Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 03.09.2014 по делу N 33-3298/2014
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, понуждении к постановке на учет.
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что на момент увольнения истец, проходивший службу в системе учреждений исполнения наказаний, имел право на получение выплаты, однако не смог встать на учет в связи с отсутствием действующего установленного порядка постановки на учет.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку с заявлением о постановке на учет истец не обращался, решение об отказе в принятии на учет в отношении истца не принималось.


Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 03.09.2014 по делу N 33-3298/2014
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, понуждении к постановке на учет.
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что на момент увольнения истец, проходивший службу в системе учреждений исполнения наказаний, имел право на получение выплаты, однако не смог встать на учет в связи с отсутствием действующего установленного порядка постановки на учет.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку с заявлением о постановке на учет истец не обращался, решение об отказе в принятии на учет в отношении истца не принималось.

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. по делу N 33-3298/2014
Председательствующий по делу
Судья Колосова Л.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кожиной Е.А.
и судей краевого суда Погореловой Е.А., Кузнецовой О.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 3 сентября 2014 года гражданское дело по иску Х. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты, понуждении к постановке на соответствующий учет,
по апелляционной жалобе представителя истца З.
на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10 июня 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Х. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты, понуждении к постановке на соответствующий учет, отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кожиной Е.А., судебная коллегия
установила:
Истец Х. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он с <Дата> года проходил службу в системе учреждений исполнения наказаний, <Дата> прекратил службу и уволился с выходом на пенсию. Общая продолжительность службы истца в календарном исчислении составляет более 10 лет. На момент увольнения истец имел право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, однако не смог встать на учет в связи отсутствием действующего установленного порядка постановки. Полагая, что реализация его права на получение социальной выплаты не может быть поставлена в зависимость от наличия нормативно-правового акта, устанавливающего порядок постановки на учет и отсутствующего на момент его увольнения, истец просил признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязать УФСИН России по Забайкальскому краю принять его на учет на получение социальной выплаты (л.д. 2).
В ходе рассмотрения дела истец Х. свои требования неоднократно уточнял, окончательно просил обязать комиссию ФСИН России по Забайкальскому краю (территориальную подкомиссию) принять заявление и документы от Х.на получение единовременной социальной выплаты, обязать комиссию ФСИН России принять решение о постановке Х. на указанный учет (л.д. 24 - 26, 56).
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (л.д. 23)
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 83 - 87).
В апелляционной жалобе представитель истца З. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что суд неверно определил категории лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. На момент увольнения истец в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 г. имел такое право как сотрудник, имеющий общую продолжительность службы более 10 лет в календарном исчислении, являющийся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Положения п. 27 правил предоставления выплат, согласно которому право на получение выплаты имеют лица, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., правового значения для данного спора не имеют, поскольку до 1 марта 2005 года истец не являлся нуждающимся в получении жилья. Считает, что при разрешении настоящего спора основным юридически значимым обстоятельством является обстоятельство того, почему истец не реализовал свое право встать на учет на получение единовременной социальной выплаты в установленном законом порядке. Указывает, что в соответствии с законом и правилами предоставления выплаты истец до момента своего увольнения <Дата> должен был подать соответствующее заявление в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления социальных выплат. Однако такая комиссия в УФСИН России по Забайкальскому краю на момент увольнения истца не существовала и была создана лишь в конце 2013 года. Х. не смог реализовать свое право в результате виновных действий должностных лиц органа власти, не создавших в целях реализации закона соответствующей комиссии. Также указывает, что требования истца, по сути, сводятся к тому, чтобы суд восстановил истцу пропущенный процессуальный срок для подачи заявления, который был пропущен по уважительным причинам (л.д. 93 - 96).
В суд апелляционной инстанции истец Х. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил своего представителя по доверенности З. Представитель ответчика ФСИН по доверенности П. направила в судебную коллегию ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца З., поддержавшего жалобу, объяснения представителя ответчика УФСИН России по Забайкальскому краю по доверенности Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Х. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с <Дата> (л.д. 19), на основании приказа N от <Дата> был уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга лет Х. в календарном исчислении составила <данные изъяты> (л.д. 19, 46).
