Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 27.05.2015 по делу N 33-3289/2015
Требование: Об обязании обеспечить помещения, занимаемые контрольно-пропускным пунктом, автоматической установкой пожарной сигнализации.
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что отсутствие автоматической установки создает угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу в случае возникновения пожара, а также может повлечь нарушения нормального функционирования пункта пропуска.
Решение: Требование удовлетворено, так как обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности лежит на учреждении как на лице, уполномоченном пользоваться имуществом.
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 27.05.2015 по делу N 33-3289/2015
Требование: Об обязании обеспечить помещения, занимаемые контрольно-пропускным пунктом, автоматической установкой пожарной сигнализации.
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что отсутствие автоматической установки создает угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу в случае возникновения пожара, а также может повлечь нарушения нормального функционирования пункта пропуска.
Решение: Требование удовлетворено, так как обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности лежит на учреждении как на лице, уполномоченном пользоваться имуществом.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. по делу N 33-3289/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Хуснутдиновой И.И.,
судей Симаковой М.Е., Пестовой Н.В.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 марта 2015 года по гражданскому делу по иску Камчатского транспортного прокурора к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации об обязании обеспечить помещения, занимаемые контрольно-пропускным пунктом Петропавловск-Камчатский Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю автоматической установкой пожарной сигнализации.
Заслушав доклад судьи Симаковой М.Е., пояснения представителей ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" М., Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации О., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Доськовой Т.Ю., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Камчатский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - ФГКУ Росгранстрой) об обязании обеспечить помещения, занимаемые контрольно-пропускным пунктом Петропавловск-Камчатский Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю, расположенные по <адрес>, автоматической установкой пожарной сигнализации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что при проверке исполнения требований законодательства при эксплуатации, оснащении и обслуживании зданий, помещений и сооружений, используемых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установлено, что Хабаровский филиал ФГКУ Росгранстрой не осуществляет надлежащего технического оснащения помещений в морском пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации морской порт Петропавловск-Камчатский. Проверкой установлено, что ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" Хабаровскому филиалу ФГКУ Росгранстрой в целях осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в морском пункте пропуска через государственную границу в пользование на безвозмездной основе переданы объекты (помещения и др.), расположенные в морском пункте пропуска Петропавловск-Камчатский по <адрес>. В нарушении
ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта N НПБ N помещения, занимаемые контрольно-пропускным пунктом Петропавловск-Камчатский Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю, не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации. Отсутствие автоматической установки создает угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу в случае возникновения пожара, а также может повлечь нарушения нормального функционирования пункта пропуска.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 февраля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее - Росграница).
Ответчики исковые требования не признали.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 марта 2015 года исковые требования Камчатского транспортного прокурора удовлетворены.
На ФГКУ Росгранстрой возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить помещения, занимаемые контрольно-пропускным пунктом Петропавловск-Камчатский Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю, расположенные по <адрес>, автоматической установкой пожарной сигнализации.
В апелляционной жалобе ФГКУ Росгранстрой не согласно с решением суда, считает его незаконным, поскольку судом не полно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. Указано, что при утверждение государственного оборонного заказа на 2015 год Правительством РФ не предусмотрены мероприятия по реконструкции МПП Петропавловск-Камчатский, а Росграница и ФГКУ Росгранстрой не утверждены в качестве государственных заказчиков по реконструкции МПП Петропавловск-Камчатский. В этой связи у ответчиков отсутствуют правовые и иные основания для реконструкции указанного пункта пропуска. Кроме того, требование об обеспечении пожарной сигнализацией в течение 6 месяцев, противоречит действующим нормативным правовым актам, согласно которым реконструкция, строительство МПП Петропавловск-Камчатский возможна только при условии выделения денежных средств для этих целей федеральным законом о федеральном бюджете на планируемый период, а также выделения денежных средств в рамках федеральной целевой программы (2012 - 2020 гг.). В связи тем, что выделение денежных средств предусмотрено в 2017 году, вопрос об оснащении может быть решен при доведении лимитов бюджетных обязательств Росграницей ФГКУ Росгранстрой. Соответственно в настоящее время ассигнование денежных средств в адрес ФГКУ Росгранстрой на указанные цели не производится.
