Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 04.10.2017 по делу N 33-7511/2017
Требование: Об обязании произвести очистку на территории поселений либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой.
Обстоятельства: В ходе проверки исполнения законодательства об охране лесов от пожаров установлено, что ответчиком не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 04.10.2017 по делу N 33-7511/2017
Требование: Об обязании произвести очистку на территории поселений либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой.
Обстоятельства: В ходе проверки исполнения законодательства об охране лесов от пожаров установлено, что ответчиком не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах.
Решение: Требование удовлетворено.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. по делу N 33-7511/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Масловой Т.В., Романовой И.А.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Оремифского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации Оремифского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 19 июля 2017 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения прокурора Доськовой Т.Ю.,
установила:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Оремифского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края. В обоснование указал, что Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства об охране лесов от пожаров в лесах Российской Федерации органами местного самоуправления на территории Николаевского муниципального района установлено, что Администрацией Оремифского сельского поселения не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах в с. Оремиф, с. Тнейвах. Просил, с учетом уточненных требований в связи с частичным исполнением обязанности ответчиком, обязать администрацию Оремифского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края произвести на территории поселений с. Оремиф и с. Тнейвах Николаевского муниципального района Хабаровского края очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 19 июля 2017 года исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Возложена обязанность на Администрацию Оремифского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края в срок до 18 августа 2017 года произвести на территории поселений с. Оремиф и с. Тнейвах Николаевского муниципального района Хабаровского края очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
В апелляционной жалобе представитель администрации Оремифского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что решением установлен срок для исполнения обязанности по выполнению определенной работы без учета Федерального
закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере федеральных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Вынесенное решение носит двойственное толкование, т.к. не возлагает на ответчика конкретной обязанности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении рассмотрения дела не заявлял.
На основании
ст. 327,
ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, возражавшего против отмены решения суда по доводам жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (
ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с
пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно
ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
Согласно
пункту 72(3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Губернатора Хабаровского края от 27 апреля 2017 года N 213-р на территории Хабаровского края с 29 апреля 2017 установлен особый противопожарный режим.
Из сообщения заместителя начальника ОНД и ПР по г. Николаевск-на-Амуре и Николаевскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 15.05.2017 следует, что в ходе обследования в области пожарной безопасности выявлены нарушения в с. Оремиф и с. Тнейвах, в том числе, органом местного самоуправления не обеспечена очистка территории поселения, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров. Указанная территория также не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Главой администрации Оремифского сельского поселения введен с 03 мая 2017 г. особый противопожарный режим на территории Оремифского сельского поселения на период высокой пожарной опасности до особого распоряжения.
Администрацией Оремифского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края заключены договоры на оказание услуг по тушению лесных пожаров на землях Оремифского сельского поселения Николаевского муниципального района, по устройству минерализованной полосы в с. Тнейвах, обновлению минерализованной полосы в с. Оремиф, предоставлению пирса для забора воды в р. Амур, предоставления техники для тушения пожара в пожароопасный период 2017-2018 г.
05 июня 2017 года в адрес главы Оремифского сельского поселения Николаевским-на-Амуре городским прокурором было вынесено представление, в котором содержалось требование, в том числе по принятию мер по очистке территории населенного пункта либо по оборудованию минерализованной полосы.
Для исполнения требований администрация Оремифского сельского поселения обращалась 13.07.2017 г. в администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края для рассмотрения вопроса о финансировании затрат на противопожарные мероприятия в с. Оремиф, с. Тнейвах.
Ответчик в отзыве от 17.07.2017 года требования прокурора признал, вместе с тем, просил суд установить срок исполнения решения суда до 1 октября 2017 года в связи с необходимостью для изыскания денежных средств по проведению работ, заключения муниципального контракта с подрядной организацией и выполнения самих работ.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
ч. 4 ст. 6,
63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
ст. 10 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390, установив, что на дату вынесения решения суда в с. Оремиф и с. Тнейвах не обеспечена очистка территории поселения, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров, указанная территория также не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метров, учитывая, что обеспечение пожарной безопасности является соответствующей обязанностью органов местного самоуправления, отсутствие в с. Оремиф, с. Тнейвах очистки территории поселения, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров либо противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, проживающих в с. Оремиф, с. Тнейвах, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, установив срок для исполнения возложенной обязанности до 18 августа 2017 г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение принято без учета срока, необходимого для соблюдения процедуры и сроков при заключении контрактов для выполнения работ, а также мероприятий по исполнению требований, судебная коллегия отклоняет.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчика совершить, объем и характер мероприятий, необходимых для их совершения, судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции срок для исполнения ответчиком решения соответствует
ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является разумным и достаточным для выполнения перечисленных мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Доводы жалобы о возложении судом альтернативной обязанности, которую должен совершить ответчик, что, по мнению автора жалобы, затрудняет исполнение решения суда, судебная коллегия отклоняет, поскольку обязанность на ответчика возложена в соответствии с требованиями п. 72(3) Правил, которыми предоставлено право органу местного самоуправления самостоятельно выбирать способ выполнения мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, оснований к отмене решения суда не содержат.
Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Николаевского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 19 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Оремифского сельского поселения николаевского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ВЕРХОТУРОВА
Судьи
Т.В.МАСЛОВА
И.А.РОМАНОВА