Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 N 88-224/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 12.09.2023 по делу N 33-2299/2023 (УИД 65RS0013-01-2022-000449-26)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании величины районного коэффициента и процентной надбавки.
Обстоятельства: Истец указал, что судебными актами в его пользу взыскана компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, однако сумма взыскана без учета районного коэффициента и процентных надбавок за работу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 12.09.2023 по делу N 33-2299/2023 (УИД 65RS0013-01-2022-000449-26)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании величины районного коэффициента и процентной надбавки.
Обстоятельства: Истец указал, что судебными актами в его пользу взыскана компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, однако сумма взыскана без учета районного коэффициента и процентных надбавок за работу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Решение: Удовлетворено в части.
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2023 г. по делу N 33-2299/2023
Судья Родивилина Т.Н. УИД 65RS0***-26
Докладчик Литвинова Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Литвиновой Т.Н.,
судей Марьенковой А.В., Баяновой А.С.,
при помощнике судьи Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о взыскании районного коэффициента и процентных надбавок за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области" К.
на решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 06 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Литвиновой Т.Н., судебная коллегия
установила:
20 июля 2022 года Б. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области" (ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области) о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В обоснование требований указал, что решением Смирныховского районного суда от 28 февраля 2022 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 21 июня 2022 года с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в его пользу взыскана компенсация за неиспользованные дни дополнительного отдыха за время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также проценты за задержку выплаты указанной компенсации в общей сумме 158276 рублей 96 копеек. Данная сумма, полагает, необоснованно взыскана без учета районного коэффициента (40%) и процентных надбавок за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%), тогда как выплата поименованных коэффициента и надбавок является обязательной для граждан, проходящих службу в соответствующих местностях. Ссылаясь на положения
статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237,
статьи 315,
316,
317 Трудового кодекса Российской Федерации и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в
постановлении N 26-П от 28 июня 2018 года, просил взыскать с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в свою пользу районный коэффициент и процентную надбавку за службу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 142449 рублей 27 копеек.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области.
Решением Смирныховского районного суда от 06 декабря 2022 года исковые требований Б. удовлетворены частично. С ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в пользу Б. взысканы районный коэффициент и процентная надбавка за работу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 142449 рублей 27 копеек (без учета НДФЛ). В удовлетворении требований к УФСИН России по Сахалинской области отказано.
В апелляционной жалобе на указанное решение представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области К. ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что специальные нормы закона, регулирующие порядок и размер выплаты сотрудникам УФСИН России по Сахалинской области денежного довольствия и подлежащие применению к правоотношениям сторон, не предусматривают возможность начисления районного коэффициента и северных надбавок на дополнительные выплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, взысканные в пользу истца судебными решениями. Отмечает, что занимаемая истцом должность в период прохождения им службы не относилась к должностям гражданского персонала, в связи с чем ему выплачивалась не заработная плата, а денежное довольствие, а потому нормы Трудового
кодекса Российской Федерации в данном случае неправомерно применены судом при удовлетворении исковых требований. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Сахалинского областного суда от 14 февраля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда от 13 июля 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Сахалинского областного суда от 14 февраля 2023 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Сахалинской области и ФКУ ИК-2 УФСИН по Сахалинской области К. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобе по изложенным в ней доводам.
Истец Б., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела на заявил, в связи с чем в соответствии со
статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив решение суда в пределах изложенных в жалобе доводов, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчиков, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене на основании
пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).
Как следует из материалов дела, решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 28 февраля 2022 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 21 июня 2022 года с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в пользу Б. взыскана компенсация за неиспользованные дни дополнительного отдыха за время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни в размере 140927 рублей 84 копейки и проценты за задержку выплаты компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха в размере 17349 рублей 12 копеек, всего взыскано 158276 рублей 96 копеек за период, когда Б. проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в должности начальника отдела коммунально-бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области.
Из содержания приведенных судебных постановлений следует, что компенсация за неиспользованные дни дополнительного отдыха за время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни рассчитана Б. без учета процентных надбавок и районного коэффициента в связи с прохождением службы в районе, приравненном к Крайнему Северу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался
статьями 146,
316,
135 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 2,
6 статьи 2), Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в
Постановлении N 26-П от 28 июня 2018 года, и исходил из того, что приведенными специальными нормами права не ограничено право сотрудника уголовно-исполнительной системы на оплату сверхурочной службы в соответствии с требованиями
статей 149,
153,
154 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, производится с учетом всех доплат, в том числе компенсационных и стимулирующих надбавок, а потому признал наличие у Б. права на получение стимулирующих выплат (компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха за время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни) с учетом районного коэффициента и северных надбавок, и взыскал в его пользу с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области 142449 рублей 27 копеек.
Судебная коллегия с приведенными выводами согласиться не может, поскольку они противоречат нормам права, регулирующим правоотношения сторон.
Так
статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим
Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
Согласно
частям 2,
3 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с: 1)
Конституцией Российской Федерации; 2) настоящим Федеральным
законом; 3)
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; 4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; 7) нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным
законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в
части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации
(часть 2).
Согласно
статье 68 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ, обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду часть 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. | |
В соответствии с
частью 1 статьи Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно
пункту 48 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 (действовавшего до 02 октября 2021 года), для применения районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера в составе денежного довольствия учитываются: 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
С 03 октября 2021 года действует
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом ФСИН России от 16.08.2021 N 701, в соответствии с
пунктом 36 которого для применения коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера в составе денежного довольствия учитываются: 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) надбавка за выслугу лет; 4) надбавка за квалификационное звание; 5) надбавка за особые условия службы; 6) надбавка за государственную тайну.
Приведенными нормами права, действующими в спорный период, установлен конкретный перечень выплат, к которым применяется районный коэффициент и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом применение районного коэффициента и процентных надбавок за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, к выплатам за службу сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также ночное время, приведенными нормативными актами не предусмотрено, а потому оснований для начисления на взысканные судебными решениями в пользу Б. дополнительные выплаты за службу, отклоняющуюся от нормальной, северных надбавок и районного коэффициента не имеется.
Применение судом первой инстанции к спорным правоотношениям норм Трудового
кодекса Российской Федерации, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в
Постановлении N 26-П от 28 июня 2018 года (с учетом указания суда кассационной инстанции о толковании закона, которое обязательно для суда, вновь рассматривающего дело), является необоснованным, поскольку порядок выплаты районного коэффициента и надбавок за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрен нормативными актами, непосредственно регламентирующими службу сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В связи с изложенным, обжалуемое решение подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области с принятием в указанной части нового решения об отказе Б. в удовлетворении заявленных требований к данному ответчику. В остальной части об отказе истцу в удовлетворения требований к УФСИН России по Сахалинской области решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь
статьями 327 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 06 декабря 2022 года отменить в части удовлетворения исковых требований к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области", принять в указанной части новое решение.
Б. в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области" о взыскании районного коэффициента и процентных надбавок за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Настоящее апелляционное определение может быть
обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 сентября 2023 года.
Председательствующий
Т.Н.ЛИТВИНОВА
Судьи
А.В.МАРЬЕНКОВА
А.С.БАЯНОВА