Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2023 N 88а-1768/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Приморского краевого суда от 29.06.2022 по делу N 33а-5310/2022
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования уполномоченного органа: Об обязании оборудовать здание лечебного корпуса войсковой части автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что здание лечебного корпуса, расположенное на территории военного городка, не соответствует требованиям законодательства, так как не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (автоматической установкой пожаротушения).
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Приморского краевого суда от 29.06.2022 по делу N 33а-5310/2022
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования уполномоченного органа: Об обязании оборудовать здание лечебного корпуса войсковой части автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что здание лечебного корпуса, расположенное на территории военного городка, не соответствует требованиям законодательства, так как не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (автоматической установкой пожаротушения).
Решение: Удовлетворено в части.
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2022 г. по делу N 33а-5310/2022
Судья Бовсун В.А. | 25RS0011-01-2021-005122-95 |
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Гуцалова И.В. и Горпенюк О.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Т. на решение Спасского районного суда Приморского края от 9 декабря 2021 года, которым исковое заявление военного прокурора удовлетворено частично. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность оборудовать здание лечебного корпуса войсковой части N инв. N (1974 года постройки ввода в эксплуатацию), расположенное по адресу: <адрес>, военный городок, Кнорринг N, автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона А., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении обязанности, указав в обоснование исковых требований, что 32 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части N требований законодательства о противопожарной безопасности. Здание лечебного корпуса войсковой части 59313-43 с инв. N (1974 года постройки ввода в эксплуатацию), расположенное по адресу: <адрес>, военный городок Кнорринг N, состоит на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и является собственностью Российской Федерации, в лице Минобороны России. В ходе проведенной проверки установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, включая отсутствие в здании автоматической пожарной сигнализации (автоматических установок пожаротушения). Просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации" оборудовать здание лечебного корпуса войсковой части N с инв. N (1974 года постройки ввода в эксплуатацию), расположенное по адресу: <адрес>, военный городок Кнорринг N, автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения, в соответствии с которыми
приказом Министра Обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этим же
приказом утвержден перечень филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, одним из которых является филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу (г. Хабаровск). Согласно п. 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения целей учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства, что отражено п. 14 Устава.
На основании приказа начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 31.03.2017 N 13/1 созданы обособленные подразделения - жилищно-эксплуатационные отделы филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. На территории Приморского краясоздан ЖЭ(К)0N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО (с 01.06.2019 Жилищно-коммунальная служба N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу). Здание лечебного корпуса войсковой части N является собственностью Минобороны РФ. С момента ввода в эксплуатацию капитальный и текущий ремонт здания не проводился. Согласно
приказу Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 860 "Об утверждении руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее по тексту - Приказ N 860) ФГБУ "ЦЖКУ" предназначено для контроля за исполнением контрактов и организацией коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил за счет средств Федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания. Просит в удовлетворении искового заявления в отношении ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Министерства обороны Российской Федерации.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 29.04.2022 данное дело передано в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, считает решение, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со
ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" утвержден
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, к которому отнесены здания общественного назначения и административно-бытового назначения.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки 32 военной прокуратурой гарнизона исполнения должностными лицами войсковой части N требований законодательства о противопожарной безопасности установлено, что здание лечебного корпуса, 1974 года постройки, расположенное на территории военного городка Кнорринг-23 не соответствует требованиям законодательства, так как не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (автоматической установкой пожаротушения).
Удовлетворяя заявленные военным прокурором требования и возлагая на Министерство обороны РФ как на собственника имущества обязанность оборудовать здание лечебного корпуса в/ч N автоматической пожарной сигнализацией и автоматическим установками пожаротушения, суд исходил из того, что Министерство обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета предусмотренных для содержания имущества Вооруженных Сил и оно должно обеспечить установку системы пожарной безопасности в соответствии с требованиями закона. Соответчик ФГБУ "ЦЖКУ" признано ненадлежащим ответчиком, поскольку учреждение является коммунально-эксплуатационной организацией, предназначенной для обеспечения материально-технической базы вооруженных сил и проведения текущего ремонта.
