Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Томского областного суда от 05.08.2014 по делу N 33-2092/2014
В удовлетворении иска об обязании перенести нежилое здание на расстояние, соответствующее требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности, отказано правомерно, поскольку противопожарные расстояния между жилым домом истца и строением ответчика, расположенными на соседних земельных участках, указанным законодательством в настоящее время не нормируются, права истца не нарушены, доказательства, подтверждающие наличие реальной угрозы жизни и здоровью граждан и, в частности, истца, отсутствуют.


Апелляционное определение Томского областного суда от 05.08.2014 по делу N 33-2092/2014
В удовлетворении иска об обязании перенести нежилое здание на расстояние, соответствующее требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности, отказано правомерно, поскольку противопожарные расстояния между жилым домом истца и строением ответчика, расположенными на соседних земельных участках, указанным законодательством в настоящее время не нормируются, права истца не нарушены, доказательства, подтверждающие наличие реальной угрозы жизни и здоровью граждан и, в частности, истца, отсутствуют.

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. по делу N 33-2092/2014
Судья: Лысых Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Кребеля М.В., Мурованной М.В.,
при секретаре Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе С. на решение Ленинского районного суда г. Томска от 16 апреля 2014 года
дело по иску С. к У.В.В. об устранении нарушений при возведении и работе котельной.
Заслушав доклад судьи Кребеля М.В., объяснения истца С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика У.В.В. У.В.А. и Г.М. (доверенность от 12.04.2014), возражавших против апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к У.В.В. о возложении на ответчика обязанности по переносу нежилого здания (котельной) на расстояние, соответствующее требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности, а именно на 10 м от жилого дома, расположенного по адресу: /__/, о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины и услуг представителя.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: /__/. Собственником смежного земельного участка, расположенного по адресу: /__/, У.В.В. возведена и эксплуатируется котельная, которая размещена с нарушением норм пожарной безопасности на расстоянии 6,15 м от его жилого дома. В результате работы котельной постоянно происходит задымление участка, принадлежащего С., продукты горения попадают в жилое помещение, что оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья граждан. Кроме того, размещение котельной на расстоянии менее 10 м от его жилого дома создает угрозу возникновения пожара и как следствие угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании истец С. и его представитель Х. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
Представители ответчика У.В.В. У.В.А. и Г.М. в судебном заседании иск не признали, полагали, что доказательств нарушения прав истца, наличия реальной угрозы для его жизни и здоровья вследствие возведения и эксплуатации ответчиком строения-котельной не представлены.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика У.В.В. и представителя третьего лица ГУ МЧС России по Томской области.
Обжалуемым решением на основании статей 263, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 56, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", информационного письма МЧС РФ от 19.07.2012 N 19-2-3-2855 "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)" в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе С. просит отменить указанное решение и принять новое.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда об отказе в иске не могут быть основаны только на отсутствии конкретных противопожарных расстояний и порядка их определения в Федеральном законе "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", так как противопожарные расстояния должны учитываться при строительстве зданий и сооружений.
Полагает, что суд не применил нормы, подлежащие применению - противопожарные требования, изложенные в СП 4.13130.2009 и обязательном приложении 1 к СНиП 2.07.01-89*.
Отмечает, что судом не дана оценка представленным истцом доказательствам, свидетельствующим о нарушении ответчиком противопожарных расстояний.
Считает необоснованным указание в решении на непредставление истцом доказательств, подтверждающих, что единственным способом устранения нарушения прав истца является перенос котельной.
В возражениях на апелляционную жалобу У.В.В. просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд ответчика У.В.В. и представителя третьего лица ГУ МЧС России по Томской области.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения не нашла.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при применении статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (п. 45 - п. 48).
Материалами дела подтверждается и правильно установлено судом первой инстанции, что С. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: /__/. Собственником смежного земельного участка по адресу: /__/, а также расположенном на нем на расстоянии 6,15 м от дома истца здания-котельной является ответчик У.В.В.
Правильность установления указанных обстоятельств не ставится под сомнение в апелляционной жалобе, поэтому в соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебная коллегия их проверку не осуществляет.
Обращаясь с исковыми требованиями о возложении на ответчика обязанности по переносу нежилого здания (котельной) на расстояние, соответствующее требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности, истец ссылался на нарушение своих прав, выразившееся в несоблюдении У.В.В. при возведении здания-котельной, расположенного на земельном участке по адресу: /__/, противопожарного расстояния 10 метров до дома истца, установленного Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что противопожарные расстояния между жилым домом истца и строением ответчика, расположенными на соседних земельных участках, указанным Федеральным законом в настоящее время не нормируются, права истца не нарушены.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на законе и доказательствах, которым суд первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал верную оценку.
