Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области от 03.04.2015 по делу N 33-173/2015
Требование: Об обязании обеспечить пожарными водоемами. Организовать создание условий для забора воды в двух пожарных водоемах, организовать обеспечение территории защитными противопожарными минерализованными полосами.
Обстоятельства: В результате прокурорской проверки установлено, что в границах сельского поселения не соблюдается обеспечение первичных мер пожарной безопасности, меры к ликвидации нарушений в сфере пожарной безопасности не принимаются.
Решение: Требование удовлетворено в части, так как установлено, что несоблюдение органом местного самоуправления требований федерального законодательства нарушает права жителей населенных пунктов поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области от 03.04.2015 по делу N 33-173/2015
Требование: Об обязании обеспечить пожарными водоемами. Организовать создание условий для забора воды в двух пожарных водоемах, организовать обеспечение территории защитными противопожарными минерализованными полосами.
Обстоятельства: В результате прокурорской проверки установлено, что в границах сельского поселения не соблюдается обеспечение первичных мер пожарной безопасности, меры к ликвидации нарушений в сфере пожарной безопасности не принимаются.
Решение: Требование удовлетворено в части, так как установлено, что несоблюдение органом местного самоуправления требований федерального законодательства нарушает права жителей населенных пунктов поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. по делу N 33-173/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Токмачевой Н.И., Золоторевой Ю.Г.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района ЕАО на решение Биробиджанского районного Суда ЕАО от 21.01.2015, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области обеспечить в срок до 01.05.2015 искусственным противопожарным водоемом с. П. в соответствии с требованиями Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Обязать администрацию муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01.07.2015 организовать создание условий для забора воды в двух пожарных водоемах с. В, а именно: устранить захламление различным мусором пожарные водоемы в соответствии с требованиями
Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Обязать администрацию муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01.05.2015 организовать обеспечение территории п. К.В., с. А., с. П., с. Ж.Я. защитными противопожарными минерализованными полосами в соответствии с требованиями
Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Прекратить производство по делу в части обязания администрации муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области обеспечить искусственным противопожарным водоемом п. К.В., с. А. в соответствии с требованиями Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в срок до 01.05.2015.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с администрации муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <...> рублей <...> копеек.
Заслушав доклад судьи Токмачевой Н.И., пояснения прокурора Витютнева К.В., представителя ответчика Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор Биробиджанского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района ЕАО (далее администрация Валдгеймского сельского поселения) об обязании обеспечить пожарными водоемами п. К.В., с. А., с. П. в срок до 01.05.2015; организовать создание условий для забора воды в двух пожарных водоемах с. В., а именно: устранить захламление различным мусором данные пожарные водоемы в срок до 01.05.2015; организовать обеспечение территории п. К.В., с. А., с. П., с. Ж.Я. защитными противопожарными минерализованными полосами в срок до 01.05.2015.
Требования мотивировал результатом прокурорской проверки деятельности ответчика в сфере защиты населенных пунктов и лесов от пожаров, по которому установлено, что в границах названного сельского поселения не соблюдается обеспечение первичных мер пожарной безопасности, меры к ликвидации нарушений в сфере пожарной безопасности администрацией не принимаются. В связи с тем, что бездействие администрации Валдгеймского сельского поселения нарушает право жителей указанного поселения, численность которых непостоянна, на благополучную окружающую среду, прокурор выступает в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Л. отказался от исковых требований в части обязания администрации Валдгеймского сельского поселения обеспечить искусственными противопожарными водоемами п. К.В. и с. А. в срок до 01.05.2015, просил производство по делу в этой части прекратить в связи с тем, что судом в 2010 году вынесены такие решения. В остальной части исковые требования уточнил, просил в срок до 01.05.2015 обязать ответчика обеспечить с. П. искусственным противопожарным водоемом в соответствии с требованиями Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; в срок до 01.07.2015 организовать создание условий для забора воды в двух пожарных водоемах с. В., для этого устранить захламление различным мусором пожарные водоемы в соответствии с требованиями
Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"; в срок до 01.05.2015 организовать обеспечение территории п. К.В., с. А., с. П., с. Ж.Я. защитными противопожарными минерализованными полосами в соответствии с требованиями
Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме". Свои требования обосновал доводами, изложенными в исковом заявлении. Относительно увеличения сроков для исполнения указанных требований возражал, ссылаясь на то, что бездействие ответчика нарушает права граждан поселения в части обеспечения их пожарной безопасности, поскольку в апреле месяце сходит снежный покров и наступает пожароопасный период.