С января 2013 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее- единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Истец полагает, что в соответствии с приведенными правовыми нормами, он имеет право на единовременную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Однако с учетом того, что в период его службы порядок постановки на учет в качестве имеющего право на получение такой выплаты не был разработан, фактически в постановке на такой учет, в устной форме сотрудниками юридической службы управления, ему было отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции данные доводы Х. счел не имеющими правового значения, указав на возможность реализации данного права только в случае его принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 г. по месту службы. В связи с тем, что истец не был поставлен на такой учет, суд отказал в удовлетворении заявленных им исковых требований.
Вместе с тем, с выводами суда, положенными в основу решения об отказе в удовлетворении иска, судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24.04.2013 г. N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, перечень которых приведен в пп. "а" - пп. "л".
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет (п. 7 Правил).
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размера занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Из системного толкования положений статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, пунктов 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, не следует, что принятие сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и предоставление им такой выплаты осуществляется при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами.
Ссылка суда на положения пункта 27 Правил, предусматривающие предоставление единовременной социальной выплаты сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами, является ошибочной.
В данной правовой норме, речь идет о сотрудниках и уволенных со службы в учреждениях и органах граждан Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, имеющих право выбора на предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, либо предоставление единовременной социальной выплаты в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, вывод суда о том, что истец не мог быть постановлен на учет для получения единовременной социальной выплаты по тому основанию, что не был принят на жилищный учет до 1 марта 2005 г. по месту службы, является ошибочным, а доводы апелляционной жалобы в указанной части - обоснованными.
При этом судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о том, что на момент его увольнения <Дата>, порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты, не был утвержден, что препятствовало реализации его права на предъявление заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Так, во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496 был утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вступивший в законную силу 20.10.2013 г. (далее - Порядок).
Настоящий Порядок определяет правовой статус, функции и полномочия, порядок формирования, организацию деятельности комиссии и принятия ими соответствующих решений (п. 1).
В п. 7 Порядка установлено, что в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются: Комиссия ФСИН России, Территориальные подкомиссии, Подкомиссии.
В пунктах 8, 8.1 Порядка предусмотрено, что Комиссия ФСИН России осуществляет следующие функции:
В отношении начальников территориальных органов ФСИН России, образовательных учреждений ФСИН России, а также сотрудников УИС, проходящих службу в ФСИН России и учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в г. Москве и Московской области, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах: принятие документов для получения единовременной выплаты для получения единовременной выплаты; проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления (п. 8.1.1).
Принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него (п. 8.1.2).
Территориальные подкомиссии и Подкомиссии в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абз. 3, абз. 4 п. 7 настоящего Порядка, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС, осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты (пп. 10, 10.1).
Во исполнение Приказа ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496, в УФСИН России по Забайкальскому краю издан приказ от <Дата> N о создании комиссии в Управлении (далее - Подкомиссия), которым были определены порядок и условия приема документов от сотрудников.
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что в период службы и до своего увольнения, он не имел реальной возможности обратиться с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, являются обоснованными.
В то же время, при рассмотрении данного дела установлено, что с заявлением о принятии такого заявления в комиссию Управления, с приложением установленных в п. 5 Правил документов, Х. не обращался, на что неоднократно указывали представители ответчиков в суде первой инстанции.
Заявление Х. от <Дата>, адресованное им руководству УФСИН по Забайкальскому краю, с просьбой о разъяснении, имеет ли он право подачи заявления о постановке на такой учет (л.д. 77) по своему содержанию требованиям п. 5 Правил не отвечает, и приложения документов, приведенных в п. 5 пп. "а" - пп. "л" не содержит, в связи с чем, не может рассматриваться как поданное им в целях реализации права на предоставление единовременной социальной выплаты, предусмотренного ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Решение об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставлении такой выплаты, в отношении Х. ответчиками не принималось.
Таким образом, доводы истца о нарушении ответчиками его права на принятие документов для получения единовременной социальной выплаты, своего подтверждения не нашли, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного им иска.
При таких обстоятельствах, несмотря на допущенные нарушения норм материального закона, суд постановил правильное по существу решение об отказе в удовлетворении иска Х., оснований для отмены которого на основании доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца З. - оставить без удовлетворения.