Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2021 N 88-7783/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 21.05.2021 по делу N 33-3230/2021
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О приведении общего имущества многоквартирного дома в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на фасаде многоквартирного дома установлены ответчиком металлические лестницы, на кровле дома напротив выходов из квартиры истца демонтированы защитные ограждения на парапетах и установлена новая железная конструкция в виде спуска на лестницу к нижним этажам, при сдаче дома в эксплуатацию проектной документацией указанные элементы не были предусмотрены.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 21.05.2021 по делу N 33-3230/2021
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О приведении общего имущества многоквартирного дома в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на фасаде многоквартирного дома установлены ответчиком металлические лестницы, на кровле дома напротив выходов из квартиры истца демонтированы защитные ограждения на парапетах и установлена новая железная конструкция в виде спуска на лестницу к нижним этажам, при сдаче дома в эксплуатацию проектной документацией указанные элементы не были предусмотрены.
Решение: Отказано.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2021 г. по делу N 33-3230/2021
27RS0001-01-2020-007366-35
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.,
судей: Железовского С.И., Дорожко С.И.,
при секретаре: Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-255/2021 по исковому заявлению Ф. к товариществу собственников жилья "Ришувил" о признании действий незаконными, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Ф. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 января 2021 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения истца Ф., ее представителя Беленькой О.С., судебная коллегия
установила:
Ф. обратилась в суд с иском к ТСЖ "Ришувил" и, с учетом увеличения исковых требований, просила признать незаконными действия ТСЖ "Ришувил" по установке лестниц на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (первая с кровли дома на уровне 24 этажа и по 19 этаж, где расположена квартира N 205; вторая лестница с кровли 19 этажа, где расположена квартира N 205 и имеются два выхода из квартиры N 205 на кровлю, а далее вниз через 18 и 17 этажи, заканчиваясь на 16 этаже, где также имеются два выхода на кровлю из квартиры N 191), а также по установке железной конструкции в виде спуска на лестницу к нижним этажам (с 19-го по 16-ый этаж), установленной напротив выходов на кровлю из квартиры <адрес>; возложить на ТСЖ "Ришувил" обязанность выполнить демонтаж лестниц, установленных на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>: первая с кровли дома на уровне 24 этажа и по 19 этаж, где расположена квартира N 205; вторая лестница с кровли 19 этажа, где расположена квартира N 205 и имеются два выхода из квартиры N 205 на кровлю, а далее вниз через 18 и 17 этажи, заканчиваясь на 16 этаже, где также имеются два выхода на кровлю из квартиры N 191; выполнить демонтаж железной конструкции в виде спуска на лестницу к нижним этажам (с 19-го по 16-ый этаж), установленной напротив выходов на кровлю из квартиры <адрес>; восстановить в первоначальное положение фасад многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, после демонтажа лестниц и железной конструкции, указанных в пунктах 2.1 и 2.2, а также восстановить в первоначальное положение демонтированные защитные ограждения на парапетах на кровле напротив выходов на кровлю из квартиры <адрес>, расходы по уплате госпошлине возложить на ответчика.
