Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2021 N 88а-5047/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 04.02.2021 по делу N 2а-4636/2020, 33а-136/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Решением комиссии ответчика истице было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки на учет для получения соответствующей выплаты.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 04.02.2021 по делу N 2а-4636/2020, 33а-136/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Решением комиссии ответчика истице было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки на учет для получения соответствующей выплаты.
Решение: Удовлетворено в части.
Содержание
Отказ в постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной Комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, членов семей, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты (п. 24)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2021 г. по делу N 33а-136/2021
Дело N 2а-4636/2020
Судья: Степанова Ю.Н.
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
судей Гончаровой Н.В. и Горна В.Ф.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 4 февраля 2021 года административное дело по апелляционной жалобе Сахалинской таможни на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 ноября 2020 года, которым постановлено:
административный иск Е.Е. к Камчатской таможне, Сахалинской таможне об оспаривании решения комиссии Камчатской таможни, оформленного протоколом N от 19 августа 2020 года; возложении обязанности устранить нарушения путем отмены решения и восстановления на учете и в списках под N удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии Камчатской таможни, оформленное протоколом N от 19 августа 2020 года, которым решение комиссии Камчатской таможни от 7 февраля 2014 года в отношении Е.Е. изложено в следующей редакции: "Отказать Е.Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 24 Порядка в связи с тем, что документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты".
В удовлетворении административного искового требования Е.Е. к Камчатской таможне, Сахалинской таможне о возложении обязанности устранить нарушения путем отмены решения и восстановлении на учете и в списках под N отказать.
Взыскать с Сахалинской таможни в пользу Е.Е. сумму уплаченной госпошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., объяснения представителя административного истца Е.Е. - адвоката Яхлаковой В.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила:
Е.Е. обратилась в суд с административным иском к Камчатской таможне, в котором просила признать незаконным решение комиссии Камчатской таможни, оформленное протоколом N от 19 августа 2020 года, по вопросу внесения изменений в протокол от 7 февраля 2014 года и об отказе в принятии на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
В обоснование иска указала, что в период прохождения службы в Камчатской таможне решением комиссии Камчатской таможни от 7 февраля 2014 года была постановлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии Камчатской таможни от 19 августа 2020 года решение от 7 февраля 2014 года изложено в новой редакции, согласно которой Е.Е. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании того, что документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки Е.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты. Комиссия установила, что квартира бывшего супруга, в которой она зарегистрирована, должна быть учтена при расчете обеспеченности Е.Е. жилым помещением. Данное решение считает незаконным, поскольку она не относится к членам семьи бывшего супруга. Кроме того порядком работы комиссии не предусмотрено право комиссии вносить изменения в ранее принятое решение.
В целях восстановления своих прав просила возложить на Камчатскую таможню обязанность устранить нарушения путем отмены решения, восстановления на учете и в списках в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения под номером N
Административный истец Е.Е. участия в судебном заседании не принимала, ее представитель адвокат Яхлакова В.А. требования административного истца поддержала.
Представитель административного ответчика Сахалинской таможни, являющейся правопреемником Камчатской таможни, К. возражала против удовлетворения требований административного истца.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Сахалинская таможня просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Е.Е. отказать. Указывает, что Е.Е. вселена в квартиру, принадлежащую ее бывшему супругу, в качестве члена семьи собственника жилого помещения и имеет право пользования жилым помещением наравне с бывшим супругом. В жилом помещении зарегистрировано три лица: Е.Е. и двое детей. Общая площадь жилого помещения на 1 человека из расчета на троих человек составляет 15,77 кв. м, что превышает норму обеспеченности 15 кв. м для постановки на учет. При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для нахождения административного истца на учете для предоставления единовременной социальной выплаты и оставления ее в очереди для получения единовременной социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу Е.Е. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Согласно
ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения
(п. 1);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров
(п. 2).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи
(ч. 5).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (далее также - Правила N 369).
В соответствии с
п. 5 Правил N 369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В силу
п. 7 Правил N 369 на основании заявления и документов, указанных в
п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Порядок формирования и работы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержден Приказом ФТС России от 18 июня 2013 года N 1111 (далее также - Порядок N 1111).
В соответствии с Порядком N 1111 решение комиссии оформляется протоколом
(п. 20).
Отказ в постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной Комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, членов семей, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты
(п. 24).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19 ноября 2013 года Е.Е., являясь начальником отдела дознания подполковником таможенной службы, обратилась в Камчатскую таможню с заявлением о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 2 человека: Е.Е. и сын Е.Д. (т. 1 л.д. 175-179).
