Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 28.05.2014 по делу N 33-3410/2014
В удовлетворении заявления о признании незаконным решения прокурора отказано правомерно, поскольку обращение заявителя рассмотрено, прокурор при рассмотрении обращения действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом, заявителю в установленный законом срок дан мотивированный ответ по существу поставленного им вопроса.


Апелляционное определение Омского областного суда от 28.05.2014 по делу N 33-3410/2014
В удовлетворении заявления о признании незаконным решения прокурора отказано правомерно, поскольку обращение заявителя рассмотрено, прокурор при рассмотрении обращения действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом, заявителю в установленный законом срок дан мотивированный ответ по существу поставленного им вопроса.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. по делу N 33-3410/2014
Председательствующий Тарасов Д.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Кировского районного суда г. Омска от 11 марта 2013 года, которым постановлено: "Отказать в удовлетворении требований Ж. о признании незаконным решения прокурора Омской области от <...> N <...>.".
Заслушав доклад судьи Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
установила:
Ж. обратился в суд с заявлением о признании решения прокурора Омской области от <...> N <...> незаконным, возложении обязанности принять меры прокурорского реагирования. В обоснование заявленных требований указал, что по его обращению о нарушении требований пожарной безопасности при размещении киосков и павильонов с южной стороны торгового комплекса "<...>" по адресу: <...> прокурором Омской области принято решение об отсутствии оснований для применения мер прокурорского реагирования, о чем ему сообщено в письменном ответе от <...> N <...>. Полагал, что размещение киосков и павильонов в противопожарных разрывах противоречит требованиям НПБ 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования", в связи с чем у прокурора имелись основания для принятия мер прокурорского реагирования.
В судебном заседании Ж. заявленные требования поддержал.
Представитель прокуратуры Омской области <...> в судебном заседания возражала против удовлетворения заявленных требований, привела доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ж. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также НПБ 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования", указывает, что суд не выяснил вопрос о соблюдении норм пожарной безопасности при размещении киосков и павильонов с южной стороны торгового комплекса "<...>" по адресу: <...>.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Омской области <...> полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Ходатайство Ж. об отложении судебного заседания в связи с его болезнью, поступившее <...>, судебной коллегией областного суда оставлено без удовлетворения, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности явки в судебное заседание по уважительным причинам, суду апелляционной инстанции не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав прокурора <...>, просившую об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу ст. 21 указанного Федерального закона предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу пункта 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Судом установлено, что <...> Ж. обратился к прокурору Омской области с заявлением о нарушении требований пожарной безопасности при размещении с южной стороны торгового комплекса "<...>" по адресу: <...> киосков и павильонов. Заявление было подано на личном приеме прокурора, зарегистрировано в прокуратуре Омской области, принято к рассмотрению в день его подачи.
<...> прокурором Омской области Ж. дан ответ, согласно которому обращение заявителя рассмотрено и оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ МЧС России N 313 имеет дату 18.06.2003, а не 18.06.2013.
Из ответа прокурора Омской области от <...> N <...> следует, что ранее требования пожарной безопасности к размещению временных объектов (киосков, павильонов и т.п.), в том числе по соблюдению противопожарных разрывов между ними, содержались в ч. 12 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также в п. 24 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2013 N 313 (далее - ППБ 01-03), и п. 4.15 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. СП 4.13130.2009", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 174 (далее - СП 4.13130.2009).
Однако в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ, с 12.07.2012 требования к размещению временных объектов из ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" исключены.
Приказом МЧС России от 31.05.2012 N 306 приказ МЧС России от 18.06.2013 N 313, которым были утверждены ППБ 01-03, признан утратившим силу, при этом в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, применяемых с 15.05.2012, вопросы, касающиеся размещения временных объектов, не урегулированы.
В Своде правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. СП 4.13130.2013", утвержденном приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, введенном в действие с 29.07.2013 и отменяющем действие СП 4.13130.2009, требования к размещению временных объектов также отсутствуют.
По вопросу применения НПБ 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования", введенных в действие приказом ГУГПС МВД России от 31.01.1995 N 5 заявителю в ответе прокурора Омской области от 25.11.2013 N 7-980-2012 сообщено, что согласно п. 2.4 НПБ 103-95 расстояния от отдельно стоящих киосков (павильонов) и групп сооружений, указанных в п. 2.2, до жилых, общественных, вспомогательных зданий промышленных предприятий и до производственных зданий, а также между торговыми павильонами площадью более 20 кв. м принимаются в соответствии с нормами по планировке и застройке городских и сельских поселений. Вместе с тем в Своде правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, требований к размещению временных построек с учетом противопожарных расстояний не содержится.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания оспариваемого решения прокурора Омской области об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования незаконным и возложения на прокурора Омской области обязанности принять данные меры не имеется, поскольку обращение заявителя рассмотрено, прокурор при рассмотрении обращения действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом, заявителю в установленный законом срок дан мотивированный ответ по существу поставленного им вопроса.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, равно как и доводы заявления, поданного в суд, по сути, сводятся к несогласию заявителя с толкованием прокурором Омской области нормативных правовых актов, исходя из которого прокурором сделан вывод о том, что в настоящее время вопросы, связанные с противопожарными расстояниями применительно к временным объектам торговли, законодательством не урегулированы, в связи с чем нарушения требований пожарной безопасности при размещении киосков и павильонов возле магазина, расположенного по адресу: <...>, отсутствуют. Однако иное толкование заявителем нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности, не свидетельствует о нарушении прокурором Омской области законодательства при рассмотрении обращения заявителя, ненадлежащем исполнении прокурором Омской области своих обязанностей, а потому суд правильно на основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд обоснованно учел, что сам по себе ответ прокурора прав и свобод Ж. не нарушает, не создает препятствий к их осуществлению, не возлагает на заявителя какой-либо ответственности.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не выяснил вопрос о соблюдении норм пожарной безопасности при размещении киосков и павильонов с южной стороны торгового комплекса "<...>" по адресу: <...>, не могут быть приняты во внимание, поскольку к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению судом по настоящему делу, относилось наличие нарушений законодательства при рассмотрении прокурором Омской области обращения заявителя и указанных нарушений в ходе судебного разбирательства не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия областного суда считает, что судом по делу постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж. - без удовлетворения.