Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Хабаровского краевого суда от 21.03.2012 по делу N 33-2025/2012
Иск о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворен правомерно, в связи с несоответствием здания требованиям правил пожарной безопасности.


Кассационное определение Хабаровского краевого суда от 21.03.2012 по делу N 33-2025/2012
Иск о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворен правомерно, в связи с несоответствием здания требованиям правил пожарной безопасности.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. по делу N 33-2025/2012
В суде первой инстанции слушал дело судья О.М. Красногорова
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судья И.И. Хуснутдиновой,
членов коллегии судей Е.А. Бузыновской, Л.В. Кузьминовой,
с участием секретаря Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биробиджанского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности устранить нарушения Правил пожарной безопасности, и кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 12 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., пояснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя ОАО "Российские железные дороги" Х., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия
установила:
Биробиджанский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД") о понуждении устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно: произвести работы по оборудованию внутренних дверей на путях эвакуации из помещения НГЧ-3, расположенного по, в соответствии с требованиями п. 52 Правил противопожарной безопасности 01-03; установить ширину второго эвакуационного выхода не менее 0,8 метра; произвести работы по выполнению наружной лестницы второго эвакуационного выхода из негорючего материала; предоставить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и годовой график по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту. Просил также установить срок для производства работ по устранению этих нарушений.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований о возложении на ОАО "РЖД" обязанности установить ширину второго эвакуационного выхода не менее 0,8 метра; предоставить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и годовой график по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту, в связи с добровольным исполнением тих требований ответчиком. Отказ принят судом, о чем им 12 октября 2011 года постановлено определение.
В ходе рассмотрения дела ответчика ОАО "РЖД" исковые требования не признал. Пояснил, что на момент строительства и сдачи в эксплуатацию здания НГЧ-3, расположенного по, действовали нормы и правила, установленные СНиП IIа.5-70. И здание соответствовало этим нормам, о чем свидетельствует акт приемки его в эксплуатацию. В настоящее время в НГЧ-3 внутренние двери на эвакуационных выходах из здания, открывающиеся не по направлению эвакуации демонтированы и будут установлены с открыванием по направлению к выходу. Считает, что требования пункта 6.29 СНиП 21-01-97* применяются к путям эвакуации по лестницам и лестничным клеткам, соединяющим этажи. Здание является одноэтажным, не имеет межэтажных лестниц и лестничных клеток, поэтому требования пункта 6.29 СНиП 21-01-97* не подлежат применению к этому зданию.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 12.10.2011 года исковые требования Биробиджанского транспортного прокурора к ОАО "РЖД" о возложении обязанности устранить нарушения Правил пожарной безопасности удовлетворены. На ОАО "РЖД" возложена обязанность в десятидневный срок, со дня вступления решения в законную силу, произвести работы в соответствии с требованиями пункта 52 ППБ 01-03 по оборудованию внутренних дверей на путях эвакуации из помещения НГЧ-3, расположенного по; произвести работы по выполнению наружной лестницы второго эксплуатационного выхода из помещения НГЧ-3, расположенного по, из негорючего материала.
В кассационной жалобе ответчик ОАО "РЖД" просит решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12.10.2011 года отменить. Считает, что Биробиджанский транспортный прокурор не вправе обращаться в суд с данным иском к ОАО "РЖД", поскольку здание НГЧ-3, используется для осуществления ОАО "РЖД" своих хозяйственных целей и задач, а органы прокуратуры не могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Также прокурор не вправе предъявлять иски в интересах других органов, а именно Инспекции пожарного надзора. Проверка здания на соответствие его техническим нормам и правилам пожарной безопасности проводилась в ходе подготовки помещения для работы участковых избирательных комиссий. А обязанность оказывать содействие участковым избирательным комиссиям в предоставлении помещений и контроль за соответствие этих помещений Правилам пожарной безопасности возложена Постановлением Правительства РФ от 29.06.011 года N 511 на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и Министерство по делам гражданской и чрезвычайным ситуациям ПФ. Считает, что судом при принятии решения не было учтено, что при строительстве здания и сдаче его в эксплуатацию действовали нормы и правила СНиП 11а.5-70, которым данное здание соответствовало. Поэтому предъявляемые требования о соответствии здания правилам СНиП 21-01-97*, утвержденным и введенным в действие после ввода здания НГЧ-3 в эксплуатацию, необоснованны. Кроме того положение пункта 6.29 СНиП 21-01-97* применяются к лестницам и лестничным клеткам, предназначенным для соединения между этажами. Здание НГЧ-3 является одноэтажным, не имеет лестничных пролетов и лестничных клеток, поэтому данное требование СНиП 21-01-97* к нему не может быть применимо.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В суде кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" - Х., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, настаивал на доводах кассационной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований.
