Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26.11.2014 по делу N 33-7509/2014
Требование: О понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: При проведении проверки прокурором выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании ответчика, которые последним не устранены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нарушения ответчиком правил противопожарного режима при эксплуатации здания нашел свое подтверждение.


Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26.11.2014 по делу N 33-7509/2014
Требование: О понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: При проведении проверки прокурором выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании ответчика, которые последним не устранены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нарушения ответчиком правил противопожарного режима при эксплуатации здания нашел свое подтверждение.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N 33-7509/2014
В суде первой инстанции дело слушала судья Добржанская Ю.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Т.А. Разуваевой,
членов коллегии судей Е.А. Бузыновской, Г.И. Федоровой,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10 сентября 2014 года, принятое по гражданскому делу по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона (в интересах неопределенного круга лиц) к открытому акционерному обществу "Славянка", Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению культуры и искусств "Дом офицеров Анастасьевского гарнизона" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., объяснения представителя военного прокурора Аманина О.И., представителя ОАО "Славянка" П., представителя Министерства обороны России Ф., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с иском к ОАО "Славянка", ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, ФГУ культуры и искусств "Дом офицеров Анастасьевского гарнизона" Министерства обороны России о понуждении к совершению действий. В обоснование своих требований истец сослался на то, что при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания Дома офицеров Анастасьевского гарнизона, расположенного по адресу: <адрес>, войсковая часть N, выявлены некоторые нарушения требований пожарной безопасности, что нашло отражение в акте, составленном ДД.ММ.ГГГГ инспекцией пожарного надзора. Дом офицеров является государственным имуществом и передан в оперативное управление Министерству обороны России. Владелец имущества - Министерство обороны России, ДД.ММ.ГГГГ заключило с ОАО "Славянка" государственный контракт N на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны России и иных фондов, используемых в интересах заказчика. По условиям контракта ОАО "Славянка" обязано оказывать соответствующие услуги, в том числе через свои структурные подразделения - ремонтно-эксплуатационный район N филиала "Хабаровский" ОАО "Славянка", но свои обязанности исполняет недобросовестно. Истец просил (с учетом уточнений, сделанных в исковых требованиях в ходе судебного разбирательства): обязать ОАО "Славянка" в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании Дома офицеров Анастасьевского гарнизона: - провести обработку деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащитными составами, о чем составить соответствующий акт с указанием даты прописки и срока ее действия; - обеспечить исправное состояние внутреннего противопожарного водопровода (пожарных гидрантов), а также организовать проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составление соответствующих актов; - в зрительном зале кресла и стулья соединить между собой в ряды и прочно прикрепить их к полу.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10.09.2014 года исковые требования военного прокурора удовлетворены частично. На ОАО "Славянка" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании Дома офицеров Анастасьевского гарнизона: -провести обработку деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащитными составами, о чем составить соответствующий акт с указанием даты прописки и срока ее действия; - обеспечить исправное состояние внутреннего противопожарного водопровода (пожарных гидрантов), и организовать проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составление соответствующих актов; - в зрительном зале кресла и стулья соединить между собой в ряды и прочно прикрепить их к полу.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Славянка" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к ОАО "Славянка", ссылаясь на несоответствие принятого решения нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам. Возлагая на ОАО "Славянка" устранить нарушения требования пожарной безопасности, выявленные в здании Дома офицеров Анастасьевского гарнизона, суд согласился с доводами истца, что обязанность соблюдать правила пожарной безопасности при эксплуатации здания возложена на эту организации на основании государственного контракта. При этом суд не учел, что Правилами пожарной безопасности РФ, утвержденных 25.04.2012 года N 390. обязанность контроль за оснащением зданий необходимым оборудованием, проводить контроль за соответствием здания требованием пожарной безопасности возложена на собственника объекта. ОАО "Славянка" собственником здания не является. По условиям государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ года, ОАО "Славянка" приняла на себя обязательства осуществлять текущее обслуживание объектов Министерства обороны, а не обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель ОАО "Славянка" П. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия АО ДД.ММ.ГГГГ года) поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований к ОАО "Славянка".