Между тем выводы суда сделаны без применения нормативных актов, подлежащих применению, без учета организационной структуры Министерства обороны РФ с наделением специальными полномочиями структурных подразделений, что повлекло вынесение незаконного решения.
В соответствии со
ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" утверждено
Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с
подпунктом 71 пункта 7 указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
К полномочиям Министерства обороны РФ
подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесена среди прочего организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов. При этом Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации
(п. 5).
На основании
Приказа Минобороны РФ от 02.03.2017 N 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ.
Согласно п. 12 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного Приказом Департамента имущественных отношений МО РФ от 03.03.2017 с изменениями от 30.07.2018, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу содержания пунктов 21 и 25 Устава (в новой редакции) учреждение обеспечивает капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
Ведомственным сводом правил ВСП 21-07-07 МО РФ "Инструкция по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры ВС РФ, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре установлено, что приобретение, монтаж и наладка ПА и СОУЭ производится в пределах лимитов капитальных вложений на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений ОВИ ВС РФ, выделенных видам Вооруженных Сил РФ родам войск, округам, группе войск, главным и центральным управлениям МО РФ (п. 4.19). Процедура включения объектов в план текущего ремонта и заявочный план капитального ремонта установленная приказом Министра обороны Российской Федерации N 860 от 30 декабря 2017 года "Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации" определяет, что контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путем проведения систематических (весенних, осенних) и внеплановых осмотров.
Для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования объекта специализированными организациями, формирование заявки на капитальный ремонт, согласование с региональным и окружным представителями государственного заказчика в установленный срок.
Таким образом, процедура проведения капитального ремонта Министерством обороны Российской Федерации содержит ряд этапов и ограничений, в этой связи возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по капитальному ремонту здания до реализации указанной процедуры уполномоченными органами является преждевременным, ставит исполнение решения под условие исполнения своих обязанностей другим юридическим лицом ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", что нарушает принцип исполнимости судебного решения.
Из дела видно, что по результатам прокурорской проверки в адрес командира войсковой части N вносились представления об устранении нарушений закона, во исполнение требований представления военного прокурора командир войсковой части N обращался к начальнику филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в г. Хабаровске с заявлениями от 19.03.2019, 23.04.2019 (л.д. 32, 33) о включении в заявочный план капитального ремонта объектов, подлежащих оборудованию автоматическими устройствами пожаротушения (АУТП), в том числе объекта N, здания лечебного корпуса, однако в подтверждение заявленных требований прокурором не представлено доказательств того, что в отношении спорного объекта соблюдена процедура включения его в титул капитального ремонта и его ремонт без участия собственника имущества - Минобороны России, невозможен.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности оборудовать здание лечебного корпуса войсковой части N инв. N, военного городка Кнорринг N автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения, поэтому решение суда в названной части подлежащим отмене.
В то же время судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности оборудовать здание лечебного корпуса войсковой части N инв. N автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения на учреждение, наделенное специальными полномочиями по осуществлению текущего и капитального ремонта имущества ВО РФ - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации".
Учитывая необходимость соблюдения процедуры включения объектов подлежащих оборудованию автоматическими устройствами пожаротушения в титул капитального ремонта, срок исполнения решения следует увеличить до одного года.
Руководствуясь
статьями 307 -
311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Спасского районного суда Приморского края имеет дату 09.12.2021, а не 09.12.2022. | |
решение Спасского районного суда Приморского края от 9 декабря 2022 года отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности оборудовать здание лечебного корпуса войсковой части 59313-43 инв. N (1974 года постройки ввода в эксплуатацию), расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, Кнорринг N, автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В отмененной части принять новое решение.
Возложить на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанность оборудовать здание лечебного корпуса войсковой части N инв. N автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении искового заявления военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации - отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.