Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 26.10.2017 по делу N 33а-142/2017
Требование: О признании незаконным бездействия по необеспечению первичных мер пожарной безопасности и возложении обязанности обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты.
Обстоятельства: В нарушение положений законодательства в сфере пожарной безопасности ответчик не обеспечивает граждан добровольного пожарного формирования средствами индивидуальной защиты, что препятствует эффективному участию пожарных в тушении пожаров и проведению спасательных работ, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 26.10.2017 по делу N 33а-142/2017
Требование: О признании незаконным бездействия по необеспечению первичных мер пожарной безопасности и возложении обязанности обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты.
Обстоятельства: В нарушение положений законодательства в сфере пожарной безопасности ответчик не обеспечивает граждан добровольного пожарного формирования средствами индивидуальной защиты, что препятствует эффективному участию пожарных в тушении пожаров и проведению спасательных работ, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N 33а-142/2017
Судья суда 1 инстанции Кадыров И.К.
N 2а-140/2017
Судебная коллегия по административным делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Калининой Н.Л.,
судей Малова Д.В., Принцева С.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Драгунова А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадыре административное дело по апелляционному представлению прокурора Анадырского района Деменина Э.Л. на решение Анадырского районного суда от 6 июля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления прокурора Анадырского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Ваеги по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности и возложении обязанности обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты отказать".
Заслушав доклад судьи Принцева С.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Анадырского района обратился в Анадырский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Ваеги по необеспечению первичных мер пожарной безопасности и возложении обязанности обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты.
В обоснование административного иска указано, что администрация сельского поселения Ваеги в нарушение положений законодательства в сфере пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в том числе пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 5 Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", не обеспечивает граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) с. Ваеги средствами индивидуальной защиты, что препятствует эффективному участию пожарных в тушении пожаров и проведению спасательных работ, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Прокурор просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Ваеги, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно: необеспечении граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты пожарных, незаконным и обязать администрацию сельского поселения Ваеги обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) сельского поселения Ваеги 5 комплектами средств индивидуальной защиты, а именно: 5 куртками и 5 брюками со специальными теплоизолирующими подстежками, 5 костюмами водонепроницаемыми, 5 подшлемниками летними, 5 головными уборами зимними, 10 футболками хлопчатобумажными, 5 парами перчаток полушерстяных, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Анадырского районного суда от 23 июня 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (далее - ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз") и общественное учреждение пожарной охраны "Добровольная пожарная команда Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" участок с. Ваеги" (далее - Добровольная пожарная команда с. Ваеги) (л.д. 57).
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении прокурор Анадырского района Деменин Э.Л., указывая на свое несогласие с постановленным решением, полагает, что оно незаконно, просит его отменить и удовлетворить заявленные требования.
В возражениях на апелляционное представление ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" указывает на свое несогласие с ним и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Драгунов А.Г. поддержал апелляционное представление по изложенным в нем основаниям.
Прокурор Анадырского района, представители администрации сельского поселения Ваеги, заинтересованных лиц ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", общественного учреждения "Добровольная пожарная команда ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" участок с. Ваеги в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционного представления уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия на основании статьи 150 КАС РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, заслушав прокурора Драгунова А.Г., проверив решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом в целом полно и правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, законность и обоснованность которой у коллегии сомнений не вызывает.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора Анадырского района в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, проанализировав нормы федерального законодательства, регулирующие порядок организации и деятельности добровольных пожарных формирований, исходил из того, что законодательством на органы местного самоуправления не возложены обязанности по обеспечению граждан общественного учреждения "Добровольная пожарная команда ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" участок с. Ваеги средствами индивидуальной защиты пожарных, поскольку финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Добровольной пожарной команды ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" участок с. Ваеги осуществляется в первую очередь за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей) и средств поддержки. При этом оказание органами местного самоуправления поддержки общественным объединениям пожарной охраны не означает возникновение у этих органов данной обязанности.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Находя указанные выводы и их мотивировку в решении правильными, судебная коллегия не усматривает оснований приводить ее повторно в настоящем определении.
Довод апелляционного представления прокурора о том, что материально-техническое обеспечение мер первичной пожарной безопасности, в частности, обеспечение добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (дружины) сельское поселение Ваеги средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, отнесено к полномочиям администрации сельского поселения Ваеги Анадырского муниципального района в соответствии с действующим федеральным законодательством и Уставом сельского поселения, коллегия находит основанным на неправильном толковании действующего законодательства.
Как следует из протокола учредительного собрания членов общественного учреждения "Добровольная пожарная команда ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" участок с.п. Ваеги от 23 декабря 2013 года N 1, в с. Ваеги группой граждан создано общественное учреждение "Добровольная пожарная команда ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" участок с.п. Ваеги (л.д. 36).
Согласно ответам начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу на запрос суда на территории с.п. Ваеги создано общественное учреждение пожарной охраны "Добровольная пожарная команда ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" участок с.п. Ваеги, данное общественное учреждение включено в Реестр общественных организаций пожарной охраны Чукотского автономного округа.
В силу положений статьи 11 Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 указанного Федерального закона имущество, используемое добровольной пожарной охраной, формируется посредством передачи имущества учредителя (учредителей) во владение, в аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, взносов и пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожара). Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны.
На основании пункта 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 19 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Исходя из анализа приведенных норм, органы местного самоуправления самостоятельно определяют конкретные меры поддержки организаций добровольной пожарной охраны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что оказание органами местного самоуправления поддержки общественным учреждениям добровольной пожарной охраны не означает наличие обязанности органов местного самоуправления обеспечивать последних средствами индивидуальной защиты.
Довод апелляционного представления о неспособности Добровольного пожарного формирования с.п. Ваеги самостоятельно обеспечить себя средствами индивидуальной защиты не может служить основанием для отмены состоявшегося судебного постановления, поскольку не опровергает правильности выводов суда первой инстанции.
Коллегия не входит в оценку довода апелляционного представления прокурора о том, что суд первой инстанции в обжалуемом постановлении сделал вывод, что на территории муниципального образования создано объектовое общественное учреждение "Добровольная пожарная команда ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" участок с.п. Ваеги", поскольку указанное обстоятельство не относится к предмету спора и юридического значения для дела не имеет.
По существу доводы апелляционного представления, будучи основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, которые коллегия находит правильными.
Других доводов и ссылок на обстоятельства, которые не были бы исследованы судом первой инстанции или нуждались бы в дополнительной проверке, апелляционное представление не содержит, в связи с чем оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Анадырского районного суда от 6 июля 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Анадырского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Л.КАЛИНИНА
Судьи
Д.В.МАЛОВ
С.А.ПРИНЦЕВ