Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2022 N 88а-8768/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.05.2022 по делу N 33а-2827/2022 (УИД 27RS0002-01-2021-002873-91)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Обстоятельства: Суд в нарушение требований законодательства не привлек к участию в деле в качестве ответчика уполномоченный орган, решение которого непосредственно обжаловалось заявителем.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.05.2022 по делу N 33а-2827/2022 (УИД 27RS0002-01-2021-002873-91)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Обстоятельства: Суд в нарушение требований законодательства не привлек к участию в деле в качестве ответчика уполномоченный орган, решение которого непосредственно обжаловалось заявителем.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2022 г. по делу N 33а-2827/2022
Дело N 2а-205/2022
УИД 27RS0002-01-2021-002873-91
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 мая 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Казариковой О.В.
судей: Савченко Е.А., Хасановой Н.В.
при секретаре: С.И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 20 мая 2022 года дело по административному исковому заявлению С.Н.ВА. к УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя административного истца С.Н.ВА. - Зайца М.А. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения представителя административного истца С.Н.ВА. - Зайца М.А., представителя административного ответчика УФСИН России по Хабаровскому краю Н., судебная коллегия
установила:
С.Н.ВА. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю) о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет и предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований указано, что С.Н.ВА. проходит службу в Федеральном казенном учреждении Следственный изолятор N 1 (ФКУ СИЗО-1) УФСИН России по Хабаровскому краю. По состоянию на 2020 год выслуга лет составляла в календарном исчислении - 11 лет 10 месяцев 22 дня; в льготном исчислении - 19 лет 3 месяца. С.И.ВА. продолжает службу в том же учреждении по контракту от 27.11.2017. С.И.ВБ. проживает по адресу: <адрес>, вместе с членами своей семьи: мужем - П., матерью - С.С., являющейся собственником данного жилого помещения, сыном - Е. Ранее С.Н.ВА. и членам ее семьи единовременная социальная выплата (единовременная субсидия) для приобретения и (или) строительства жилого помещения не предоставлялась. Полагает, что имеет право встать на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства. По причине пандемии коронавируса COVID-19 и введенными в связи с этим ограничениями, первоначальное заявление с пакетом документов в количестве 20 штук направлено Почтой России ценным письмом 16.04.2020. Документы были получены только в августе 2020 года. 14.09.2020 комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья отказала С.Н.ВА. в постановке на учет для ее получения. 15.02.2021 в адрес УФСИН России по Хабаровскому краю был направлен новый пакет документов для рассмотрения вопроса о предоставлении ЕСВ. 30.04.2021 комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья снова отказала С.Н.ВА. в постановке на учет для получения ЕСВ по тому основанию, что не представлены документы, подтверждающие наличие/ отсутствие документов подтверждающих право собственности супруга истицы; документы, подтверждающие наличие/отсутствие документов подтверждающих право собственности истицы (выписки из БТИ со всех регионов в которых проживал); копия послужного списка; свидетельство о рождении заявителя. Супруг С.Н.ВА. П. умышленно ухудшил свои жилищные условия в августе 2019 года, выписавшись из жилого помещения по адресу: <адрес>. Полагает данное решение незаконным, поскольку согласно почтовых описей, в адрес УФСИН России по Хабаровскому краю были направлены все необходимые документы, в том числе послужной список С.Н.ВА., копии выписок из ЕГРН на всех членов семьи. В постановлении Правительства Российской Федерации N 369 от 24.04.2013 не указано, что заявитель и (члены) семьи заявителя обязаны для подтверждения наличия/ отсутствия права собственности на жилое помещение предоставлять справки с БТИ всех регионов, в которых они проживали.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований С.Н.ВА. откаано.
В апелляционной жалобе С.Н.ВА. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда. Указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального права, неправильно определены обстоятельства дела, имеющие значение для дела. Просит решение отменить как незаконное, ссылаясь на доводы административного искового заявления. Указывает, что суд первой инстанции необоснованно указал в решении суда о том, что супруг С.Н.ВА. П. не подлежит включению в состав семьи заявителя ввиду неподтверждения их совместного проживания, поскольку С.Н.ВА. и ее супруг состоят в зарегистрированном браке, что само по себе подразумевает совместное проживание. Доказательств раздельного проживания супругов не представлено. Указывает, что П. не совершал намеренных действия, ухудшающие жилищные условия, поскольку П. имел формальную регистрацию по адресу: <адрес>, норм действующего законодательства, предусмотренных частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, не нарушал.
Письменные возражения на доводы апелляционной жалобы не поступали.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, уважительность причин неявки в судебное заседание не представил.
Поскольку по делу были выполнены требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела, а их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца С.Н.ВА. - З. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Хабаровскому краю Н. полагала решение суда первой инстанции законным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 37 (глава 4) КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, стороны, заинтересованные лица.
Кодекс административного судопроизводства четко определил круг лиц, участвующих в административных делах об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (п. 4 ст. 38 КАС РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 41 КАС РФ, в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика. Таким образом, если заявленное требование непосредственно касается кого-либо из лиц, не участвующих в деле, и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица к участию в деле является обязательным.
В соответствии со ст. 47 КАС РФ, заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
Между тем, разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело административных ответчиков, заинтересованных лиц, входит в состав действий сторон и суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (пункт 3 части 3 статьи 135 КАС РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Пунктом 3 статьи 309 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции отменяет решение суда и направляет дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ), что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок и условия предоставления такой единовременной социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила). Согласно п. 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496, изданным во исполнение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которым определен порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вышеуказанных вопросов.
Приказ ФСИН России от 29.08.2013 N 496, утратил силу 13.12.2014 в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
При этом п. 4 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550 установлено, что заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до вступления в силу данного приказа, подлежат рассмотрению Комиссией ФСИН России.
Из материалов дела следует, что административный истец С.Н.ВБ. является сотрудником УФСИН России по Хабаровскому краю и на 30.04.2021 ее выслуга лет в календарном исчислении превышала 11 лет.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом от 30.04.2021 N 37 С.Н.ВА. отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты ввиду того, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, а также ухудшения членом его семьи жилищных условий в 2019 году в связи со снятием с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.
Семья С.Н.ВА. состоит из трех человек С.Н.ВА., супруг П., несовершеннолетний сын Е.
С 29.05.2001 С.Н.ВА., а Е. с 22.04.2008 постоянно зарегистрированы по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, в жилом помещении общей площадью 59,2 кв. метров, принадлежащем на праве собственности С.С.- матери административного истца. П., 05.08.2019 выписавшись из жилого помещения по адресу: ЕАО, <адрес>, общей площадью 58,6 кв. м, являющегося муниципальной собственностью и предоставленного П., зарегистрировался временно по иному адресу: <адрес>.
Разрешая вопрос об отказе признании решения комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю (выписка из протокола N 37 от 30.04.2021) об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, суд не привлек к участию в деле комиссию по рассмотрению вопросов представления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в качестве административного ответчика, а также супруга административного истца С.Н.ВА. - П. в качестве заинтересованного лица, вопрос о правах и обязанностях которых разрешен судом.
Таким образом, судом допущены нарушения процессуального права, которые повлияли на исход административного дела.
Допущенные судом нарушения норм процессуального права в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ являются безусловным основаниями к отмене решения суда с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует правильно определить состав лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в нем в установленном законом порядке надлежащих административного ответчика и заинтересованных лиц, принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по административному делу обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия с правовой точки зрения не оценивает, поскольку суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции по результатам надлежащего судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 января 2022 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению С.Н.ВА. к УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности направить на новое рассмотрение в Кировский районный суда г. Хабаровска.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.