Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 16.07.2014 по делу N 2-1522/14, 33-603/14
В иске о взыскании недополученной суммы денежного довольствия в виде северной надбавки, компенсации морального вреда отказано, так как, заключая контракт о службе в органах уголовно-исполнительной системы, гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников данных органов специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки - условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц.


Апелляционное определение Магаданского областного суда от 16.07.2014 по делу N 2-1522/14, 33-603/14
В иске о взыскании недополученной суммы денежного довольствия в виде северной надбавки, компенсации морального вреда отказано, так как, заключая контракт о службе в органах уголовно-исполнительной системы, гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников данных органов специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки - условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц.

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. по делу N 2-1522/14, 33-603/14
Судья Филенко М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего: Лобыкина С.Н.,
судей: Бельмас И.Ю., Кошак А.А.,
при секретаре судебного заседания: Б.,
рассмотрев 16 июля 2014 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, апелляционную жалобу М.С. на решение Магаданского городского суда от 30 апреля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований М.С. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области о взыскании недополученной суммы денежного довольствия в виде северной надбавки за ноябрь 2013 - март 2014 года в сумме <.......> рубля <.......> копеек, компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения представителя истца - М.Л., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ФКУ "Исправительная колония N 3" УФСИН РФ по Магаданской области П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
М.С. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области (далее ФКУ ИК N 3 или Учреждение) о взыскании недополученной суммы денежного довольствия в виде северной надбавки за ноябрь 2013 - март 2014 года в сумме <.......> рубля <.......> копеек, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указала, что родилась в гор. <.......> и после окончания школы в период с <дата>-<дата> г.г. обучалась по направлению УФСИН по Магаданской области в высшем учебном заведении ФСИН России в гор. <.......>. По окончании учебного заведения, в соответствии с условиями заключенного контракта, прибыла к месту прохождения службы в гор. Магадан, где с 07 августа 2012 года назначена на должность <.......> ФКУ ИК N 3. На момент поступления на службу стаж работы в РКС составлял 6 месяцев. Начисление процентных надбавок за работу в РКС осуществлялось в особом порядке в соответствии с приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года N 234, действовавшим до 06 июля 2013 года. В последующем, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1237, предусматривающего иной порядок начисления процентных надбавок за стаж работы в РКС, ответчик предложил добровольно возместить излишне выплаченные суммы надбавки в сумме <.......> рублей. Полагала действия ответчика неправомерными в связи с тем, что указанное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года, тогда как она проходит службу с 07 августа 2012 года и на нее распространялся действовавший ранее особый (ускоренный) порядок начисления данных надбавок. Обратившись в государственную инспекцию труда, получила разъяснения, согласно которым она имеет право на установление процентной надбавки в размере 60%, однако, ответчик продолжает начислять и выплачивать надбавку в размере 40%. Ссылаясь на причинение ей морального вреда в связи с нарушением права на получение денежного довольствия в полном размере, и предъявление неправомерных требований о возврате, якобы излишне выплаченных сумм надбавки, просила взыскать с ответчика его компенсацию в размере <.......> рублей.
По результатам рассмотрения дела 30 апреля 2014 года Магаданским городским судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с указанным решением истец обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене судебного постановления и вынесении по делу нового решения об удовлетворении иска. В качестве оснований к отмене судебного постановления ссылается на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Полагает неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 12 Трудового кодекса РФ и, как следствие, об отсутствии оснований для применения судом Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237. Настаивает на том, что по состоянию на 07 февраля 2013 года размер "северных" надбавок, учитываемых при расчете денежного содержания, должен составлять 60%.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, при разрешении дела судом первой инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании истец с 09 августа 2012 года назначена на должность <.......> ФКУ ИК N 3 (л.д. 40).
На 20 августа 2012 года стаж работы истца в РКС составлял 6 месяцев 13 дней (л.д. 41-42).
Начисление процентных надбавок за работу в РКС при поступлении истца на службу в учреждение уголовно-исполнительной системы осуществлялось в особом порядке в соответствии с приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года N 234, действовавшим до 06 июля 2013 года (л.д. 51).
