Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
По данному делу см. также Обзор апелляционной практики рассмотрения гражданских дел за третий квартал 2014 года.
Название документа
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 17.07.2014 по делу N 33-1140/2014
Требование: О взыскании недоначисленного денежного довольствия, возложении обязанности выплачивать северную надбавку за работу (службу) в районах Крайнего Севера.
Обстоятельства: Истец до поступления на государственную службу осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, в связи с чем он полагает, что имеет основания для выплаты ему процентной надбавки к заработной плате в полном размере.
Решение: В удовлетворении требований отказано, так как истец вступил в трудовые отношения после даты внесения изменений в законодательство, в силу которых выплата данной надбавки невозможна.


Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 17.07.2014 по делу N 33-1140/2014
Требование: О взыскании недоначисленного денежного довольствия, возложении обязанности выплачивать северную надбавку за работу (службу) в районах Крайнего Севера.
Обстоятельства: Истец до поступления на государственную службу осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, в связи с чем он полагает, что имеет основания для выплаты ему процентной надбавки к заработной плате в полном размере.
Решение: В удовлетворении требований отказано, так как истец вступил в трудовые отношения после даты внесения изменений в законодательство, в силу которых выплата данной надбавки невозможна.

КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. по делу N 33-1140/2014
Судья Дворцова Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Стальмахович О.Н.,
судей Четыриной М.В., Полозовой А.А.,
при секретаре Г.,
17 июля 2014 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 апреля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска С. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю о взыскании недоначисленного денежного довольствия за период 20.08.2013 года по 30.09.2013 года в размере 22016 рублей 69 копеек, возложении обязанности выплачивать северную надбавку за работу (службу) в района Крайнего Севера в размере 80% с 20.08.2013 года - отказать.
Заслушав доклад судьи Четыриной М.В., объяснения С. и его представителя Б., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, пояснения представителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю К., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Камчатскому краю" (далее по тексту ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю) о взыскании заработной платы за период с 20 августа 2013 года по 30 сентября 2013 года в размере 22016 рублей 69 копеек, возложении обязанности установить северную надбавку в размере 80% с 20 августа 2013 года.
В обоснование требований указал, что в период с 20 мая 2013 года по 19 августа 2013 года проходил службу в должности младшего инспектора 2 категории отделения по конвоированию ФКУ ИК-5 УФСИН России по контракту с испытательным сроком 3 месяца. Заработная плата в этот период ему начислялась с учетом северной надбавки 80% и районного коэффициента в размере 60%. Приказом от 19 августа 2013 года он, как прошедший испытательный срок, с 20 августа 2013 года назначен на должность и ему установлена процентная надбавка к заработной плате в размере 10%. В силу того, что до поступления на государственную службу он проживал, обучался и осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, полагает о наличии основания для выплаты процентной надбавки к заработной плате в размере 80%.
С. участия в судебном заседании не принимал.
В судебном заседании его представитель Т. настаивала на удовлетворении требований своего доверителя по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России К. полагала требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылалась на регулирование спорных правоотношений специальным законодательством, согласно которому у С. отсутствует необходимый стаж службы для установления процентной надбавки в размере 80%.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе С., полагая решение незаконным и необоснованным, как вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 316, 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, размер которой и порядок выплаты устанавливаются Правительством РФ.
Помимо ст. 317 ТК РФ процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Ранее действующая редакция ст. 11 Закона N 4520-1 предусматривала выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет.
В указанной редакции статья действовала до 1 января 2005 года - даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
В действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона N 4520-1 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ, отсутствует приведенное положение о выплате молодежи рассматриваемой надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.
Из преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ следует, что у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.
При этом лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 1 января 2005 года, даже если они прожили в указанных местностях не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться лишь в соответствии со ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона N 4520-1, которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством РФ.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон).
С 1 января 2013 года настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 1).
Федеральным законом предусмотрено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 3 ст. 2).
К дополнительным выплатам относятся коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 8 ч. 6 ст. 2).
В силу п. 15 ст. 2 Федерального закона к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации.
Размеры коэффициентов и процентных надбавок и порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти (в частности, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237.
Согласно абз. 2 п. 1 Постановления N 1237, другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в перечисленных районах в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются.
В соответствии с п.п. "б" п. 5 Правил, сотрудникам органов внутренних дел в зависимости от продолжительности стажа в районах (местностях), отнесенных ко II группе территории, к которым относится Камчатский край, устанавливается процентная надбавка в размере 10 процентов за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие 6 месяцев стажа, а по достижении размера надбавки в 60 процентов - с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год стажа, но не более 80 процентов.
Иного порядка установления процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера указанные Правила не содержат.
Из абз. 2 п. 5 Постановления Правительства РФ N 1237 следует, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 283-ФЗ, к которым относятся сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Как видно из материалов дела, С., являясь лицом в возрасте до 30 лет, впервые вступил в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера, 13 апреля 2010 года, то есть после 1 января 2005 года (л.д. 16-21).
С 20 мая 2013 года с ним заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе (ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю) с испытательным сроком три месяца (л.д. 22-23). Приказом руководителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю от 19 августа 2013 года N 178-лс С. с 20 августа 2013 года назначен на должность младшего инспектора 2 категории отделения по конвоированию отдела по конвоированию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, финансируемом из средств федерального бюджета, что в силу упомянутых норм влечет невозможность установления указанной процентной надбавки в размере 80% с первого дня работы, даже с учетом того, что истец прожил в районах Крайнего Севера более пяти лет.
Этим же приказом С. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 установлена первая надбавка за работу (службу) в районах Крайнего Севера в размере 10%, следующая 10% надбавка возникает с 18 ноября 2013 года (л.д. 24-25).
Таким образом, исходя из прямого указания о вступлении в силу новых правил применения районных коэффициентов и северных надбавок и отсутствия указаний на возможность сохранения ранее существовавшего порядка для рассматриваемой категории лиц, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось.
В силу приведенных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ само по себе изменение на федеральном уровне правового регулирования предоставления рассматриваемой процентной надбавки к заработной плате для лиц в возрасте до 30 лет в части, касающейся перераспределения полномочий по установлению порядка и условий ее выплаты - при том что сохраняется право лиц, получавших ее до 1 января 2005 года, на ее получение в полном объеме - не может рассматриваться как нарушающее конституционные права данной категории граждан. Восстановление выплаты процентной надбавки к заработной плате в ее прежнем (до 1 января 2005 года) размере и существовавший ранее порядок ее выплаты лицам в возрасте до 30 лет, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в учреждениях, финансируемых из средств федерального бюджета, является исключительной прерогативой федерального законодателя (определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 433-О).
Верно определив юридически значимые обстоятельства и установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований С.
Выводы суда в решении мотивированы, основаны на правильно примененных нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат ссылок на обстоятельства, предусмотренные законом для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, основаны на неверном применении и толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.