Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 15.01.2018 по делу N 33-75/2018, 33-4991/2017
Требование: О признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в нарушение п. 19 Порядка рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013, его заявление не рассмотрено.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 15.01.2018 по делу N 33-75/2018, 33-4991/2017
Требование: О признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в нарушение п. 19 Порядка рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013, его заявление не рассмотрено.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2018 г. по делу N 33-75/18(33-4991/17)
Судья Лиханов В.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Холмогорова И.К. при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
15 января 2018 года
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика С.О. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2017 года, которым по делу по иску Н. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) о признании решения об отказе в постановке на учет в получении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
постановлено:
Исковое заявление Н. к ответчику Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным выписку из протокола N... от 8 ноября 2016 года об отказе Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в порядке установленном Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Признать за Н. и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке установленном Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Обязать ФСИН России поставить Н. в очередь с момента подачи заявления т.е. с 30 мая 2014 года принятых комиссией согласно выписки из протокола N... от 16 июня 2014 года для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Взыскать солидарно с Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., объяснения истца и представителя ответчика П., судебная коллегия
установила:
Н. обратился в суд с требованиями к ответчикам, ссылаясь на то, что 30.05.2014 года через территориальную комиссию УФСИН России по РС (Я) обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с приложением требуемых документов. Протоколом N... от 16.06.2014 г. комиссией УФСИН России по РС (Я) принято решение о направлении его документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Однако по состоянию на 01.06.2017 г. в нарушение
п. 19 Порядка рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013 г., его заявление не рассмотрено. Просил признать право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на ФСИН России обязанность поставить его с членами семьи на учет.
В ходе рассмотрения дела в связи с получением отказа в постановке на учет истцом увеличены исковые требования, просил признать незаконным выписку из протокола N... от 08.11.2016 г. об отказе Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в порядке, установленном ФЗ-283 от 30.12.2012 г., признать за ним право на получение указанной выплаты, возложить на ответчика обязанность поставить его в очередь с момента подачи документов, то есть с 30 мая 2014 г., которые приняты судом определением от 04.09.2017 г.
Не согласившись с исковыми требованиями, представитель ответчика С.О. представила в суд отзыв, которым просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку решение ответчика об отказе в постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты является правомерным.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика С.С. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом были нарушены нормы материального права, не применен подлежащий применению
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Н. не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно
ч. 1 указанных Правил,
Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Согласно
п. 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Судом установлено, что истец с 01.09.2004 г. проходит службу в уголовно-исполнительной системе ********. Выслуга лет по состоянию на 22.05.2014 г. составляет в календарном исчислении 11 лет 08 мес. 21 день (л.д. 36).
30 мая 2014 года через территориальную комиссию УФСИН России по РС (Я) Н. обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с приложением требуемых документов.
Из выписки из протокола N... от 16 июня 2014 года заседания территориальной комиссии УФСИН России по РС (Я) по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения следует, что по результатам заседания принято единогласное решение направить документы истца в комиссию ФСИН России для рассмотрения и принятия решения о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 7-8).
Решением комиссии ФСИН России N... от 08 ноября 2016 года Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с
ч. 8 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с ухудшением жилищных условий супругой в 2013 году. Кроме того, причиной отказа также послужило отсутствие обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369.
Удовлетворяя исковые требования Н. и руководствуясь вышеуказанными нормами, суд пришел к выводу, что снятие супруги истца О. с регистрации по адресу:.........., где нанимателем жилого помещения является Г., не являющийся близким родственником, нельзя отнести к ухудшению жилищных условий, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Между тем с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (
часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим, в связи с чем несостоятельными являются доводы истца об отсутствии оснований считать О. ухудшившей свои жилищные условия, поскольку она не вселялась в жилое помещение, а выселялась из прежнего.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Основываясь при вынесении решения на вышеуказанных нормах закона, суд вместе с тем оставил без внимания установленные в судебном заседание юридически значимые обстоятельства, свидетельствующие об обеспеченности супруги истца жилым помещением на момент прекращения регистрации по прежнему месту жительства и регистрации по адресу места проживания с истцом.
Так, супруга истца первоначально проживала в г........... по ул..........., д. N..., кв. N... с 08.08.2007 г. в квартире со своими родителями, была снята с регистрации 21.02.2013 г., после чего 01.03.2013 г. она была зарегистрирована в качестве невестки в жилом доме по адресу:.........., собственником которого являются Н. - отец истца.
Таким образом, имело место ухудшение жилищных условий супругой истца, ввиду чего принятие на учет должно быть произведено с учетом вышеуказанного срока не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий, выводы комиссии в этой части являются правомерными.
Кроме того, правомерен отказ комиссии в предоставлении указанной выплаты и по причине непредоставления информации по сыну истца за пятилетний период.
Так, из материалов дела установлено, что к рапорту приложено только уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 28.04.2014 г., подтверждающий отсутствие регистрации прав на недвижимое имущество на Р., _______ года рождения (л.д. 27). Следовательно, истцом не представлена в комиссию полная информация по регистрации ребенка и, соответственно, документы, указанные в
абз. "з" п. 5 указанных Правил. В деле имеется только справка МКУ "ДЖО" ГО г. Якутска от 31.08.2017 г. N..., из которой следует, что Р. не значится в регистрации по месту жительства на территории г........... в период до 01.03.2013 г. (л.д. 83).
Между тем в силу названной нормы к заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Такие документы на несовершеннолетнего Р. ни с заявлением, ни в ходе рассмотрения его рапорта представлены не были.
При таких обстоятельствах выводы суда нельзя признать правильными и основанными на законе. Решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2017 года по делу по иску Н. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) о признании решения об отказе в постановке на учет в получении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Н. отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.БЕРЕЖНОВА
Судьи
И.К.ХОЛМОГОРОВ
С.А.ТОПОРКОВА