Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.08.2023 N 88а-18554/2023 (УИД 68RS0009-01-2022-000384-67)
Категория: Споры с Центрально-Черноземным межрегиональным Управлением Росприроднадзора.
Требования: О признании незаконным акта, предписания в целом.
Обстоятельства: Оставшееся нарушение в части недостаточного количества средств предупреждения и тушения пожаров истец считает незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.08.2023 N 88а-18554/2023 (УИД 68RS0009-01-2022-000384-67)
Категория: Споры с Центрально-Черноземным межрегиональным Управлением Росприроднадзора.
Требования: О признании незаконным акта, предписания в целом.
Обстоятельства: Оставшееся нарушение в части недостаточного количества средств предупреждения и тушения пожаров истец считает незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2023 г. N 88а-18554/2023
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Смирновой Е.Д., Ульянкина Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившую 15 июня 2023 года (направленную почтовой корреспонденцией 8 июня 2023 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО10 на решение Инжавинского районного суда Тамбовской области от 12 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 декабря 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Воронинский" об оспаривании предписания и акта проверки Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия
установила:
ФГБУ "Государственный природный заповедник "Воронинский" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании акта проверки Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N и выданного на его основании предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ N, мотивируя требования тем, что по результатам рассмотрения жалобы Учреждения в досудебном порядке решением надзорного органа от ДД.ММ.ГГГГ из трех пунктов Акта исключены два. Оставшееся нарушение в части недостаточного количества средств предупреждения и тушения пожаров Учреждение также считает незаконным, поскольку нормативы обеспеченности упомянутых средств надзорным органом применены на основании
Приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов". Однако указанный
Приказ к Учреждению не применим. Так, в названном
Приказе приводятся расчеты нормативов по отношению к арендованной площади, в то время, когда Учреждению земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный вопрос ранее уже был предметом судебной проверки по итогам проверки Росприроднадзора, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Инжавинского районного суда Тамбовской области от 12 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 декабря 2022 года, административные исковые требования ФГБУ "Государственный природный заповедник "Воронинский" удовлетворены.
Признан незаконным пункт N Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ N/N и пункт N предписания от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении выявленных нарушений, составленного и выданного должностными лицами Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора по результатам внеплановой выездной проверки ФГБУ "ГПЗ "Воронинский".
В кассационной жалобе представителя Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО11. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, по результатам проведенной Центрально-Черноземным Управлением Росприроднадзора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года внеплановой выездной проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства в рамках Федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения в отношении ФГБУ "ГПЗ "Воронинский" ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки N и заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО12. выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ N.
В частности, проверкой установлено несоответствие количества средств предупреждения и тушения пожаров нормативам, установленным с учетом площади заповедника <данные изъяты>, а именно, в соответствии с
пунктом 12 постановления Правительства РФ от 7 октября 2020 года N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах",
части 4 Приложения 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 года N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов".
Исходя из указанных параметров у ФГБУ "ГПЗ "Воронинский" в наличии должно находиться:
4 пожарных мотопомп, 80 метров комплект напорных пожарных рукавов, 4 пожарных инструмента - воздуходувки, 4 бензопилы, 12 топоров, 40 лопат, 8 бидонов или канистр для питьевой воды, 4 системы связи и оповещения: электромегафоны, 15 индивидуальных перевязочных пакетов.
Срок устранения нарушения установлен ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении настоящего спора суды нижестоящих инстанций правильно руководствовались следующими нормами действующего законодательства.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров.
Охрана и защита лесов включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах, куда входят такие виды деятельности как предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (
часть 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с
частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ (
часть 1 статьи 19 ЛК РФ).
В силу
пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Частью 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ установлено, что мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса.
Согласно
подпункту "г" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614, меры пожарной безопасности, указанные в
пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно
части 7 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 утверждены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров согласно
приложению 1 к настоящему приказу;
нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, согласно
Приложению 2 к настоящему приказу;
нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов согласно
приложению 3 к настоящему приказу.
В то же время, судами нижестоящих инстанций принято во внимание, что в соответствии с
частями 1,
3 статьи 87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Учтено, что состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года N 72.
ФГБУ "ГПЗ "Воронинский" в своей деятельности руководствуется Лесохозяйственным регламентом лесничества "ГПЗ "Воронинский", утвержденным Минприроды Российской Федерации, содержащим в пункте 17.1 Регламента конкретные мероприятия, подлежащие выполнению, а также состав и количество средств тушения и предупреждения лесных пожаров.
На основании данного регламента в соответствии со
статьями 88,
89 Лесного кодекса РФ в Учреждении разработан Проект освоения лесов, расположенных на землях ГПЗ "Воронинский", прошедший государственную экспертизу в соответствии с приказом Минприроды РФ от 16 сентября 2016 года N 496 и получивший 19 марта 2021 года положительное заключение, раздел 1.5 которого содержит обоснование и характеристику видов и объемов противопожарных мероприятий, сил и средств пожаротушения, обеспеченности ими учреждения, с учетом целевых задач и режима использования земель ГПЗ (<данные изъяты>).