Разрешая спор суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил закон, подлежащий применению.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании за ней права на установление процентной надбавки в особом порядке в соответствии с приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года N 234, суд первой инстанции исходил из того, что порядок установления и применения процентных надбавок к денежному довольствию сотрудников органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регламентируется Правилами применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 (далее по тексту - Правила).
Так, согласно подпункту "б" пункта 5 Правил, сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы в зависимости от продолжительности стажа в районах (местностях), отнесенных ко II группе территорий (к числу которых относится гор. Магадан), устанавливается процентная надбавка в размере: - 10 процентов за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие 6 месяцев стажа, а по достижении размера надбавки в 60 процентов - с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год стажа, но не более 80 процентов.
Абзацем вторым пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" предусмотрено, что другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются.
Таким образом, поскольку истец проходит службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, возможность применения процентных надбавок, не установленных указанным постановлением (включая иной порядок их приобретения), исключается.
Абзацем 2 пункта 5 указанного постановления предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года, в отношении лиц, перечисленных в части 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (абзац введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2013 года N 194), в числе которых указаны лица, проходящие службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Как установлено в судебном заседании, по состоянию на 01 января 2013 года размер надбавки за стаж работы в РКС, исчисленный истцу в особом порядке в соответствии с приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года N 234, составлял 20% (л.д. 51). Право на установление процентной надбавки в размере 40% в том же (ускоренном) порядке могло возникнуть у истца с 07 февраля 2013 года.
Однако, начиная с 01 января 2013 года, с учетом требований Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237, оснований для дальнейшего расчета истцу надбавки за стаж работы в РКС в особом порядке, у ответчика не имелось, в связи с чем ее расчет осуществлялся в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил и размер надбавки составил по состоянию на 07 августа 2013 года 40%, на 07 февраля 2014 года - 50% (л.д. 46).
Правоотношения, связанные с реализацией истцом права на установление процентной надбавки за стаж работы в РКС, носят длящийся характер и возникают по окончании каждого из периодов работы (шесть месяцев, либо год), предоставляющего истцу такое право.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям и после 01 января 2013 года нормативных правовых актов предусматривающих ускоренный порядок получения процентных надбавок не основаны на нормах права и обстоятельствах дела.
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что с 01 января 2013 года сформирована новая система денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы, обеспечившая значительное увеличение его размера, с одновременным упорядочением применения коэффициентов и надбавок к денежному довольствию.
Судом первой инстанции установлено, что в результате данных изменений общий размер денежного довольствия истца превысил размер выплат, получаемых ранее.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: определение Конституционного Суда РФ N 371-О имеет дату 18.11.2004, а не 05.06.2003.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 5 июня 2003 года N 371-О, 276-О, от 22 января 2004 года N 2-О, 3-О, 40-О и от 15 июля 2004 года N 298-О, законодательные изменения, связанные с реформированием системы материально-финансового обеспечения лиц, приводящие в итоге к повышению размера денежного довольствия этих лиц, ограничивать или умалять их конституционные права не могут.
В этой связи, судом сделан правильный вывод об отсутствии у истца права на установление процентной надбавки в заявленном им размере.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они отвечают требованиям законности.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что к рассматриваемым правоотношениям, с учетом норм, закрепленных в статье 12 ТК РФ, следовало применить положения приказа Минюста РФ от 01 декабря 2005 года N 234, являются ошибочными.
Служба в органах уголовно-исполнительной системы является особым видом федеральной государственной службы, а потому льготы в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются в соответствии с нормативными актами, регулирующими трудовые (служебные) отношения с данной категорией лиц.
Заключая соответствующий контракт о службе в органах уголовно-исполнительной системы, гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников данных органов специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки - условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц (работающих или проходящих службу), в том числе государственных служащих, имеющих иной правовой статус.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, в том числе по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь положениями статей 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магаданского городского суда от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.С. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья
Магаданского областного суда
С.Н.ЛОБЫКИН