Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 21.06.2017 по делу N 33-4831/2017
Требование: О возложении обязанности совершить определенные действия.
Обстоятельства: Проведена проверка соблюдения ответчиком требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что пожарные гидранты демонтированы, некоторые пожарные гидранты в неисправном состоянии, загромождены; пожарные водоемы в неисправном состоянии, один из пожарных водоемов демонтирован.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 21.06.2017 по делу N 33-4831/2017
Требование: О возложении обязанности совершить определенные действия.
Обстоятельства: Проведена проверка соблюдения ответчиком требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что пожарные гидранты демонтированы, некоторые пожарные гидранты в неисправном состоянии, загромождены; пожарные водоемы в неисправном состоянии, один из пожарных водоемов демонтирован.
Решение: Требование удовлетворено.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. по делу N 33-4831/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей С.И. Железовского, Ю.А. Королева
при секретаре Ч.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения прокурора Т.Ю. Доськовой, представителя ОНД и ПР по Хабаровскому муниципальному району УНД И ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю П., Главы сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края Ч.Т., представителя администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края И., судебная коллегия
установила:
Прокурор Хабаровского района Хабаровского края обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что во исполнение указания прокуратуры Хабаровского края от 04.04.2016 г. N "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности в лесах в 2016 году" проведена проверка соблюдения ответчиком требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что: пожарные гидранты в <...> демонтированы; пожарные гидранты в <...> в неисправном состоянии, захламлены; пожарные водоемы в <...> в неисправном состоянии; пожарный водоем в <...> демонтирован. Таким образом, непринятие мер ответчиком по выявленным нарушениям, создают угрозу пожарной безопасности на территории с. Бычиха, а поэтому необходимо устранить нарушения действующего законодательства. С учетом уточненных исковых требований, прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность в срок до 18.07.2017 г. установить пожарные гидранты по адресам: ул. Новая, <...> в районе детского сада), ул. Уссурийская, <...> в районе домов 3 и 4), пожарный водоем в с. Новотроицкое емкостью не менее 54 куб. м воды в районе скважины, расположенной по ул. Нагорная, д. 4, в соответствии с требованиями "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 г. N 178.
Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 23 марта 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 апреля 2017 года исковые требования прокурора Хабаровского района Хабаровского края удовлетворены.
На Администрацию сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в срок до 18.07.2017 г. установить пожарные гидранты по адресам: ул. Новая, <...> в районе детского сада), ул. Уссурийская, <...> в районе домов 3 и 4), пожарный водоем в с. Новотроицкое емкостью не менее 54 куб. м воды в районе скважины, расположенной по ул. Нагорная, д. 4, в соответствии с требованиями "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 г. N 178.
В апелляционной жалобе Администрация сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края просит решение суда отменить или изменить в части и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в части установки пожарных гидрантов отказать, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушения судом норм материального и процессуального права. Указывает, что создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих в ним территориях, не означает содержание и ремонт гидрантов, а значит очищать территорию у колодцев с гидрантами от снега, наледи, иметь указатель пожарного гидранта, участвовать в осмотре его работоспособности не реже 2 раз в год. Привлечение к административной ответственности не имеет к настоящему делу никакого отношения, поскольку было до передачи водопроводной сети в Хабаровский муниципальный район. Водопроводные сети приняты в том состоянии, в каком они были на момент подписания акта приема-передачи от 04.04.2016 г., претензий по состоянию и качеству передаваемого имущества не было. Хабаровский муниципальный район зарегистрировал право собственности на переданное имущество и является собственником водопроводной сети, который в свою очередь закрепил ее на праве хозяйственного ведения за МУП "Осиновореченское" и передал по акту приема-передачи от 29.08.2016 г. Вместе с тем согласно техническому паспорту от 25.03.2004 г. гидранты являются неотъемлемой и составной частью водопроводной сети. В связи с чем являются ненадлежащим ответчиком по делу.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с п. п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу ст. 10 того же Федерального закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В соответствии со ст. 63 вышеназванного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 указанного Федерального закона установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно - питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу ст. 68 того же Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно - питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима, согласно п. 16 которых, вступившему в силу с 01.09.2012 г., на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. ст. 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с п. 80 указанных Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в порядке осуществления государственного пожарного надзора, заместителем начальника ОНД по Хабаровскому муниципальному району 29.03.2016 г. Администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края выдано предписание N об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.03.2016 г., которым она обязывалась, в срок до 15.04.2016 г. устранить нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, Свода правил 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. N 178, Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (п. п. 1, 3 предписания), в срок до 01.08.2016 г. устранить нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (п. 2 предписания).
