Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 30.11.2015 по делу N 33-4648/2015
Требование: Об обязании устранить нарушения требований норм пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указывает, что проверками были выявлены нарушения требований норм пожарной безопасности в микрорайонах, граничащих с лесными участками.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку ответчик при проектировании застройки территорий поселений должен был предусмотреть оборудование защитных полос, противопожарного водоснабжения, что сделано не было.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 30.11.2015 по делу N 33-4648/2015
Требование: Об обязании устранить нарушения требований норм пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указывает, что проверками были выявлены нарушения требований норм пожарной безопасности в микрорайонах, граничащих с лесными участками.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку ответчик при проектировании застройки территорий поселений должен был предусмотреть оборудование защитных полос, противопожарного водоснабжения, что сделано не было.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2015 г. по делу N 33-4648
Судья: Наумова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Урмаевой Т.А.,
судей коллегии Ихисеевой М.В., Захарова Е.И.,
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ об обязании устранить нарушения требований норм пожарной безопасности, ... по апелляционной жалобе представителя ответчика М. на заочное решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 августа 2015 г., которым исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя ответчика М., прокурора Осиповой А.М., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации г. Улан-Удэ об обязании устранить нарушения требований норм пожарной безопасности.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенными Отделом надзорной деятельности по г. Улан-Удэ ГУ МЧС по РБ проверками были выявлены нарушения требований норм пожарной безопасности в микрорайонах, граничащих с лесными участками. Установлено, что территории микрорайонов, улиц, ДНТ и СНТ (указанных в иске) не оборудованы наружным противопожарным водоснабжением, не оборудованы средства оповещения населения о пожаре микрорайоны Загорск, Орешково, ДНТ "Дачи писателей", СНТ "Горки-2". В нарушении противопожарных требований расстояние от границ застройки до лесных массивов составляет менее 15 метров в микрорайонах, улицах, ДНТ и СНТ, указанных в иске.
В суде первой инстанции представитель истца В.Е. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. При подготовке к делу представлено письменное возражение, в котором просят отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности по г. Улан-Удэ ГУ МЧС России по РБ не явился.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика М. просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что суд не учел, что в отношении органов местного самоуправления уже проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности, по результатам которой ГУ МЧС России Администрации г. Улан-Удэ выдано предписание. Подача указанного иска фактически дублирует выданное предписание, так как содержит те же требования. Считает, что требования прокурора должны были быть рассмотрены в порядке
главы 25 ГПК РФ, а не в исковом производстве. ДНТ и СНТ, как юридические лица, несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности на своих земельных участках.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации г. Улан-Удэ М. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Прокурор Осипова А.М. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности по г. Улан-Удэ ГУ МЧС России по РБ не явился.
Проверив материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав мнение сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Актам проверки ГУ МЧС России по РБ от ..., ... в г. Улан-Удэ выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не установлено средство для оповещения населения о пожаре на территории поселков Загорск, Орешково, ДНТ "Дачи писателей", СНТ "Горки-2"; не обеспечено расстояние не менее 15 м от границ застройки до лесных массивов в поселках Ленина, Тубсанаторий, Загорск, Новый и Старый Зеленый, местность "Пороховые клады", улицы Поляна Просвет, Ф., Е., Б., Высоцкого, Гвардейская, Ясенная, Буранная, Обзорная, переулки Невский, Горный, ДНТ "Дачи писателей", Субургаа", "Долина", "Орбита", "Градостроитель", "Актер", "Лесное-2", СНТ "Горки-2", не оборудованы наружным противопожарным водоснабжением территории поселков Ленина, Новый Зеленый, Солнечный, Кумыска, Мостовой, Площадка, район Бабасановой пади, местность "Пороховые склады", улицы Тубсанаторная, Поляна Просвет, Ф., Клеверная, Испытателей, Ясеневая, пер.Горный, ДНТ "Градостроитель", "Дачи писателей", "Ермак", "Плодово-ягодное", "Ургы", "Субурга", "Шамбола", "Энергетик", "Вишня", "Китой", "Лизы Чайкиной", "Ветеран", "Лесное-2", "Орбита", "Актер", СНТ "Связист", "Багульник", коллективный сад "Пионер".
