона и фактическим установленным обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
статья 328 КАС РФ).
Нарушения такого характера не допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО1 проходил службу с 25.07.2000 по 04.06.2009 в Вооруженных силах РФ, с 10.08.2009 по 06.03.2017 в таможенных органах РФ в качестве сотрудника ФТС России, с 07.03.2017 по 10.03.2020 в качестве сотрудника Центральной оперативной таможни ФТС России.
ФИО1 решением Комиссии ФТС России признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и с 28 октября 2013 года поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения (выписка из протокола N 2 от 23 декабря 2013 года). При этом комиссия исходила из договора от 14 апреля 2009 г. NN и дополнительных соглашений к нему, из которых следует, что основным нанимателем жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м является ФИО1 Перечень лиц, проживавших с ФИО1 в указанной квартире от 5 до 8 человек в качестве членов семьи. Поскольку с учетом всех проживающих в указанной квартире граждан, на каждого члена семьи приходилось менее 15 кв. м, ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
После перехода на службу в Центральную оперативную таможню ФТС России ФИО1 восстановлен на учете для получения единовременной социальной выплаты с 28 октября 2013 года.
Решением Комиссии ЦТУ ФТС России (выписка из протокола N 6 от 21 октября 2022 года) ФИО1 снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании
подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 - по причине представления недостоверных сведений при постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение Комиссии ЦТУ ФТС России о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты мотивировано сведениями, изложенными в служебной записке Службы по противодействию коррупции от 14 октября 2022 года N, согласно которой в ходе проверочных мероприятий установлено, что ФИО1 с 2017 проживает в отдельной квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу: <адрес>, принадлежащей его родителям. Факт проживания ФИО1 в квартире в <адрес> установлен приговором Люберецкого городского суда Московской области от 07.07.2022, решением Щербинского районного суда г. Москвы от 04.05.2022, а также иными документами, направленными в адрес Комиссии ЦТУ ФТС России. Сестра ФИО1 - ФИО9 и ее дети фактически проживают с 2017 года по адресу: <адрес>.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что с учетом выслуги лет и проживания в квартире, где каждому из членов семьи приходится менее 15 кв. м площади - ФИО1 обоснованно был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты; факт временного проживания в другой квартире после даты постановки на учет, но до даты вынесения оспариваемых решений, не опровергает выводы комиссии о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и необходимости постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Подпункт 2 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ устанавливает, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с
пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Подпунктом "г" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Восстанавливая ФИО1 в очереди на получение единовременной социальной выплаты с даты первоначального учета - с 28 октября 2013 г., суд исходил из того, что принимая решение о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты Комиссия ЦТУ ФТС России сослалась на документы, не позволяющие однозначно подтвердить факт проживания сотрудника в ином жилом помещении, поскольку сведения из приговора и материалов уголовного дела были записаны со слов ФИО1 Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 4.05.2022 по делу N 2-7939/2022 факт проживания административного истца в квартире в д. Островцы также не подтвержден; факт наличия у сестры административного истца - ФИО9A. - доли в праве общей долевой собственности на иную квартиру не исключает того факта, что согласно договору социального найма и дополнительным соглашением к нему она продолжает проживать в квартире в <адрес>.
Указанная позиция соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и основана на правильном применении приведенных положений действующего законодательства и не опровергается доводами кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии
частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при определении общей площади жилого помещения на 1 члена семьи, исходя из суммарной площади всех жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является административный истец в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе квартир общей площадью 64, 3 кв. м и 46, 6 кв. м, у административного истца сохранялось право постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает, в связи с тем, что она основана на ошибочном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений
статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь
ст. ст. 327,
329,
330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 23 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Центрального таможенного управления ФТС России по доверенности - Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный
частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 22 марта 2024 года.