В этой связи суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что состав и количество средств предупреждения пожаров и пожаротушения, которыми руководствуется ФГБУ "ГПЗ "Воронинский" в своей деятельности, установлен вышеуказанными документами, утвержденными Минприроды РФ.
Кроме этого, суды руководствовались письмом Минприроды России от 15 октября 2021 года N 15-46/31744 об исключении
Приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 из документов, применяемых при проведении проверок особо охраняемых природных территорий, ввиду того, что его применение для расчета норм обеспеченности средствами пожаротушения на особо охраняемых природных территориях ведет к завышенным требованиям по количеству средств пожаротушения на единицу площади.
На основании изложенного суды пришли к выводу о незаконности акта проверки и предписания от ДД.ММ.ГГГГ N в оспариваемой части.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, в кассационной жалобе административного ответчика содержатся доводы о неправильном применении норм материального права, вследствие чего выводы судов о нераспространении действия
Приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 на ФГБУ "ГПЗ "Воронинский" являются неправильными.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Действительно, в материалах дела содержится Проект освоения лесов, расположенных на землях ГПЗ "Воронинский", в пункте 1.5.3 которого содержатся сведения о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесном участке (<данные изъяты>).
Так, в таблице N приведены имеющиеся в наличии пожарные, а также планируемые для приобретения мобильные средства пожаротушения:
МЛПК или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения за исключением спасательного оборудования): в наличии - 0; планируемый - 4;
пожарная мотопомпа с подачей от 100 до 800 л/мин, укомплектованная пожарно-техническим вооружением; 1 - 0;
прицеп автомобилей: 0 - 4;
пожарное оборудование:
комплект напорных пожарных рукавов (в пог. м.): 0 - 60;
пожарный инструмент:
воздуходувки: в наличии - 4, планируемый - 0;
бензопилы: 3 - 4;
ранцевые лесные огнетушители: 20 - 20;
огнетушитель ранцевый моторизированный: 0 - 4;
топоры - 5 - 10;
топор-мотыга: 0 - 4;
лопаты: 9 - 8;
багор: 0 - 8;
ведра: 0 - 8;
емкость для воды: 0 - 4;
канистра 20 л: 0 - 50.
В деле также имеется положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов лесничества ГПЗ "Воронинский", утвержденное директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды России 19 марта 2021 года <данные изъяты>).
В положительном заключении Проекта освоения лесов отмечено, что в рамках противопожарных мероприятий планируются следующие мероприятия: уход и обновление минерализованных полос; установка и эксплуатация шлагбаумов; эксплуатация источника противопожарного назначения; эксплуатация, ремонт, замена и установка новых аншлагов и информационных щитов; эксплуатация и содержание лесных проездов.
Из содержания данного положительного заключения Проекта освоения лесов лесничества ГПЗ "Воронинский" не следует, что экспертной комиссией давалась какая-либо оценка относительно средств предупреждения и тушения лесных пожаров и их количества.
В связи с этим суды должны были оценить сведения, содержащиеся в таблице N 13 Проекта освоения лесов, на предмет их соответствия соответствующим сведениям, предусмотренным
Приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161.
Однако, разрешая настоящий спор, суды указанные сведения оставили без оценки.
С учетом изложенного выводы судов о том, что ФГБУ "ГПЗ "Воронинский" в своей деятельности правомерно руководствуется количеством и составом средств предупреждения и пожаротушения, утвержденными названным Проектом, являются преждевременными, так как эти выводы не свидетельствуют о соответствии количественного состава противопожарной техники и оборудования требованиям действующего законодательства.
Что касается письма Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N, то оно не заменяет собой решение органа исполнительной власти о признании недействующим
Приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 применительно к особо охраняемым природным территориям при том, что в самом нормативном правовом акте каких-либо исключений относительно названных территорий не содержится.
К тому же к кассационной жалобе административного ответчика приложено письмо заместителя министра Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N, из содержания которого следует, что
Приказ N 161 является нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования и распространяющимся на всех лиц, использующих леса, в том числе и на федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями.
Изложенное свидетельствует о том, что предусмотренные
КАС РФ меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу суды не выполнили, в связи с чем выводы судов нельзя признать законными и обоснованными, вследствие чего они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, применить нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь
статьями 328,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Инжавинского районного суда Тамбовской области от 12 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 декабря 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Инжавинский районный суд Тамбовской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный
частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
О.М.ЦИРКУНОВА
Судьи
Е.Д.СМИРНОВА
Д.В.УЛЬЯНКИН
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 августа 2023 года