Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2023 N 88-1889/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Амурского областного суда от 02.11.2022 по делу N 33АП-3804/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет.
Обстоятельства: Истцу отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что истец является нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Амурского областного суда от 02.11.2022 по делу N 33АП-3804/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет.
Обстоятельства: Истцу отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что истец является нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2022 г. по делу N 33АП-3804/2022
судья первой инстанции Матюханова Н.Н. УИД 28RS0004-01-2022-000096-62
Докладчик Джуматаева Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Ф.И.О.9,
судей Бережновой Н.Д., Фурсова В.А.,
при секретаре Ф.И.О.5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.1 к Главному управлению МЧС России по Амурской области об оспаривании решения территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Амурской области на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 01 августа 2022 года.
Заслушав дело по докладу судьи Ф.И.О.9, пояснения представителя истца Ф.И.О.1 - Ф.И.О.10, представителя Главного управления МЧС России по Амурской области Ф.И.О.6, судебная коллегия
установила:
Ф.И.О.1 обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным решение территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное выпиской из протокола N 128 от 30.09.2021 об отказе Ф.И.О.1 в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложить на Главное управление МЧС России по Амурской области обязанность принять Ф.И.О.1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за Ф.И.О.1 право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи один человек с 16.04.2021.
В обоснование иска указал, что оспариваемым решением ему было отказано в принятии на учет для получения выплаты на основании
п. 1 ч. 3 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты", поскольку он зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 48 кв. м, по <адрес>, предоставленной по договору социального найма <номер> от 20.10.2010, в указанном жилом помещении проживает один.
Истец считает отказ неправомерным, поскольку договор социального найма жилого помещения <номер> от 20.10.2010 является притворной сделкой, фактически является договором найма служебного жилого помещения. Комиссия при вынесении оспариваемого решения формально руководствовалась наименованием договора, а не содержащимися в нем условиями и приняла решение без учета нежилого статуса помещения, в котором истец проживает.
В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указали, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 01.06.2022 установлено, что заключенный между сторонами договор не может быть отнесен к договору социального найма. Данное апелляционное определение имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
В судебном заседании представитель ответчика, не согласившись с иском, указал, что при рассмотрении заявления Ф.И.О.1 установлено, что он является нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма от 20.10.2010 <номер>, что послужило основанием отказа в принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. Полагает, что доводы Ф.И.О.1 о неправомерности заключенного договора социального найма фактически сводятся к оспариванию решения Благовещенского городского суда от 09.07.2010 об удовлетворении его исковых требований о возложении обязанности на ГУ "1 отряд ФПС по Амурской области" заключить с истцом договор социального найма жилого помещения. На основании указанного решения суда с Ф.И.О.1 был заключен договор социального найма <номер> от 20.10.2010 в отношении жилого помещения, в котором тот проживает. Оснований для признания договора социального найма мнимой сделкой не имеется. Договор социального найма <номер> от 20.10.2010 на основании
ст. 64 ЖК РФ не прекратил свое действие, в связи с чем, территориальной комиссией Главного управления МЧС России по Амурской области правомерно вынесено решение об отказе в принятии на учет П. До настоящего времени договор социального найма не оспорен, не признан незаключенным или необоснованным. Просил в иске отказать.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 1 августа 2022 года решение территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе <номер> от 30.09.2021 об отказе старшему лейтенанту внутренней службы Ф.И.О.1 в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным. На Главное управление МЧС России по Амурской области возложена обязанность принять Ф.И.О.1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи один человек с 16 апреля 2021 года.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда, полагая требования не подлежащими удовлетворению. Указывает об ошибочном выводе суда первой инстанции о преюдициальном значении обстоятельств, установленных судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда в апелляционном определении от 01.06.2022, поскольку при принятии оспариваемого решения комиссия руководствовалась представленными истцом документами, в том числе, и договором социального найма <номер> от 20.10.2010. Принимая во внимание прямой законодательный запрет постановки на учет лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, комиссия пришла к выводу об отказе в постановке Ф.И.О.1 на учет. Судом не приняты указанные доводы стороны ответчика, не дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам.
В суде апелляционной инстанции представитель Главного управления МЧС России по Амурской области Ф.И.О.6 на доводах жалобы настаивал.
Представитель истца Ф.И.О.1 - Ф.И.О.10 считал, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы направлено в его адрес заблаговременно по адресу места жительства, в соответствии со
ст. 167 и
ч. 1 ст. 327 ГПК РФ неявка истца не является препятствием к рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Ф.И.О.1 проходит службу в Главном управлении МЧС России по Амурской области в должности <данные изъяты> 12 пожарно-спасательной части пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС, проживает в <адрес>.