7 февраля 2014 года на заседании комиссии Камчатской таможни принято решение, оформленное протоколом N, поставить сотрудника Камчатской таможни Е.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ (т. 1 л.д. 47-49), то есть как лицо, не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
19 августа 2020 года на заседании комиссии Камчатской таможни решение комиссии от 7 февраля 2014 года изложено в новой редакции, а именно: "Отказать Е.Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 24 Порядка в связи с тем, что документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты" (т. 1 л.д. 15-18).
Отказывая Е.Е. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, комиссия Камчатской таможни исходила из обеспеченности заявителя и членов ее семьи (двух сыновей) жилой площадью, ссылаясь на то, что Е.Е. является членом семьи собственника жилого помещения - бывшего супруга ФИО1, с которым она состояла в браке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Бывший супруг в жилом помещении не зарегистрирован, в связи с чем обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи составляет 15,77 кв. м из расчета: 47,3 кв. м: 3 человека, что превышает норму обеспеченности - 15 кв. м для постановки на учет.
Признавая решение комиссии Камчатской таможни от 19 августа 2020 года незаконным, суд первой инстанции, установив, что квартира по адресу: <адрес> является совместно нажитым имуществом Е.Е. и ФИО1 раздел которого супругами не производился, пришел к выводу, что, несмотря на отсутствие регистрации ФИО1 в принадлежащем ему жилом помещении, он продолжает являться его собственником, в связи с чем имеет безусловное право пользования квартирой, поэтому при определении обеспеченности семьи Е.Е. жилой площадью административному ответчику необходимо учитывать данное обстоятельство и определить обеспеченность общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи с учетом собственника жилого помещения - ФИО1 Кроме того суд установил, что возможность отказа в постановке на учет путем изложения ранее принятого решения в новой редакции законодательством не предусмотрена.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда в части признания оспариваемого решения комиссии Камчатской таможни от 19 августа 2020 года незаконным в связи с нарушением порядка его принятия.
Исходя из действующего правового регулирования решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе в постановке на указанный учет могло быть принято комиссией Камчатской таможни на основании заявления Е.Е. и предоставленных ею документов в 3-месячный срок со дня их подачи.
В рассматриваемом случае основанием для постановки Е.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты в 2014 году послужили выводы комиссии о том, что Е.Е. не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и подлежит постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
6 августа 2020 года комиссия Дальневосточного таможенного управления, рассмотрев вопрос о предоставлении Е.Е. единовременной социальной выплаты, пришла к выводу, что Е.Е. является членом семьи собственника жилого помещения и имеет право пользования жилым помещением наравне с ним, в связи с чем комиссия поставила под сомнение основание для постановки заявителя на учет в соответствии с
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ. Кроме того обратила внимание на отсутствие оснований для постановки заявителя на учет в соответствии с
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, поскольку Е.Е. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м из расчета троих человек (Е.Е. и двоих детей). Камчатской таможне поручено повторно рассмотреть вопрос о наличии у Е.Е. оснований стоять на учете для получения единовременной социальной выплаты (т. 1 л.д. 161-163).
Повторно рассмотрев вопрос о наличии у Е.Е. оснований стоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, комиссия Камчатской таможни согласилась с выводами комиссия Дальневосточного таможенного управления и изменила ранее принятое ею решение, отказав в постановке Е.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Фактически своим решением комиссия Камчатской таможни отменила ранее принятое ею решение и сняла Е.Е. с учета в нарушение установленного порядка.
Согласно
п. п. "в" п. 9 Порядка N 1111 комиссия принимает решение о постановке сотрудников, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, об отказе в постановке на учет или снятии с указанного учета;
Анализируя вышеприведенные нормы, можно сделать вывод, что действующим законодательством таможенному органу предоставлено право принятия следующих решений: о постановке сотрудников, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты, об отказе в постановке на учет или о снятии с указанного учета. Отменить ранее принятое решение о постановке на учет путем внесения в него изменений Порядком не предусмотрено.
Учитывая, что спорное решение комиссии Камчатской таможни является незаконным в связи с нарушением порядка его принятия, доводы Сахалинской таможни о правильности принятого решения по существу спорного вопроса, касающегося правомерности нахождения Е.Е. в списках лиц для получения единовременной социальной выплаты, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Поскольку признанием оспариваемого решения незаконным суд восстановил Е.Е. в первоначальное положение, в котором она поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты решением комиссии Камчатской таможни от 4 февраля 2014 года (протокол N (т. 1 л.д. 47-48), вопрос обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и, соответственно, признание за административным истцом права на получение единовременной социальной выплаты, в рамках настоящего дела рассмотрен быть не может.
Эти требования могут быть предметом судебного рассмотрения при наличии соответствующего спора.
При указанных обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Сахалинской таможни - без удовлетворения.
Руководствуясь
статьями 309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сахалинской таможни - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.