В обоснование иска указано то, что истец является собственником жилого помещения, расположенного на 19 этаже по адресу: <адрес>, и проживает в нем. Из квартиры предусмотрено два выхода на кровлю. Дом находится в управлении ТСЖ "Ришувил". В нарушение ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, весной 2020 г. на фасаде дома установлены металлические лестницы: первая с крыши дома на уровне 22 этажа, где расположена квартира N 213, вниз через 21 этаж, где квартира N 211, потом 20 этаж, где квартира N 209 и по 19 этаж, где расположена принадлежащая ей квартира N 205; вторая лестница с кровли 19 этажа, где расположена принадлежащая ей квартира N 205 и имеются два выхода из квартиры N 205 на кровлю, а далее вниз через 18 и 17 этажи, заканчиваясь на 16 этаже, где также имеются два выхода на кровлю из квартиры N 191. В июне 2020 г. на кровле напротив выходов из квартиры N 205 демонтированы установленные застройщиком по проекту защитные ограждения на парапетах и установлена новая железная конструкция в виде спуска на лестницу к нижним этажам (с 19 по 16 этаж). При этом, при сдаче дома в эксплуатацию проектной документацией указанные элементы не были предусмотрены. При приобретении квартиры она исходила из того, что на кровле, где имеются выходы из ее квартиры, нет никаких лестниц, а значит и доступа третьих лиц в ее квартиру, она чувствовала себя в безопасности. 04.03.2020 она направила в адрес ТСЖ "Ришувил" обращение о предоставлении проекта реконструкции фасада дома, а также о целях ее использования. В ответе от 13.03.2020 ответчик указал, что работы по установке лестницы на фасаде дома произведены с целью обеспечения доступа работников ТСЖ к террасам с крыши дома, данные работы не относятся к реконструкции, в связи с чем, проект на производство данных работ не требуется. Также она обращалась в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, который 25.03.2020 ей сообщил, что при выдаче разрешительной документации застройщику ООО "Керенг-Хабаровск" данная лестница не учитывалась, самовольный монтаж лестницы, выполненной на фасаде жилого дома <адрес>, приведет к изменению режима эксплуатации террасы и откроет доступ третьим лицам в жилую квартиру N 205. На основании ее обращения Главное управление государственного контроля и лицензирования 27.08.2020 выдало предостережение ТСЖ "Ришувил" о недопустимости нарушения обязательных требований и демонтаже металлических лестниц на фасаде дома. Ею в адрес ТСЖ "Ришувил" направлялась досудебная претензия с просьбой в срок до 30.09.2020 предоставить техническую и иную связанную с управлением домом документацию, а также с требованием в срок до 10.10.2020 произвести демонтаж указанных конструкций. Однако данная претензия оставлена без ответа.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 января 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ф. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что, ни решением общего собрания собственников, ни решением членов ТСЖ не принималось решение об установке спорных лестниц; отчет об исполнении сметы за 2019 г., план сметы на 2020 г., акты осмотра общего имущества ответчиком не представлены. Принятие решения о капитальном ремонте - это исключительная компетенции общего собрания собственников, которое не принимало решение о монтаже лестниц и не утверждало расходы на данные работы. Члены правления ТСЖ вышли за пределы своих полномочий, в связи с чем, решение членов ТСЖ об установке лестниц независимо от признания судом ничтожны. Суд указал, что работы по установке лестниц на фасаде дома не относятся к реконструкции объектов капитального строительства, однако из документов, представленных ответчиком, следует, что установка лестниц отнесена к капитальному ремонту, решение о котором не принималось. Доказательств, подтверждающих отказы в доступе на террасу на 16 и 19 этажах не представлено, напротив это опровергается доказательствами, представленными истцом. Вывод суда и доводы ответчика о том, что установление лестниц - это выполнение требований пожарной безопасности являются взаимоисключающими, поскольку на дверях входа и на люке лестницы установлены замки. Согласно ответа на запрос о наличии предписаний об установке пожарных лестниц, такие предписания не выдавались. На проектах дома спорные лестницы отсутствовали. Своими действиями ответчик нарушил требования по поддержанию архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, сохранности имущества истца и иного имущества. Ответчик, установив лестницы, демонтировав защитные парапеты, без согласования изменил внешний вид фасада. Сведения о безопасности установленных лестниц ответчиком не представлены. В отношении монтажа лестниц с 24 на 19 этаж ответчиком представлена копия договора от 19.02.2020 на производство работ по устройству кровли, который не имеет отношения к монтажу пожарных лестниц. Работы по монтажу пожарных лестниц и их испытаниям выполнены лицами, не имеющими разрешение на данный вид деятельности.