В суде апелляционной инстанции представитель военного прокурора Аманина О.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ года), представитель Министерства обороны России Ф. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия АО ДД.ММ.ГГГГ года), возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представители ФГУ культуры и искусств "Дом офицеров Анастасьевского гарнизона" Министерства обороны России и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, о причине неявки не уведомили, об отложении слушания дела не просили. Признав причину неявки неуважительной, судебная коллегия провела судебное заседание без их участия.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность судебного решения, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным комиссией в составе: помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона, заместителя начальника инспекции пожарного надзора Восточного военного округа, начальника ФГУ культуры и искусства "Дом офицеров Анастасьевского гарнизона" Министерства обороны России, заместителя командира по тылу войсковой части 30763, что при эксплуатации Дома офицеров Анастасьевского гарнизона допущены нарушения правил пожарной безопасности: деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючие декорации сценического и выставочного оформления, драпировки в зрительных и экспозиционных залах не обработаны огнезащитными составами; внутренний противопожарный водопровод (пожарные гидранты) неисправны; в зрительном зале кресла и стулья не соединены между собой в ряды и не прикреплены прочно к полу.
Лица, участвующие в деле, наличие нарушений, указанных в акте, не оспаривали.
Удовлетворяя исковые требования военного прокурора о необходимости совершить действия по устранению нарушений правил пожарной безопасности суд сослался на то, что выявленные факты свидетельствуют о нарушении правил пожарной безопасности при эксплуатации Дома офицеров Анастасьевского гарнизона.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению при разрешении данного спора.
Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, которая определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушение требований пожарной безопасности. Для соблюдения противопожарной безопасности необходимо соблюдать противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, устанавливают федеральные органы государственной власти в области пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В Правилах противопожарного режима в Российской Федерации указано, что руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (пункт 55). В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья следует соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой (пункт 107). Руководитель организации обеспечивает обработку деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфетах огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия (пункт 108).
Поскольку в ходе судебного разбирательства факт нарушения Правил противопожарного режима нашел свое подтверждение, то суд принял правильное решение об устранении выявленных нарушений.
Но судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности устранить выявленные нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации на ОАО "Славянка" поскольку в этой части решение не соответствует нормам материального права.
Как установлено статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 ГК РФ).
Как установлено статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом, а именно, на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (пункт 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения (пункт 2). Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (пункт 4).
Таким образом, федеральным законодательством о противопожарной безопасности обязанность совершать действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, возложена на собственника здания и/или руководителя предприятия, которое эксплуатирует это здание.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 457-р от 03.02.2004 года здание Дома офицеров Анастасьевского гарнизона закреплено на праве оперативного управления за Анастасьевской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны России.
Приказом Министра обороны России от 17.12.2010 года N 1871 ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России с 20.12.2010 года реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны РФ, в том числе Анастасьевской квартирно-эксплуатационной части.
Распоряжением Министра обороны России учреждено ФГУ культуры и искусства "Дом офицеров Анастасьевского гарнизона".
Приказом Министра обороны РФ от 27.08.2012 N 2222 утверждено Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации. которым определено, что войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу, вооружение, военную и специальную технику и другие материальные ценности соединений (воинских частей), земельные участки, а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (пункт 1).
В пункте 237 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации указано, что должностные лица соединения (воинской части), осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с Уставом (Корабельным уставом Военно-Морского Флота). Они обязаны: знать состояние, порядок эксплуатации (хранения) и ремонта вооружения, военной техники и других материальных ценностей в воинских частях (подразделениях), особенности их боевого применения; принимать участие в планировании хозяйственной деятельности соединения (воинской части), своевременно представлять необходимые для этого данные и обеспечивать выполнение мероприятий планов; организовывать контроль и устранение выявленных недостатков; знать состояние закрепленных объектов материально-технической базы, обеспечивать правильное их содержание и использование; организовывать взаимодействие и своевременно подавать заявки на обслуживание и ремонт исполнителям.