29.09.2016 г., при получении ответа из Администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края N от 25.08.2016 г., заместителем начальника ОНД по Хабаровскому муниципальному району было выявлено неисполнение в срок п. 2 предписания государственного пожарного надзора N об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.03.2016 г., которым она обязывалась по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Бычиха устранить выявленные нарушения, заключающиеся в том, что: пожарные гидранты по ул. Восточная, 10, ул. Новая, 13, ул. Новая, 19, ул. Уссурийская, 1, ул. Уссурийская, 5, ул. Уссурийская, 21, ул. Уссурийская, 11, ул. Уссурийская, 37, ул. Октябрьская, 2, ул. Первомайская, 8, ул. Восточная, 2 демонтированы; по ул. Новая, 23, ул. Октябрьская, 16 в неисправном состоянии, захламлены; пожарные водоемы по ул. Новая, 23 а, ул. Центральная, 17, в неисправном состоянии; по ул. Новая, 19 демонтирован. Акты проверок работоспособности пожарных гидрантов и пожарных водоемов не предоставлены.
Прокуратурой Хабаровского района Хабаровского края во исполнение указания прокуратуры Хабаровского края от 04.04.2016 г. N "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности в лесах в 2016 году" проведена проверка соблюдения Администрацией сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что пожарные гидранты в <...> демонтированы; пожарные гидранты в <...> вне исправном состоянии, захламлены; пожарные водоемы в <...> в неисправном состоянии; пожарный водоем в <...> демонтирован.
На основании Постановления мирового судьи судебного участка N 68 Хабаровского района Хабаровского края от 27.10.2016 г. Администрация сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края привлечена к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 руб.
На основании решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 28.02.2017 г. постановление мирового судьи судебного участка N 68 Хабаровского района Хабаровского края от 27.10.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба Администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 21.03.2016 г. N 178-рп "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между сельским поселением "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Хабаровского муниципального района Хабаровского края" утвержден Перечень имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Согласно указанному перечню было передано недвижимое имущество в виде системы водоснабжения.
Согласно акту передачи имущества от 21.03.2016 г. N 178-рп, в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края принят объект недвижимого имущества - водопроводные сети, адрес (местоположение): Хабаровский край, Хабаровский район, с. Бычиха, с. Новотроицкое, в то время как пожарные гидранты в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края не передавались.
Из вышеприведенных нормативных актов следует, что поддержание на территории сельского поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью Администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Учитывая, что невыполнение обязанностей возложенных действующим законодательством о пожарной безопасности на органы местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории сельского поселения "Село Бычиха", так и временно находящихся в указанном населенном пункте, суд первой инстанции, удовлетворяя иск, пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности при содержании источников противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения "Село Бычиха".
Ответчиком в апелляционной жалобе оспаривается обязанность по устранению нарушений лишь в отношении пожарных гидрантов.
Судебная коллегия не может согласиться с данными доводами, исходя из того, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности, при этом Администрацию сельского поселения Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края как муниципальный орган обязана в силу перечисленных выше норм права обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего поселения
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 апреля 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Хабаровского района Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.КУСТОВА
Судьи
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
Ю.А.КОРОЛЕВ