Согласно Выписке из ЕГРН, здание по <адрес> находится в собственности Российской Федерации, в оперативном управлении ГУ МЧС России по Амурской области, по своему назначению относится к нежилым зданиям пожарного депо на 6 автомашин с административно-жилым комплексом, имеет 4 этажа.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 09.07.2010, оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18.08.2010, по иску Ф.И.О.1 к ГУ "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Амурской области", администрации г. Благовещенска, Территориальному управлению Росимущества в Амурской области об оспаривании решения, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, признано незаконным решение Исполнительного комитета Благовещенского городского Совета народных депутатов от 22.02.1989 в части включения в число служебных жилых помещений <адрес>, на ГУ "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Амурской области" возложена обязанность заключить с Ф.И.О.1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по <адрес>.
20.10.2010 между ГУ "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Амурской области" (займодатель) и Ф.И.О.1 (наниматель) заключен типовой договор <номер> социального найма жилого помещения, по условиям которого нанимателю и членам его семьи в пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двух комнат, общей площадью 48 кв. метров, расположенное по <адрес>.
Согласно адресной справке Ф.И.О.1 зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства с 22.02.2013.
Дополнительными соглашениями <номер> от 31.07.2012, <номер> от 18.02.2015 в пункт 4 типового договора социального найма жилого помещения <номер> от 20.10.2010 внесены дополнения о членах семьи нанимателя, согласно которым совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: Ф.И.О.7- жена, Ф.И.О.8, <дата> года рождения - дочь.
В соответствии с
Приказом МЧС России от 26.09.2019 N 524 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Дальневосточном федеральном округе" ФГКУ "1 отряд ФПС по Амурской области" (ГУ "1 отряд ФПС по Амурской области") ликвидировано.
Согласно
приказу МЧС России от 26.09.2019 N 524 Главное управление МЧС России по Амурской области является правопреемником ФГКУ "1 отряд ФПС по Амурской области".
16.04.2021 Ф.И.О.1 обратился в территориальную комиссию Главного управления МЧС России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
К заявлению были приложены: копия паспорта Ф.И.О.1, копия свидетельства о расторжении брака, копии свидетельств о рождении детей, выписка из послужного списка, справка по данным БТИ, справка о выслуге лет, а также договор социального найма жилого помещения.
30.09.2021 решением территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты (выписка из протокола <номер>), старшему лейтенанту внутренней службы Ф.И.О.1 отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с тем, что Ф.И.О.1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по <адрес> по договору социального найма <номер> от 20.10.2010.
Разрешая спор, руководствуясь
ст. ст. 11,
60,
63 ЖК РФ,
ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", положениями Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 01.06.2022 дана оценка заключенному 20.10.2010 типовому договору <номер> социального найма жилого помещения и сделан вывод, что заключенный между сторонами договор не может быть отнесен к договорам социального найма. Ввиду преюдициального значения апелляционного определения от 01.06.2022 суд пришел к выводу, что у ответчика не имелось оснований для отказа истцу в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, доводы апелляционной жалобы полагает заслуживающими внимания.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в подразделениях МЧС России, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 4 названного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (
подпункт "и" пункта 5 Правил); копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма) (
подпункт "к" пункта 5 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Ф.И.О.1 зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 48 кв. м по <адрес> на основании договора социального найма <номер> от 20.10.2010. В указанном жилом помещении проживает один.
Таким образом, на момент подачи заявления для постановки на учет с целью получения единовременной социальной выплаты, Ф.И.О.1 был обеспечен жилым помещением общей площадью на одного человека свыше 15 квадратных метров, жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
Данным обстоятельствам судом в ходе рассмотрения дела не дана надлежащая оценка.
Вывод о преюдициальном значении апелляционного определения от 01.06.2022 является ошибочным, поскольку при рассмотрении дела по иску П. к Главному управлению МЧС России по Амурской области о признании договора социального найма жилого помещения договором найма служебного помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, судебной коллегией вопрос нуждаемости Ф.И.О.1 в жилом помещении не исследовался, спорный договор договором служебного найма не признан.
Поскольку договор социального найма <номер> от 20.10.2010 как на момент принятия комиссией оспариваемого решения, так и в настоящее время является действующим, по основаниям, предусмотренным
ст. 83 ЖК РФ, он не расторгнут и не прекращен, решение Благовещенского городского суда <адрес> от 09.07.2010, послужившее основанием для заключения договора социального найма <номер> от 20.10.2010, не отменено, решений компетентных органов или вступивших в законную силу судебных актов, которыми бы договор социального найма <номер> от 20.10.2010 был признан недействительным, в материалах дела не имеется, комиссия пришла к обоснованному выводу об отказе Ф.И.О.1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ввиду отсутствия условий, установленных
пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", необходимых для принятия Ф.И.О.1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать соответствующим положениям
статей 195,
196 ГПК РФ и оно подлежит отмене по основаниям, указанным в
ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Ф.И.О.1
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 01 августа 2022 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ф.И.О.1 к Главному управлению МЧС России по Амурской области об оспаривании решения территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 03 ноября 2022 года.