Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 06.10.2015 по делу N 33-1007/2015
Требование: О возложении обязанности оборудовать помещение изолятора временного содержания исправной автоматизированной пожарной сигнализацией.
Обстоятельства: Прокурор полагает, что бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности, нарушает права подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС, и создает угрозу жизни и здоровью.
Решение: Исковое требование удовлетворено.
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 06.10.2015 по делу N 33-1007/2015
Требование: О возложении обязанности оборудовать помещение изолятора временного содержания исправной автоматизированной пожарной сигнализацией.
Обстоятельства: Прокурор полагает, что бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности, нарушает права подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС, и создает угрозу жизни и здоровью.
Решение: Исковое требование удовлетворено.
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2015 г. по делу N 2-149/2015, 33-1007/2015
Судья: Егоркина Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Выглева А.В.,
судей Вилер А.А., Коваленко О.В.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску и.о прокурора Омсукчанского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омсукчанскому району о возложении обязанности оборудовать помещение изолятора временного содержания исправной автоматизированной пожарной сигнализацией
по апелляционной жалобе Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омсукчанскому району на решение Омсукчанского районного суда Магаданской области от 09 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Вилер А.А., выслушав представителя Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омсукчанскому району Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
И.о. прокурора Омсукчанского района Магаданской области обратился в суд иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омсукчанскому району (далее - ОМВД России по Омсукчанскому району) о возложении обязанности оборудовать помещение изолятора временного содержания автоматизированной пожарной сигнализацией в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указывал, что в результате проверки соблюдения требований законодательства в части содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания (далее - ИВС) ОМВД России по Омсукчанскому району выявлено нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2012 года N 390, поскольку помещение ИВС не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
Представление от 02 марта 2015 года N... об устранении указанных нарушений ответчиком не исполнено.
Полагал, что бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности, нарушает права подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС, и создает угрозу жизни и здоровью указанной категории лиц.
Ссылаясь на
ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых",
ст. ст. 16,
20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2012 года N 390,
п. 4 приказа МЧС России от 18 июня 2003 года N 315 об утверждении норм пожарной безопасности просил возложить на ответчика обязанность оборудовать помещение изолятора временного содержания автоматизированной пожарной сигнализацией в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела истец изменил предмет исковых требований и просил возложить на ответчика обязанность оборудовать помещение изолятора временного содержания исправной автоматизированной пожарной сигнализацией в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Омсукчанского районного суда Магаданской области от 09 июня 2015 года требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе ОМВД России по Омсукчанскому району указывая на неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает неверными выводы суда о том, что помещение ИВС ОМВД России по Омсукчанскому району не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что в помещении ИВС автоматическая пожарная сигнализация установлена, однако отсутствует акт о проверки ее исправности.
Указывает, что в решении судом не приведены виды поломок, свидетельствующие о неисправности, не доказан факт неисправности автоматической пожарной сигнализации, не имеется ссылок на нормы, которым не соответствует имеющаяся сигнализация.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Омсукчанского района полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы. Указывает, что в материалах дела не имеется доказательств, в том числе акта проверки автоматической пожарной сигнализации, свидетельствующих о ее исправности.
Прокурор Омсукчанского района, извещенный надлежащим образом, для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не явился. Руководствуясь положениями
статей 167 (части 3),
327 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося прокурора Омсукчанского района.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика ОМВД России по Омсукчанскому району Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.Е., возражавшую против удовлетворения жалобы ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно
статьям 7,
9 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - ФЗ от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ) местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии с требованиями
статьи 23 ФЗ от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Во исполнение предоставленных
статьями 16,
20 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ полномочий федеральных органов государственной власти по регулированию общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 61 Правил, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 315 утверждены
нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими устройствами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" НПБ 110-03, которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Из содержания пунктов 4 - 6 и таблиц 1, 3 к указанным нормам пожарной безопасности следует, что объекты - здание и помещения в изоляторе временного содержания, относящиеся к государственному или муниципальному имуществу, должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.
