Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 30.09.2015 по делу N 33-6329/2015
Требование: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате проверки выявлены нарушения требований противопожарного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, так как факт нарушения требований пожарной безопасности подтвержден.
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 30.09.2015 по делу N 33-6329/2015
Требование: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате проверки выявлены нарушения требований противопожарного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, так как факт нарушения требований пожарной безопасности подтвержден.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 г. по делу N 33-6329/2015
Судья Толызенкова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Дорожко С.В., Масловой Т.В.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Лазаревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вяземского района Хабаровского края к администрации Глебовского сельского поселения, администрации сельского поселения "Село Дормидонтовка", администрации сельского поселения "Село Садовое", администрации сельского поселения "Село Шереметьево", администрации сельского поселения "Село Забайкальское", администрации Котиковского сельского поселения Вяземского района Хабаровского края об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, по апелляционным жалобам администраций сельских поселений с. Шереметьево, с. Глебово, с. Дормидонтовка, с. Котиково, с.Садовое на решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 21.07.2015 года.
Заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., выступления главы администрации Котиковского сельского поселения Т.Т., главы администрации Глебовского сельского поселения Б.Т., главы администрации сельского поселения "с. Дормидонтовка" Г., главы администрации сельского поселения "с. Шереметьево" О., главы администрации сельского поселения "с. Садовое" С., прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Вяземского района Хабаровского края обратился в суд с исками к администрациям Глебовского сельского поселения, сельского поселения "Село Дормидонтовка", сельского поселения "Село Садовое", сельского поселения "Село Шереметьево", сельского поселения "Село Забайкальское", Котиковского сельского поселения Вяземского района Хабаровского края о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с требованиями норм Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности", СНиП 2.04.02-84, Свода правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты: построить и оборудовать пожарные водоемы в соответствии с требованиями о пожарной безопасности, а также произвести очистку территорий поселений от сухой травы, опавших листьев, горючего мусора.
В обоснование предъявленных требований прокурор указал, что в результате совместной проверки органами прокуратуры и ОНД по Вяземскому району Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, выявлены нарушения требований
ст. 14 ч. 1 п. 3,
9 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
ст. 1,
3 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ст. 5,
62 ч. 1,
2 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 16 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", сельские поселения не оборудованы достаточным количеством пожарных водоемов, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.
В связи с отказом прокурора от исковых требований о возложении обязанности произвести очистку территорий поселений от сухой травы, опавших листьев, горячего мусора, определением Вяземского районного суда Хабаровского края от 21.07.2015 года производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 21.07.2015 года постановлено:
Иски прокурора Вяземского района Хабаровского края к администрации Глебовского сельского поселения, администрации сельского поселения "Село Дормидонтовка", администрации сельского поселения "Село Садовое", администрации сельского поселения "Село Шереметьево", администрации сельского поселения "Село Забайкальское", администрации Котиковского сельского поселения Вяземского района Хабаровского края о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Глебовского сельского поселения, администрацию сельского поселения "Село Дормидонтовка", администрацию сельского поселения "Село Садовое", администрацию сельского поселения "Село Шереметьево", администрацию сельского поселения "Село Забайкальское", администрацию Котиковского сельского поселения Вяземского района Хабаровского края, каждую, обеспечить территорию своего сельского поселения источниками противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Свод правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
В апелляционной жалобе глава администрации сельского поселения "с. Шереметьево" Вяземского муниципального района Хабаровского края О. просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что на территории сельского поселения имеются 2 действующих пожарных гидранта и 2 действующих пожарных водоема.
В апелляционной жалобе глава администрации Глебовского сельского поселения Вяземского муниципального района Хабаровского края Б.Т. просит решение суда отменить, принять новое решение. Указывает, что на территории сельского поселения на 45 домов имеется один действующий водоем на 50 м куб. В 2014 г. построен еще один водоем на 100 куб. м, который будет введен в эксплуатацию.
В апелляционной жалобе глава сельского поселения "с. Дормидонтовка" Вяземского муниципального района Хабаровского края Г. просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что на территории сельского поселения имеется три рабочих пожарных водоема, четвертый водоем в стадии запуска, два пожарных гидранта и водонапорная башня.
В апелляционной жалобе глава администрации Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района Хабаровского края Б.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что на территории сельского поселения имеются два действующих пожарных водоема.
В апелляционной жалобе глава администрации сельского поселения "с. Садовое" Вяземского муниципального района Хабаровского края Т.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что на территории сельского поселения имеется один пожарный гидрант.
Кроме этого, в апелляционных жалобах содержится довод о том, что прокурор не привел сведения о количестве пожарных водоемов для населенных пунктов, их параметры, расположение для сельских поселений с числом жителей не более 5000 человек. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
В письменных возражениях прокурор Вяземского района Коломин Г.А. полагает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что на территории сельских поселений помимо жилых домов расположены объекты с массовым пребыванием людей, отсутствие готовых для забора воды противопожарных водоисточников препятствует своевременному тушению пожаров и оказанию помощи, что несет в значительной мере угрозу жизни и здоровью граждан.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах доводов апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В силу
ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 этого Закона.
Согласно
п. п. 3 и
9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Статьей 62 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В соответствии со
ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Из
пункта 80 данных Правил следует, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со
статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Сводом Правил 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" установлено, что количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 метров, при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп (п. 9.10).
Согласно материалам прокурорской проверки с участием ОНД по Вяземскому району Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 14.05.2015 г. на предмет соблюдения норм пожарной безопасности установлено, что в нарушение указанных требований, в сельских поселениях Глебово, Дормидонтовка, Садовое, Шереметьево, Забайкальское, Котиково, вышеназванные требования Правил по оборудованию системы противопожарного водоснабжения и их оснащения, соблюдены не в полном мере, что представляет угрозу для жизни и здоровья жителей сельских поселений в случае возникновения пожара.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции, учитывая приведенные положения закона и представленные доказательства, принял решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. Такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.
Доводы апелляционных жалоб о неопределенности мероприятий по устранению мер пожарной безопасности, наличия водоемов на территории поселений, в том числе обустройства водоемов после принятия решения суда, не может служить основанием отмены решения суда, поскольку доказательства о соблюдении мер пожарной безопасности в границах своего поселения, опровергающих материалы проверок, на момент принятия решения судом первой инстанции не представлено.
Иные доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь
статьей 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 21.07.2015 года по делу по иску прокурора Вяземского района Хабаровского края к администрации Глебовского сельского поселения, администрации сельского поселения "Село Дормидонтовка", администрации сельского поселения "Село Садовое", администрации сельского поселения "Село Шереметьево", администрации сельского поселения "Село Забайкальское", администрации Котиковского сельского поселения Вяземского района Хабаровского края об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности оставить без изменения, апелляционные жалобы администраций сельских поселений с. Шереметьево, с. Глебово, с. Дормидонтовка, с. Котиково, с. Садовое - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ВЕРХОТУРОВА
Судьи
С.И.ДОРОЖКО
Т.В.МАСЛОВА