Пунктом 261 Руководства установлено, что начальник противопожарной службы соединения (воинской части) выполняет обязанности в соответствии с пунктом 237 настоящего Руководства. В воинских частях, где штатом не предусмотрена должность начальника службы (пожарной команды, пожарного расчета) противопожарной защиты и спасательных работ воинской части, приказом командира воинской части назначается нештатный начальник службы (военной команды, пожарного расчета) противопожарной защиты и спасательных работ. Это лицо также должно: организовывать и проводить контроль за соблюдением в соединении (воинской части) требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов в области противопожарной защиты, направленных на повышение живучести объектов материально-технической базы соединения (воинской части) в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени; осуществлять контроль за противопожарным состоянием объектов материально-технической базы соединения (воинской части) и за соблюдением военнослужащими установленных требований пожарной безопасности и несением службы пожарным нарядом, в том числе не реже одного раза в месяц в ночное время; следить за исправностью, эксплуатацией всех средств пожаротушения, источников противопожарного водоснабжения и установок пожарной сигнализации, контролировать выполнение противопожарных требований и норм при строительстве воинских зданий и участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов материально-технической базы соединения (воинской части).
Начальник клуба соединения (воинской части), как указано в пункте 274 Руководства, обязан точно выполнять установленные требования противопожарной безопасности, содержать в исправном состоянии средства пожаротушения; осуществлять не реже одного раза в месяц проверку состояния противопожарной защиты в клубе.
Приказом Министра обороны России от 24.10.2012 года N 3333 утверждена Инструкция по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом. Инструкцией установлено, что заявки на пожарно-техническую продукцию составляются воинскими частями (организациями) на предстоящий (планируемый) год и направляются в управления планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов. Обобщенные заявки за военный округ представляются в Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Возлагая на ОАО "Славянка" обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в здании Дома офицеров Анастасьевского гарнизона, суд первой инстанции исходил из того, что здание передано в обслуживание ОАО "Славянка" на основании государственного контракта на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ, заключенного 28.02.2013 года между Министерством обороны РФ и ОАО "Славянка".
В Руководстве по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны РФ от 27.08.2012 N 2222, указано, что материально-техническая база включает в себя объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск. К объектам хозяйственного назначения относятся: казарменно-жилищный фонд (каюты, кубрики), столовые (камбузы, кают-компании); хлебозаводы и хлебопекарни; бани и прачечные; склады (кладовые) и другие аналогичные объекты. К объектам учебно-материальной базы воспитательной работы относятся: клубы, библиотеки, радиоузлы, комнаты (каюты) досуга, комнаты боевой славы (истории), музеи, центры (пункты) психологической помощи и реабилитации, телевизионные центры, кино- и видеообъединения, кино- и видеопрокатные пункты и другие аналогичные объекты (пункт 3).
Следовательно, Дом офицеров относится к объектам учебно-материальной базы воспитательной работы.
А как следует из содержания государственного контракта, заключенного 28.02.2013 года между Министерством обороны России и ОАО "Славянка", исполнитель обязан оказывать услуги по обслуживанию объектов казарменно-жилищного фонда. А Дом офицеров Анастасьевского гарнизона относится к объектам учебно-материальной базы воспитательной работы.
Таким образом, ОАО "Славянка" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, и на него не может быть возложена обязанность выполнять установленные требования противопожарной безопасности в Доме офицеров Анастасьевского гарнизона.
Так как здание Дома офицеров Анастасьевского гарнизона передано в оперативное управление ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, создано ФГУ культуры и искусств "Дом офицеров Анастасьевского гарнизона" Министерства обороны России, то обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности необходимо было возложить на эти учреждения.
На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, с вынесением нового решения.
Доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение, явились основанием к отмене судебного решения, поэтому жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10 сентября 2014 года отменить и принять новое решение.
Исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению культуры и искусств "Дом офицеров Анастасьевского гарнизона" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить действие, удовлетворить.
Возложить на Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение культуры и искусств "Дом офицеров Анастасьевского гарнизона" Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы в здании Дома офицеров Анастасьевского гарнизона, расположенного по адресу: <адрес>, войсковая часть N:
- обработать деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючие декорации сценического и выставочного оформления, драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащитными составами. О проведенной обработке составить акт с указанием даты пропитки и срока ее действия;
- обеспечить исправное состояние внутреннего противопожарного водопровода (пожарных гидрантов). Проводить проверку его работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составление соответствующих актов;
- в зрительном зале кресла и стулья соединить между собой в ряды и прочно прикрепить их к полу.
Военному прокурору Хабаровского гарнизона в удовлетворении исковых требований к открытому акционерному обществу "Славянка" о понуждении к совершению действий, отказать.
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий
Т.А.РАЗУВАЕВА
Члены коллегии
Г.И.ФЕДОРОВА
Е.А.БУЗЫНОВСКАЯ