Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 24.05.2017 по делу N 33-3970/2017
Требование: О возложении обязанности оборудовать здание устройством молниезащиты, обеспечении финансирования мероприятий.
Обстоятельства: При проведении проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в здании образовательного учреждения отсутствует устройство молниезащиты.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 24.05.2017 по делу N 33-3970/2017
Требование: О возложении обязанности оборудовать здание устройством молниезащиты, обеспечении финансирования мероприятий.
Обстоятельства: При проведении проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в здании образовательного учреждения отсутствует устройство молниезащиты.
Решение: Требование удовлетворено.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2017 г. по делу N 33-3970/2017г.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Е.С. Жельнио,
судей И.Н. Овсянниковой, К.В. Аноприенко,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 февраля 2017 г., принятое по гражданскому делу по исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 3 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей г. Советская Гавань, Управлению образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района о возложении обязанности оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения устройством молниезащиты и обеспечения финансирования указанных мероприятий.
Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия
установила:
Советско-Гаванский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 3 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей г. Советская Гавань, Управлению образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района о возложении обязанности оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения устройством молниезащиты и обеспечения финансирования указанных мероприятий и в обоснование заявленных требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности образовательными учреждениями Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края. Проверкой установлено, что в здании образовательного учреждения отсутствует устройство молниезащиты. Учредителем образовательной организации является управление образований Администрации Советско-Гаванского муниципального района, в связи с чем, финансирование мероприятий возлагается на управление. Допущенные нарушения федерального законодательства влекут нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для обучения, содержания несовершеннолетних, что не отвечает установленным требованиям законодательства, обеспечивающим жизнь и здоровье обучающихся.
Просил суд возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 3 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей г. Советская Гавань обязанность оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты в соответствии с требованиями инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 03.06.2003 г. N 280 в срок до 01.05.2017 г., возложить на Управление образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района обязанность обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 февраля 2017 г. исковые требования Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края удовлетворены, постановлено: Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 3 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей г. Советская Гавань, расположенное по <адрес> до 01 сентября 2017 г. оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты, обязать Управление образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, расположенное по <адрес> профинансировать мероприятие по оборудованию здания МБДОУ N 3 г. Советская Гавань устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Управление образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, и принять новое решение. Указывает, что решение судом первой инстанции принято с нарушением норм материального права, поскольку МБДОУ детский сад N 3 г. Советская Гавань не находится на стадии проектирования, реконструирования, капитальный ремонт в ближайшее время не запланирован.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Советско-Гаванский городской прокурор указывает, что апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции были предприняты все возможные меры для надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства по правилам
ст. 113 ГПК РФ, судебная коллегия, руководствуясь
ст. ст. 167,
327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу
части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ст. ст. 5.1,
7 ФЗ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пришел к выводу, что здание Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 3 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей г. Советская Гавань (далее МБДОУ N 3) не оборудовано устройством молниезащиты, обязанность по оборудованию здания детского сада устройством молниезащиты лежит на МБДОУ N 3 с получением технического проекта, утвержденного и согласованного в соответствующих органах, а обязанность профинансировать указанное мероприятие - на Управление образования администрации Советско-Гаванского муниципального района муниципального района Хабаровского края.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия с выводами суда соглашается.
Как следует из положения об Управлении образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края утвержденного постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 18.09.2015 г. N 923, Управление образования является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовых органах, обособленное имущество в оперативном управлении и исполняет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений на территории района.
Материалами дела установлено, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 3 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей г. Советская Гавань является дошкольным образовательным учреждением, которое организует обучение по программам дошкольного образования различной направленности, реализует программы дополнительного образования детей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с
преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу
ст. 20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из
п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу
ст. 5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным
законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (
п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Во исполнение названного положения закона Правительством РФ издано Постановление от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 66 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
Разделы 1,
3,
4 (пункты 4.1 -
4.7,
4.9 -
4.10,
4.11 (за исключением
абзаца второго пункта 4.11),
пункты 4.12,
4.14 -
4.22,
абзацы первый и
второй пункта 4.23,
пункты 4.24 -
4.26,
4.28 -
4.30),
5 (пункты 5.1,
5.2,
5.4 -
5.7,
5.9 -
5.13,
5.20 -
5.27,
5.32 -
5.36,
5.38 -
5.46),
6 (пункты 6.1 -
6.6,
6.8 -
6.12,
6.14 -
6.21,
6.23 -
6.28,
6.30 -
6.38,
6.40 -
6.48,
6.53 -
6.58,
6.64,
6.72,
6.77,
6.81 -
6.95),
7 (пункты 7.1 -
7.5,
7.8,
7.10 -
7.27,
7.35,
7.37 -
7.43,
7.46 -
7.49),
8 (пункты 8.1 -
8.7,
абзац первый пункта 8.9,
пункты 8.10,
8.11,
8.14,
8.18,
8.19,
8.21,
8.24 -
8.26,
8.28 -
8.34),
9 (пункты 9.1 -
9.5),
приложение Г.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны дошкольные образовательные организации (п. 1.1.1).
При этом, в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003
Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий дошкольных образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
Поскольку представители ответчиков в соответствии со
ст. 56 ГПК РФ не представили в суд первой инстанции доказательств, подтверждающих наличие молниезащитных устройств на здании общеобразовательного учреждения, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, руководствуясь требованиями противопожарной безопасности.
На основании
п. 1.1.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.01.2003 N 4145), указанные
Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Потребитель обязан обеспечить проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии
При приемке после монтажа устройств молниезащиты потребителю должна быть передана следующая техническая документация: технический проект молниезащиты, утвержденный в соответствующих органах, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны (п. 1.2.2, 2.8.2 Правил).
В соответствии с
ч. 7 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности получения проекта молниезащиты, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства, и финансирования указанных мероприятий, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Довод апелляционной жалобы о том, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 3 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей г. Советская Гавань не находится на стадии проектирования, реконструирования, капитальный ремонт в ближайшее время не запланирован, не освобождает ответчиков от устройства молниезащиты в здании указанного детского сада.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 февраля 2017 г., - оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Е.С.ЖЕЛЬНИО
Судьи
И.Н.ОВСЯННИКОВА
К.В.АНОПРИЕНКО