Из ответа начальника отделения по надзорной деятельности Ленинского района г. Томска МЧС России по Томской области от 12.04.2013 N 3-24-11/34 следует, что в ходе проведенной проверки выявлено несоответствие противопожарного расстояния между строениями, расположенными по адресам: /__/ и /__/, которое не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности (п. 4.3 СП 4.13130.2009 табл. 1 - противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 1), поскольку фактическое расстояние между котельной на земельном участке N /__/ и жилого дома на земельном участке N /__/ составляет 6,15 м, вместо необходимых 10 м (л.д. 13).
Вместе с тем с 01.01.1990 противопожарные расстояния при строительстве были установлены в СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
С 30.06.2003 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который стал основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Поскольку согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства), то обязательные требования СНиП 2.07.01-89* в части противопожарных расстояний сохранили свое действие после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании".
С 30.04.2009 вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с ч. 1 ст. 151 данного Федерального закона со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Положения указанного Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона).
С момента вступления в силу (30.04.2009) до 12.07.2012 Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" содержал обязательные требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков (статьи 69, 75, таблица 11).
С 12.07.2012 статья 75 Федерального закона и таблица 11, содержащая конкретные противопожарные расстояния, утратили силу, статья 69 (Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями) изложена в новой редакции, не предусматривающей конкретные противопожарные расстояния и порядок их определения (Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
С 30.06.2010 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно ч. 6 ст. 3 данного Федерального закона он устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности.
В ч. 3 - 4 ст. 42 указанного Закона установлено, что Правительство Российской Федерации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает, опубликовывает и размещает в соответствии с частью 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в который был включен, в том числе, СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Разделы 1 - 5, 6 (пункты 6.1 - 6.41, таблица 10*), 7 - 9; приложение 2.
Приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079 (ред. от 18.05.2011) утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В него включены следующие своды правил:
СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", кроме разделов 4 (пунктов 4.1, 4.4 - 4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8 (пунктов 8.1 - 8.11, 8.13, 8.14), 9 - 11.
СП 55.13330.2011 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", кроме разделов 4, 5, 7 - 9.
СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", кроме разделов 1 - 5, 6 (пунктов 6.1 - 6.4, таблицы 10), 7 - 9; приложения 2.
СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Согласно примечанию в настоящем перечне указанные после слова "Кроме:" разделы, части и пункты нормативного документа включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
С 20.05.2011 начал действовать СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, положения которого в части разделов 1 - 5, 6 (пунктов 6.1 - 6.4, таблицы 10), 7 - 9; приложения 2 носят обязательный характер.
Раздел 7 СП 42.13330.2011, носящий обязательный характер, называется "Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон".
В п. 7.1 СП 42.13330.2011 указано, что расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14 (Охрана окружающей среды) настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15 настоящего свода правил.
При этом разделы 14 и 15 СП 42.13330.2011 не носят обязательного характера.
В разделе 15 СП 42.13330.2011 (Противопожарные требования) указано, что противопожарные требования следует принимать в соответствии с главой 15 "Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности" раздела II "Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов" Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
В главе 15 указанного Федерального закона конкретные противопожарные расстояния не приведены, следовательно, СП 42.13330.2011 не содержит сведений о противопожарных расстояниях, которые бы подлежали обязательному применению.
После актуализации СНиП 2.07.01-89* и издании его в редакции СП 42.13330.2011 он не утратил свое действие, поскольку, как указано в письме Минрегиона РФ от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ, в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни (Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р) и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденный приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079).
В этой связи СНиП 2.07.01-89* продолжает действовать до настоящего времени в части, не противоречащей требованиям технических регламентов, однако приложение 1 (Противопожарные требования) СНиП 2.07.01-89*, содержащее сведения о противопожарных расстояниях, уже не носит обязательного характера (п. 57 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
На основании изложенного с 12.07.2012 не действуют нормативные документы, содержащие обязательные требования к противопожарным расстояниям (кроме объектов, на которые распространяется специальное регулирование), в связи с чем доводы апелляционной жалобы об обратном являются необоснованными.
Учитывая, что истцом не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих реальную (а не возможную) угрозу жизни и здоровью граждан и, в частности, истца, вывод суда об отсутствии нарушения прав С. в результате возведения ответчиком на своем земельном участке здания - котельной является правильным. При этом судебная коллегия принимает во внимание тот факт, что истец, заявивший в качестве способа устранения нарушения его права собственности о сносе указанного выше строения, вопреки положениям ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств того, что данный способ является единственным способом устранения данного нарушения и соразмерен нарушению. Документы, на которые ссылается в жалобе апеллянт, данных обстоятельств не подтверждают.
Таким образом, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, обоснованно не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом дана ненадлежащая оценка имеющимся в материалах гражданского дела доказательствам, судебной коллегией отклоняются, поскольку из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апеллянта о самовольном, в отсутствие каких-либо разрешений, возведении здания - котельной не могут повлечь отмену правильного по существу судебного постановления, поскольку доказательств того, что на его возведение в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется получение разрешения на строительство, истец не представил. На самовольность возведения ответчиком строения С. в обоснование иска не ссылался, существенность нарушения градостроительных и строительных норм и правил в силу вышеизложенного не доказал.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного постановления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, указанным в ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда, а потому решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 16 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.