При этом в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
В соответствии с пунктом 11.19 Положения об ОМВД России по Омсукчанскому району, утвержденного приказом начальника УМВД Российской Федерации по Магаданской области от 01 сентября 2014 года N 422, отдел реализует полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации Омсукчанского района от 10 марта 1999 года N... административное здание по <адрес> передано в хозяйственное ведение ответчика.
Согласно техническому паспорту помещений изолятора временного содержания ОМВД России по Омсукчанскому району, располагающегося в указанном здании, в 2000 году после передачи здания проведена его реконструкция, в 2008 году капитальный ремонт камер, оборудование комнаты для свиданий, медкабинета, следственного кабинета, в 2012 году произведена реконструкция кладовой в медкабинет, караульного помещения в дезкамеру, кабинета в кладовую и иные работы по реконструкции.
Частью 2 статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
В соответствии с положениями статьи 4 Технического регламента в случае, если положениями Технического регламента устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих его положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Актом от 11 октября 2011 года у ООО "П." ответчиком приняты работы по монтажу и наладке систем автоматической охранно-пожарной сигнализации и оповещения о пожаре в помещении ОМВД России по Омсукчанскому району по <адрес>
Последняя проверка работоспособности (технический осмотр и наладка) установленной системы автоматической охранно-пожарной сигнализации и оповещения о пожаре произведена ответчиком в период с 01 по 21 октября 2014 года, что подтверждается актом ООО "С.".
Судом первой инстанции установлено, что актом проверки, проведенной истцом 19 февраля 2015 года, в изоляторе временного содержания ОМВД России по Омсукчанскому району выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, поскольку медицинский кабинет, комната для свиданий и другие подсобные помещения, кроме помещений с мокрыми процессами не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (далее - АПС), в помещении коридора АПС находится в нерабочем состоянии, пожарные извещатели визуально нет возможности осмотреть, не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности АПС с оформлением соответствующего акта проверки (отсутствует договор на обслуживание АПС и акт проверки).
О необходимости устранения ответчиком выявленных прокурором нарушений направлено представление от 02 марта 2015 года N... (л.д. 11-13).
Письмом от 21 мая 2015 года N... ответчик сообщил, что автоматической пожарной сигнализацией оборудованы медицинский кабинет, следственная комната, АПС в помещении коридора находятся в рабочем состоянии, пожарные извещатели в визуальной видимости, установлены знаки пожарной безопасности (л.д. 44).
Сведения об оборудовании средствами автоматической пожарной сигнализации комнаты для свиданий, указанной в акте проверки от 19 февраля 2015 года, в письме ответчика не указаны.
Между тем, письмо ответчика от 21 мая 2015 года N... не является достаточным и допустимым доказательством, подтверждающим исполнение возложенной на него обязанности, обеспечить в реконструированных помещениях изолятора временного содержания наличие исправной автоматической пожарной сигнализации, поскольку акт приемки и ввода в эксплуатацию систем пожарной безопасности в помещениях изолятора временного содержания, указанных в письме ответчика от 21 мая 2015 года и акте проверки от 19 февраля 2015 года в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что при эксплуатации помещений изолятора временного содержания ОМВД России по Омсукчанскому району допускается нарушение требований пожарной безопасности, поскольку в части помещений изолятора не обеспечено оборудование и исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объектов (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации), пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в решении суда указания на конкретные неисправности автоматической пожарной сигнализации не свидетельствует о его незаконности и не влечет его отмену, поскольку не имеется доказательств подтверждающих, что ответчиком исполнена обязанность по оснащению всех помещений изолятора временного содержания, подлежащих в соответствии с законодательством в сфере обеспечения пожарной безопасности, оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.
Доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении или толковании судом норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь
пунктом 1 статьи 328,
статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Омсукчанского районного суда Магаданской области от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омсукчанскому району - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.ВЫГЛЕВ
Судьи
А.А.ВИЛЕР
О.В.КОВАЛЕНКО