В возражениях на апелляционную жалобу ТСЖ "Ришувил" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что протоколом общего внеочередного собрания собственников МКД от 22.05.2019 утвержден план расходов на капитальный ремонт объектов ТСЖ, в том числе крыш и фасадов. Доказательств того, что работы по установке лестниц являются реконструкцией не представлено, более того, ответчиком представлено заключение специалиста, из которого следует, что данные работы реконструкцией не являются. Нарушения прав истца в результате монтажа спорных лестниц отсутствуют.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражении на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества в том числе включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в том числе обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, в том числе включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно п. 11(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, м инимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) - реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 ст. 44 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" - применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Судом установлено и материалами дела подтверждено то, что Ф. является собственником жилого помещения, расположенного на 19 этаже по адресу: <адрес>, зарегистрирована и проживает в нем. Из указанной квартиры N 205 предусмотрено два выхода на кровлю (террасу).
ТСЖ "Ришувил" является организацией, выполняющей функции по управлению указанным многоквартирным домом.
Согласно технической документации на жилой дом <адрес> и на квартиру N 205 в указанном доме - здание 2010 г. постройки, является многоквартирным жилым домом переменной этажности с крышами на уровне 16, 19, 22 этажей, с офисами и подземной автопарковкой, имеет две террасы; квартира истца общей площадью 74,8 м?, жилой - 33,9 м?, включает в себя две жилые комнаты, кухню, санузел, ванную, кладовую, коридор, имеется балкон площадью 11,7 м? и два выхода на кровлю (террасу).
Весной 2020 г. ответчиком выполнены работы по монтажу двух лестниц с кровли 24 этажа до 19 этажа и с 19 этажа до 16 этажа, что подтверждено представленными в материалы дела договором подряда, актами выполненных работ по форме КС-2, актами скрытых работ, актами испытаний, исполнительскими схемами.
19.02.2020 ТСЖ "Ришувил" заключило с ИП Пак В.А. договор подряда N 1/02-2020 на производство работ по устройству кровли по адресу: <адрес> в рамках которого, в том числе, 05.03.2020 и 23.03.2020 выполнен монтаж лестниц прямолинейных и криволинейных пожарных с ограждением, а именно установлены две лестницы на фасаде многоквартирного дома: первая лестница с кровли дома на уровне 24 этажа по 19 этаж; вторая лестница с кровли 19 этажа по 16 этаж.
09.06.2020 ТСЖ "Ришувил" заключило с ООО "Стройэксперт" договор подряда N 09/06-2020 на производство работ по капитальному ремонту кровли по адресу: <адрес> в рамках которого, в том числе 31.07.2020 выполнен монтаж лестниц прямолинейных и криволинейных пожарных с ограждением, а именно напротив выходов на кровлю из квартиры истца установлена железная конструкция в виде спуска на лестницу к нижним этажам с 19-го по 16-ый этаж.
Из протокола N 1 от 22.05.2019 общего внеочередного собрания собственников многоквартирного дома <адрес> следует, что утверждены планируемые расходы на капитальный ремонт дома, перечень работ, стоимость, сроки выполнения.
Из протокола N 11032020 заседания членов правления ТСЖ "Ришувил" от 11.02.2020 следует, что от собственника квартиры N 186 поступило заявление о затоплении квартиры с террасы (крыши) 16 этажа. Для ремонта этой крыши требуется доступ к ней. Поэтому следует установить лестницы между 24 и 19 этажами, в дальнейшем между 19 и 16 этажами 2 корпуса.
Принятые решения об утверждении расходов на капитальный ремонт, установке лестниц в установленном законом порядке не оспорены.
Согласно акта от 05.03.2020 о приемке заказчиком ТСЖ "Ришувил" от подрядчика выполненных работ по <адрес> - приняты работы по монтажу лестниц (прямолинейных и криволинейных пожарных с ограждением). Из ответа Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска истцу от 25.03.2020 следует, что при выдаче разрешительной документации застройщику ООО "Керенг-Хабаровск" данная лестница не учитывалась, самовольный монтаж лестницы, выполненной на фасаде жилого дома <адрес>, приведет к изменению режима эксплуатации террасы и откроет доступ третьим лицам в жилую квартиру N 205.
Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края 27.08.2020 на обращение Ф. направлена копия предостережения N 1111 от 23.07.2020 ТСЖ "Ришувил" о недопустимости нарушений обязательных требований жилищного законодательства в части содержания общего имущества собственников помещений и демонтаже металлических лестниц, установленных на фасаде дома.
Ранее Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ТСЖ "Ришувил" выдано предостережение N 892 от 18.06.2020 о принятии исчерпывающих мер по недопущению нарушения требований п. 4.6.1.1. Правил N 170 в связи с обращением гражданина на течь в его квартире N 185 с кровли вследствие неисправного технического состояния кровли МКД по <адрес>.
Согласно заключения специалиста ИП Л. СРО Ассоциация Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" N 02/2021 от 21.01.2021 - установка исследуемых лестниц на фасаде здания не имеет ни одного признака реконструкции, предусмотренного ст. 1 п. 14 Градостроительного кодекса РФ, установка лестниц на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не является реконструкцией. Установка наружных пожарных лестниц необходима по требованиям пожарной безопасности согласно п. 4.3 ГОСТ Р 53254-2009 и п. 7.11 СП 2.13130.2013. Учитывая, что других пожарных лестниц, соединяющих кровли в уровнях 24-го, 19-го и 16-го этажей нет, то устройство лестниц также необходимо для доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения согласно ст. 80, ч. 1 Федерального закона N 123-Ф N, ст. 8 Федерального закона N 384-ФЗ. Установка наружных лестниц также необходима для работ по содержанию и ремонту кровли указанного дома согласно п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из исследовательской части данного заключения следует, что 19.01.2021 специалистом произведен осмотр здания по <адрес>. Объект представляет здание многоквартирного жилого дома переменной этажности (от 14 до 24 этажей в жилой части) со встроенно-пристроенными общественными помещениями. Кровля здания рулонная, малоуклонная с внутренним водостоком, имеет много участков, расположенных на разной высоте. Фасад здания навесной, вентилируемый с облицовкой фасадными металлопластиковыми кассетами типа "Алюкобонд". На фасаде здания со стороны <адрес> выполнены наружные металлические лестницы, соединяющие участки кровли, расположенные на разных уровнях: участок кровли в уровне 24-го (технического) этажа и участок кровли в уровне 19-го этажа и участок кровли в уровне 16-го этажа. Других наружных металлических лестниц, соединяющих эти участки кровли, на фасадах здания при осмотре не обнаружено. Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 53254-2009 и п. 7.11 СП 4.13130.2013 в местах перепада высоты кровли более одного метра должны предусматриваться пожарные лестницы. Отсутствие в здании таких лестниц (при перепаде кровли более 1 м) является прямым нарушением норм пожарной безопасности.
Кровля здания выполнена из рулонных кровельных материалов и данный вид кровель требует регулярного обслуживания, в частности: очистки от снега, осмотров на наличие эксплуатационных и иных повреждений, ремонтов кровельного ковра (капитальных ремонтов, текущих ремонтов на отдельных участках). Кроме того, кровля здания имеет систему внутреннего водостока - инженерную систему, относящуюся к общедомовой канализации, состоящую из системы разуклонки кровельного покрытия и водоприемных воронок, соединенных с внутренней системой ливневой канализации.
Отсутствие возможности доступа для обслуживания кровли (крыши) или в случае пожара, только через квартиры собственников, является, с технической точки зрения, ненормальной ситуацией.
Согласно ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара:
1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
2) возможность проведения мероприятий по спасению людей;
3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений;
4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
5) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались, в том числе следующие требования:
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Согласно п. 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 - руководители организаций:
а) обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время;
б) организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" - в местах перепада высоты кровли более 1 метра следует предусматривать пожарные лестницы.
Согласно п. 7.10 СП 4.13130.2013 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"), утвержденных приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, - в местах перепада высоты кровли (в том числе для подъема на кровлю светоаэрационных фонарей) более 1 метра предусматриваются пожарные лестницы (в ред. от 18.07.2013).