Полагает, что обязанность по обеспечению помещений пожарной сигнализацией должна быть исполнена собственником здания. В соответствии с условиями договора возмездного пользования, ФГКУ Росгранстрой обязуется только поддерживать переданные объекты в исправном состоянии. Объект был передан ФГКУ Росгранстрой в том состоянии, в котором находился на момент проверки. Все работы по оборудованию помещения производились собственником помещения.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Камчатскому краю", ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" не явились, извещены надлежащим образом, с ходатайством об отложении дела не обращались. В соответствии со
ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствии не явившихся лиц.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда представителем ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району" представлено заявление о замене стороны правопреемником, в связи с реорганизацией в форме слияния ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Камчатскому краю".
Согласно
части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В связи с изложенным судебная коллегия определила произвести замену ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Камчатскому краю" его правопреемником ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району".
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (
часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со
ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (
п. 1). Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (
п. 2).
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со
ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.01.2013 между ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" (передающая сторона) и ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (принимающая сторона) заключен договор безвозмездной передачи объектов основных средств N, расположенных по <адрес>.
Согласно п. 1.1 договора, передающая сторона передает в пользование на безвозмездной основе принимающей стороне объекты основных средств, для Российской Федерации в целях обеспечения осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а принимающая сторона принимает объекты и несет все расходы на их содержание.
Исходя из положений п. 1.7 договора, при подписании договоры стороны подтверждают, что техническое состояние объектов позволяет их использовать под цели, указанные в договоре.
Из акта от 01.01.2013, подписанного сторонами, являющегося приложением к договору от 09.01.2013, следует, что недостатков при передаче объектов не выявлено, состояние объектов позволяет их использовать в целях, указанных в договоре.
В ходе проведения Камчатской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности установлено, что помещения, занимаемые контрольно-пропускным пунктом Петропавловск-Камчатский Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю, не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 г. N 734, Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружении, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.
Согласно
Уставу ФГКУ "Росгранстрой", утвержденному Приказом Росграницы от 04.02.2009 N 6, Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации.
Частью 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" установлено, что строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Учитывая условия договора безвозмездного пользования имуществом от 09.01.2013, согласно которому бремя содержания имущества, переданного учреждению Росгранстрой, несет оно само, исходя из фактических обстоятельства дела, установив обстоятельства несоответствия морского пункта пропуска Петропавловск-Камчатский требованиям
ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 14 норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска прокурора, поскольку обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности лежит на учреждении как на лице, уполномоченном пользоваться имуществом.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием выделенных на эти цели денежных средств из федерального бюджета, не влекут отмену решения по следующим основаниям.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 01.10.2007 N 1359, Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.11.2007 N 734, Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации (Росграница) осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 5.2 Устава ФГКУ "Росгранстрой", финансовое обеспечение ФГКУ "Росгранстрой" осуществляется за счет средств федерального бюджета и на основании бюджетной сметы, учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, которая составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном Росграницей, в соответствии с общими требованиями, установленными Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
Согласно Уставу ФГКУ "Росгранстрой", Росграница в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до Дирекции лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Дирекции, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Дирекции, также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Росграница в соответствии с бюджетными полномочиями, представленными ей, как главному распорядителю бюджетных средств, в том числе установленными
ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для функционирования ФГКУ "Росгранстрой", вправе внести изменения в бюджетную смету, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе о нахождении морского пропускного пункта Петропавловск-Камчатский в собственности ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт", выводов суда не опровергают и не являются основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности по оборудованию морского пункта пропуска автоматической установкой пожарной сигнализации.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с
ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 марта 2015 года по гражданскому делу по иску Камчатского транспортного прокурора к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации об обязании обеспечить помещения, занимаемые контрольно-пропускным пунктом Петропавловск-Камчатский Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю автоматической установкой пожарной сигнализации оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
И.И.ХУСНУТДИНОВА
Судьи
М.Е.СИМАКОВА
Н.В.ПЕСТОВА