Представитель ответчика администрации Валдгеймского сельского поселения Г. против удовлетворения заявленных требований не возражала, однако просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.07.2015 в части обязания организовать обеспечения территории п. К.В., с. А., с. П., с. Ж.Я. защитными противопожарными минерализованными полосами. Пояснила, что в настоящее время в отношении администрации Валдгеймского сельского поселения введена процедура банкротства, все счета заблокированы, ранее утвержденный план восстановления платежеспособности отменен. Расчетные счета, возможно, будут разблокированы лишь в конце июня 2015 года. Для обеспечения с. П. искусственным противопожарным водоемом потребуется времени значительно больше, поскольку на текущий год денежные средства в бюджет на данные цели не заложены, и могут быть запланированы лишь при формировании бюджета в декабре 2015 года. В связи с этим просила предоставить срок для удовлетворения требований в данной части до 01.05.2016.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Валдгеймского сельского поселения просит изменить решение суда первой инстанции в части, принять по делу новое решение, мотивируя тем, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Указывает на незаконность взыскания государственной пошлины, поскольку органы местного самоуправления освобождены от ее уплаты.
Считает, что судом при установление сроков исполнения требований не учтены следующие обстоятельства: арест счета ответчика, нахождение его в стадии банкротства, отсутствие денежных средств в бюджете на текущий год. Кроме того, сооружение искусственного противопожарного водоема в с. П. требует проведение торгов, подготовку проектной документации, что делает решение суда заведомо неисполнимо.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Л. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Считает, что отсутствие у ответчика финансовых средств, необходимых для исполнения решения суда, само по себе не может служить безусловным основанием для увеличения срока его исполнения, поскольку законодательство не связывает исполнение судебного решения с наличием либо отсутствием денежных средств в бюджете соответствующего муниципального образования.
Отмечает, что в условиях нарушений противопожарных правил имеется реальная угроза жизни, здоровью и имуществу проживающих на территории сельского поселения граждан.
В апелляционной инстанции представитель ответчика Г. доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что документов, подтверждающих введение процедуры банкротства в отношении администрации Валдгеймского сельского поселения и блокировки счетов, у них не имеется.
Прокурор Витютнев К.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к верному выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Вывод суда мотивирован, основан на законе, соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с
ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу
п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
ст. 63 этого Закона.
Согласно
п. 2 ст. 63 Федеральный закон N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Пункт 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с
ч. ч. 1,
2,
4 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Согласно
п. п. 55,
78,
80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Из материалов дела следует, что в результате прокурорской проверки совместно с отделом надзорной деятельности по г. Биробиджану и Биробиджанскому району УНД ГУ МЧС России по ЕАО 24.09.2014 и 25.09.2014 установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в Валдгеймском сельском поселении: в двух пожарных водоемах в с. В. отсутствуют условия для забора воды, так как источники наружного водоснабжения захламлены различным мусором; в с. П. отсутствует противопожарный водоем; территории п. К.В., с. А., с. П., с. Ж.Я. не обеспечены защитными противопожарными минерализованными полосами.
Эти обстоятельства представитель ответчика не оспаривал.
Разрешая спор, руководствуясь вышеназванными нормами права, районный суд пришел к правильному выводу, что несоблюдение органом местного самоуправления требований федерального законодательства нарушает права жителей населенных пунктов поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и правомерно удовлетворил требования прокурора о возложении на администрацию Валдгеймского сельского поселения обязанности устранить выявленные нарушения.
Определяя срок исполнения указанных обязанностей, суд первой инстанции правильно учел особенности нарушений, которые влияют на обеспечение граждан поселения в части их пожарной безопасности, защиты жизни, здоровья, имущества.
У судебной коллегии отсутствуют правовые основания не согласиться с таким выводом. Более того, нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в сентябре 2014 года, и до рассмотрения иска в суде ответчик не предпринимал никаких мер по их устранению, продолжая бездействовать и не исполнять требования законодательства.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у муниципального образования достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена законом.
В силу
ст. 10 Федерального закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
Доказательств, подтверждающих доводы апелляционной жалобы о нахождении ответчика в стадии банкротства и аресте счетов, в материалах дела не имеется. Не представлено таких документов и в суд апелляционной инстанции. Более того, из копии постановления <...> арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015, запрошенной судом апелляционной инстанции и приобщенной судебной коллегией к материалам дела, следует, что решением Арбитражного Суда ЕАО от 02.04.2013 в муниципальном образовании "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района ЕАО была введена временная финансовая администрация сроком на один год (то есть до апреля 2014 года), в продлении срока ее действия отказано.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.
Вместе с тем, заслуживает внимание довод апелляционной жалобы о незаконности взыскания с органа местного самоуправления государственной пошлины.
В соответствии с
пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поэтому абзац 7 резолютивной части решения о взыскании с ответчика администрации муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района ЕАО государственной пошлины в размере <...> рублей следует исключить.
определила:
Решение Биробиджанского районного Суда ЕАО от 21.01.2015 оставить без изменения.
Абзац седьмой резолютивной части решения исключить.
Считать апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района ЕАО частично удовлетворенной.