Согласно п. 7.11 СП 4.13130.2013 - пожарные лестницы в местах перепада высоты кровли допускается не предусматривать:
- если высота вышележащего участка (определяемая в соответствии с пунктом 7.2) не превышает 10 м;
- между участками кровли, один из которых имеет высоту менее 10 м, а другой оборудован выходом на кровлю в соответствии с пунктом 7.2;
- между участками кровли, каждый из которых оборудован выходами на кровлю в соответствии с пунктом 7.2;
- между участками кровли одноэтажных зданий и сооружений, имеющих покрытие площадью не более 100 квадратных метров.
Согласно п. 7.12 СП 4.13130.2013 - для подъема на высоту от 10 до 20 метров и в местах перепада высоты кровли от 1 до 20 метров следует применять пожарные лестницы типа П1, для подъема на высоту более 20 метров и в местах перепада высоты кровли более 20 метров - пожарные лестницы типа П2.
Согласно п. 7.2 СП 4.13130.2013 - в зданиях и сооружениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно или через чердак либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам.
Согласно п. 9.9 СП 17.13330.2017 - водостоки должны быть защищены от засорения листво- или гравиеуловителями, а на эксплуатируемых кровлях-террасах над воронками и лотками предусматривают съемные дренажные решетки или ревизионные колодцы. Водоприемные воронки, располагающиеся на кровле, являются важной частью водостока и подлежат регулярному осмотру и очистке от засорения или наледи по мере необходимости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь ст. ст. 36, 44, 157.2, 161 Жилищного кодекса РФ, ст. 304 Гражданского кодекса РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции исходил из того, что крыша (терраса), расположенная на 19 этаже многоквартирного дома <адрес>, на которую имеются два выхода из квартиры истца, а также наружные стены являются общим имуществом, работы по содержанию и ремонту которого обязан производить ответчик; для исполнения данных обязательств ТСЖ "Ришувил" необходим доступ к общему имуществу, в том числе террасе, расположенной на 19 этаже, установка лестниц произведена ответчиком с целью обеспечить доступ работников ТСЖ "Ришувил" к террасам с крыши дома, а также для выполнения требований пожарной безопасности, работы по установке лестниц на фасаде дома не относятся к реконструкции объектов капитального строительства, поскольку изменения параметров объекта и его частей не произошло, их установка не привела к уменьшению общего имущества собственников дома, для предотвращения доступа третьих лиц на крышу дома ответчиком установлены навесные металлические замки на дверях выхода на 24 этаж, кровлю на уровне 24 этажа, люке лестницы, судом не установлено нарушений прав истца со стороны ответчика, а также нарушений, создающих угрозу безопасной эксплуатации дома.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее, поскольку суд первой инстанции верно установил юридически значимые обстоятельства по делу и дал правильную оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, так как смонтированные на фасаде здания наружные лестницы в соответствии с требованиями п. 4.3 ГОСТ Р 53254-2009, пунктов 7.10, 7.11 СП 2.13130.2013, ч. 1 ст. 80 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008, ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ обеспечивают пожарную безопасность жильцов высотного многоквартирного, многоуровневого дома (в том числе могут служить для эвакуации жильцов, доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения), а также необходимы для выполнения в силу ст. 161 ЖК РФ и пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, в том числе кровли на 19 этаже, на которую два выхода имелось только из квартиры истца. Выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится в интересах всех собственников и возможно только при наличии беспрепятственного доступа на крыши дома работников ответчика или привлекаемых им подрядных организаций.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Крыша (терраса), расположенная на 19 этаже МКД по <адрес>, на которую имеются два выхода из квартиры истца, а также наружные стены являются общим имуществом собственников помещений данного многоквартирного дома, в отношении которого ТСЖ "Ришувил" в силу ст. 161 ЖК РФ, пунктов 10 - 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, обязано производить работы по содержанию и текущему ремонту, для чего необходим доступ, в том числе к террасе (крыше), расположенной на 19 этаже.