В кассационной инстанции истец настаивал на своих требованиях, просил решение суда оставить без изменений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года N 511 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлять избирательным комиссиям на безвозмездной основе необходимые помещения, включая помещение для голосования и помещение для хранения избирательной документации (пункт 26). На Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложена обязанность обеспечить контроль за соблюдением пожарной безопасности в помещениях избирательных комиссий и помещениях для голосования (пункт 8).
В ходе рассмотрения дела установлено, что Мэрией города Биробиджана для размещения и проведения голосования в период предстоящих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в 2011 году и выборов Президента Российской Федерации в 2012 году участковым избирательным комиссиям, находящимся, были предоставлены помещения, в том числе, с согласия собственника, помещение Биробиджанской дистанции гражданских сооружений - НГЧ-3, находящееся по принадлежащее на праве собственности ОАО "Российские железные дороги".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" первичными мерами пожарной безопасности является реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, т.е. соблюдение нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: национальных стандартов, сводов правил, содержащих нормы и правила пожарной безопасности, правил пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В соответствии с п. 1 Правил, они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7, данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
При проведении начальником отдела надзорной деятельности по г. Биробиджану УНД ГУ МЧС России по ЕОА и помощником прокурора г. Биробиджана совместной проверки здания НГЧ-3, находящегося по, на соответствие его требованиям пожарной безопасности, было установлено, что на эвакуационных выходах установлено по две двери, внутренние двери открываются не по направлению выхода из помещения, что не соответствует требованиям пункта 52 ППБ 01-03 и п. 6.17 СНиП 21-01-97*. Лестница и крыльцо, ведущие ко второму наружному эвакуационному выходу (3 типа), изготовлены из дерева, который является горючим материалом, что не соответствует требованиям пунктов 5.15*, 6.30* СНиП 21-01-97*.
В ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривал, что двери на эвакуационных выходах ранее были установлены и открывались не по направлению выхода. В настоящее время двери демонтированы и будут установлены в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97*. Также ответчик не оспаривал, что крыльцо второго эвакуационного выхода и ведущая к нему лестница из трех ступеней выполнены из дерева, что является горючим материалам. Но полагал, что требования СНиП 21-01-97* не применяются к этому крыльцу и лестнице, так как здание является одноэтажным, и эта лестница не является эвакуационным межэтажным выходом.
В соответствии с требованиями пункта 6.17 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года N 18-7, и пункта 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания.
Типы лестниц и лестничных клеток здания, предназначенных для эвакуации, определены пунктами 5.15, 6.30 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", согласно которому наружные открытые лестницы относятся к 3-ему типу. Эти лестницы следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 метра и располагаться на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов.
На основании указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии здания СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и требованиям Правил пожарной безопасности в РФ, в связи с чем обоснованно возложил на ОАО "РЖД" обязанность по их устранению.
Доводы кассационной жалобы представителя ОАО "РЖД" о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с иском к организации о возложении обязанности, и что требования СНиП 21-01-97* не подлежат применению, так как здание было построено до введения их в действие, судебная коллегия находит несостоятельными и не принимает во внимание.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать в органы государственной власти.
Как следует из Федерального закона "О пожарной безопасности" первичными мерами пожарной безопасности является весь комплекс мер по реализации норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, установленных в нормативных документах по пожарной безопасности.
Здание, расположенное по и принадлежащее на праве собственности ОАО "РЖД", в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации, могли посетить неопределенный круг лиц из числа избирателей, наблюдателей и т.п. В целях защиты их жизни и здоровья Биробиджанский транспортный прокурор был в вправе, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 45 ГПК РФ, обратиться в суд с иском к ОАО "РЖД" с требованием о соблюдении положений нормативных актов Российской Федерации в области пожарной безопасности, которые обязательны для применения организациями всех форм собственности к зданиям, независимо от срока их создания и эксплуатации.
При рассмотрении спора суд обоснованно применил Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года N 18-7, так как эти нормы и правила разработаны в соответствии с рекомендациями международных организаций по стандартизации и нормированию и являются основополагающим документом комплекса 21 "Пожарная безопасность" Системы нормативных документов в строительстве. Ими установлена приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями.
Судом правильно установлены и исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Решение суда является законным и обоснованным. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом судебной проверки и в решении суда им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться; указанные доводы не опровергают выводы суда и не содержат ни материально-правовых, ни процессуальных оснований к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 366, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей на день подачи кассационной жалобы), судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 12 октября 2011 года по иску Биробиджанского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности - оставить без изменения, кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.И.ХУСНУТДИНОВА
Члены коллегии
Л.В.КУЗЬМИНОВА
Е.А.БУЗЫНОВСКАЯ