Согласно
п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Из ст. 5 Устава муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" следует, что к вопросам местного значения города Улан-Удэ в том числе относятся:
4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
26) утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
27) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
30) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
31) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
44) иные вопросы, установленные федеральным законодательством.
В соответствии с
п. 4 ст. 6 ФЗ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
ст. 63 данного Федерального закона.
Согласно
ст. 63 данного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 19 федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Учитывая изложенные требования законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что устранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленной в ходе проверок и заявленных в иске, является обязанностью органов местного самоуправления, а именно Администрации г. Улан-Удэ.
Доводы жалобы о том, что ДНТ и СНТ, как юридические лица, ответственны за соблюдением требований норм пожарной безопасности на своих земельных участках, являются необоснованными.
Указанными выше требованиями законодательства в данной сфере оборудование средствами оповещения населения о пожаре в микрорайонах, обеспечение противопожарных полос от лесных насаждений от городских построек, оборудование противопожарным водоснабжением территорий микрорайонов, отнесено исключительно к компетенции органов управления муниципального образования.
Довод представителя ответчика о том, что часть земель находятся в республиканской или федеральной собственности, что не позволит сделать противопожарные разрывы, также подлежит отклонению.
Обеспечение расстояния не менее 15 метров от границ застройки до лесных массивов должно учитываться при проектирование застройки городского поселения и выделении земельных участков конкретным субъектам. Стороной ответчика не представлено доказательств, что органу местного самоуправления было отказано в создании таких полос соответствующими органами. Ссылка на невозможность исполнения предыдущих решений судов не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Ответчик при проектировании застройки территорий поселений должен был предусмотреть оборудование защитных полос, противопожарного водоснабжения, что сделано не было.
Доказательств того, что территории, непосредственно прилегающие к землям, находящихся в республиканской или федеральной собственности, самовольно захвачены иными лицами, не представлено.
Довод жалобы о том, что в отношении органам местного самоуправления уже были применены меры к устранению выявленных нарушений (выдано предписание) и предъявление прокурором иска незаконно, так как дублирует контрольно-надзорные полномочия, не является основанием для отмены решения.
Гражданским и гражданским процессуальным законодательством не предусмотрен запрет на подачу иска прокурором при наличии предписания другого надзорного органа. Ответчиком не представлены доказательства исполнения предписаний ГУ МЧС России по Республики Бурятия от 08.05.2015 г., 23.05.2015 г., в связи с чем иск подан прокурором на законных основаниях.
Довод жалобы о том, что требования прокурора не подлежали рассмотрению и разрешению в порядке искового судопроизводства, могли быть рассмотрены судом только в порядке, предусмотренном
главой 25 ГПК РФ, необоснован.
Из материалов дела следует, что прокурор предъявляет требования об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований норм пожарной безопасности. Действия (бездействие) органа местного самоуправления при этом не обжалуются. Учитывая данные обстоятельства, прокурор обоснованно заявил иск, который и надлежало рассмотреть по правилам искового производства.
Вместе с тем, из ч. 2 абзаца 2 резолютивной части решения, обязывающего ответчика обеспечить расстояние от границ застройки до лесного массива не менее 15 метров, подлежит исключению улица Ф., так как в данной части имеется вступившее в законную силу решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20.08.2014 г.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328,
329,
330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
определила:
Заочное решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 августа 2014 г. изменить, исключив из части 2 абзаца 2 резолютивной части решения, обязывающего Администрацию г. Улан-Удэ обеспечить расстояние от границ застройки до лесного массива не менее 15 метров, улицу Ф.
В остальной части решение оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.УРМАЕВА
Судьи
М.В.ИХИСЕЕВА
Е.И.ЗАХАРОВ