Факт выполнения работ по монтажу двух лестниц (с кровли 24 до кровли 19 этажа и с кровли с 19 до кровли 16 этажа) подтвержден представленными в материалы дела: договором подряда, актами выполненных работ по форме КС-2, актами скрытых работ, актами испытаний, исполнительскими схемами, фотографиями, заключением специалиста с фототаблицей и объяснениями сторон.
Вывод суда о том, что работы по установке лестниц на фасаде МКД <адрес> не относятся к реконструкции объектов капитального строительства, поскольку изменения параметров объекта и его частей не произошло, установка лестниц не привела к уменьшению общего имущества собственников дома, является верным, так как соответствует нормам действующего законодательства (ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ) и основан на относимых, допустимых и достаточных в силу ст. ст. 12, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ доказательствах, включая техническую документацию здания, представленные сторонами в суд первой инстанции фотографии, а также заключение специалиста от 21.01.2021 с фототаблицей к нему.
В связи с чем, предусмотренное ч. 3 ст. 36 ЖК РФ согласие всех собственников на проведение данных работ (по монтажу лестниц) не требовалось.
Тогда как, осуществление данного вида работ на основании решения общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом N 1 от 22.05.2019, на котором при наличии кворума (74,44%) были утверждены планируемые расходы на капитальный ремонт дома, согласно Приложения N 1 "План расходов на капитальный ремонт объектов МКД Д. 26 на период 2019-2020 г" утверждены расходы на ремонт крыши и фасада, конструктивным элементом которых являются установленные лестницы, - соответствует положениям п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 3 ст. 45 ЖК РФ.
В связи с чем, самовольным монтаж данных лестниц не является, о чем также свидетельствует и решение правления ТСЖ "Ришувил", оформленное протоколом заседания членов правления N 11032020 от 11.02.2020, согласно которого при рассмотрении вопроса о ремонте крыши и устройстве лестниц во втором корпусе МКД сообщено о поступлении заявления от собственника квартиры N 186 о затоплении его квартиры с террасы (крыши) 16 этажа, для ремонта этой крыши требуется доступ к ней, поэтому пока идет ремонт фасада на участке между 24 и 19 этажами второго корпуса решено установить лестницы между 24 и 19 этажами, в дальнейшем между 19 и 16 этажами второго корпуса.
Указанные решения общего собрания собственников и заседания членов правления ТСЖ в установленном порядке не оспорены.
Таким образом, довод истца о непринятии решения общего собрания собственников МКД о капитальном ремонте, в том числе монтаже спорных лестниц, противоречит представленной совокупности доказательств и основан на неправильном толковании норм права.
Доказательств нарушения прав истца в результате установки спорных лестниц, а также нарушений, создающих угрозу безопасной эксплуатации дома, материалы дела не содержат и судом не установлено.
Для предотвращения доступа третьих лиц на крышу дома ответчиком установлены навесные металлические замки на дверях выхода на 24 этаж, кровлю на уровне 24 этажа, люке лестницы, что подтверждено актом от 19.01.2021, с фототаблицей к нему.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ само по себе размещение каких-либо конструкций на фасаде многоквартирного дома не указывает на нарушение прав и законных интересов собственников, если от такого размещения не возникают иные последствия (Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2020 N 309-ЭС20-10204).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ предусмотренное ч. 2 ст. 36 ЖК РФ право собственников помещений в многоквартирном доме владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного собственника противопоставлять интересам других собственников (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
Таким образом, частный интерес истца, выраженный в ограничении доступа на крышу, являющуюся общим имуществом, посторонних лиц, не может быть противопоставлен интересам других собственников, связанным с обеспечением противопожарной безопасности, безопасности жизни и здоровья граждан, надлежащим содержанием и ремонтом общего имущества дома, и недопущением причинения имущественного ущерба другим собственникам.
В целом доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и основанием к отмене решения суда являться не могут по изложенным основаниям.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 января 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.В.КУСТОВА
Судьи
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
С.И.ДОРОЖКО