Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 25.04.2012 по делу N 33-2382/2012
Исковые требования об обязании устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта удовлетворены правомерно, поскольку факт нарушения законодательства при эксплуатации АЗС нашел подтверждение и фактически ответчиком не оспаривался.


Апелляционное определение Омского областного суда от 25.04.2012 по делу N 33-2382/2012
Исковые требования об обязании устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта удовлетворены правомерно, поскольку факт нарушения законодательства при эксплуатации АЗС нашел подтверждение и фактически ответчиком не оспаривался.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2012 г. по делу N 33-2382/2012
Председательствующий: Сальникова Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Лисовского В.Ю.,
судей: Иволгиной Н.В., Чернышевой И.В.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в судебном заседании 25 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе ОАО "Омскоблгаз" на решение Центрального районного суда г. Омска от 14 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Требования прокурора _______________ Омской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Омскоблгаз" об обязании устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта удовлетворить.
Обязать ОАО "Омскоблгаз" оборудовать помещение операторской АГЗС автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить возможность отключения раздаточной колонки АГЗС в автоматическом режиме при наполнении резервуара с топливом; обеспечить резервуары хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения.
Взыскать с ОАО "Омскоблгаз" государственную пошлину в доход бюджета города Омска в размере ____ рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя ОАО "Омскоблгаз" Л., заключение прокурора отдела областной прокуратуры Ивановой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор _______________ Омской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "Омскоблгаз" об обязании устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта, ссылаясь на то, что прокуратурой _______________ проведена проверка исполнения требований законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов, расположенных на поднадзорной территории. В результате проверки получены сведения о нарушениях указанного законодательства в деятельности ОАО "Омскоблгаз", в ведении которого находится АГЗС, расположенная по ул. ______ в селе ____________. В нарушение требований норм пожарной безопасности, Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности, НПБ 111-98*, утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25 (далее - НПБ 111-98*), помещения операторной АЗС не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (нарушен п. НПБ 111-98*), площадка с резервуаром СУГ не имеет самостоятельного ограждения, которое обозначает территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнено из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию (нарушен п. 3, прил. 6 НПБ 111-98*), при наполнении резервуара топливом не обеспечена возможность отключения раздаточной колонки АЗС в автоматическом режиме (нарушен п. 19.3, прил. 6, НПБ 111-98*), резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) заполнение резервуара предусмотрено посредством автоцистерны) (нарушен п. 20.5 прил. 6 НПБ 111-98*).
Указанные выше нарушения в совокупности способны привести к возникновению аварийной ситуации на опасном производственном объекте, что непосредственным образом создаст угрозу для жизни и здоровья неопределенного числа граждан, сохранности их имущества.
Просил обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: оборудовать помещение операторской АГЗС автоматической пожарной сигнализацией; оградить площадку с резервуаром СУГ при помощи негорючих материалов, обеспечивающих ее свободное проветривание; обеспечить возможность отключения раздаточной колонки АГЗС в автоматическом режиме при наполнении резервуара с топливом; обеспечить резервуары хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения; взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального АО г. Омска Беглярова Е.Г. требования оградить площадку с резервуаром СУГ при помощи негорючих материалов, обеспечивающих ее свободное проветривание, не поддержала. Остальные заявленные требования просила удовлетворить.
Представители ОАО "Омскоблгаз", Тюкалинского МУ ЭРСГ в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОАО "Омскоблгаз" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что у прокуратуры отсутствовали основания для проведения проверки в отношении ОАО. Кроме того, закрепленный законом порядок проведения проверки был нарушен. Ссылки в иске на НПБ 111-98* являются необоснованными, поскольку данное НПБ регламентирует требования к средствам противопожарной защиты многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС. АГЗС же, расположенная по ул. _________в с. ___, _______________, ____________, не является многотопливной станцией, так как на ее территории расположены только резервуары, предназначенные для хранения сжиженного углеводородного газа. Нарушений, указанных прокурором, не имеется. Кроме того, НПБ 11-98 не зарегистрированы в Минюсте России, поэтому носят рекомендательный характер.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами в соответствии с указанным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ).
Согласно подп. "в" п. 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества -жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно п. 23.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, при эксплуатации АЗС необходимо соблюдать требования норм и правил пожарной безопасности.
Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25 утверждены "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности".
В соответствии с п. 2 НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности, автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.
Согласно таблице 6 раздела "Справочное" Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, сжиженные газы, к которым принадлежат углеводородные газы пропан и бутан, используемые на автогазозаправочных станциях, по виду пожарной опасности являются легковоспламеняющимися и самовозгорающимися веществами и относятся к разряду пожароопасных.
Таким образом, АГЗС относится к опасным производственным объектам.
Согласно п. 96* НПБ 111-98* все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 кв. м (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнивать к складским помещениям.
В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания.
Пунктом 19.3. НПБ 111-98* предусмотрено, что при наполнении одного из резервуаров топливом (за исключением сосудов сжатого природного газа) должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара, и всех раздаточных колонок АЗС.
В силу п. 20.5 НПБ 111-98* резервуары для хранения СУГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема).
Из материалов дела следует, что ОАО "Омскоблгаз" имеет лицензию N _____________ от 28.01.2008 на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (л.д. __).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой _______________, были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в деятельности ОАО "Омскоблгаз", в ведении которого находится АГЗС, расположенная по ул. _________в с. ___ _______________.
Проверкой установлено, что помещение операторной АГЗС не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации; при наполнении резервуара топливом не обеспечена возможность отключения раздаточной колонки АЗС в автоматическом режиме; резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения.
Из объяснений начальника ______________ газового участка Тюкалинского МУ ОАО "Омскоблгаз" К., в ведении которого находится АГЗС, следует, что ряд нарушений пожарной безопасности на АГЗС по-прежнему не устранен, с необходимостью устранения имеющихся нарушений (установленных прокурорской проверкой) он согласен и примет надлежащие меры при поступлении финансирования (л.д. __).
Согласно письма генерального директора ОАО "Омскоблгаз" от 23.12.2011 N _____, нарушения и замечания, указанные в представлении частично устранены, в частности, 29.11.2011 составлен и утвержден план устранения выявленных недостатков на АГЗС, 01.12.2011 заключен договор N _____ на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации и средств оповещения. Начальнику ___________ газового участка К. объявлен выговор (л.д. __).
Таким образом, факт нарушения законодательства при эксплуатации указанной АЗС нашел подтверждение и фактически ответчиком не оспаривался.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и, придя к правильному выводу о том, что ОАО "Омскоблгаз" обязано соблюдать правила пожарной безопасности для обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что закрепленный законом порядок проведения проверки прокуратурой был нарушен, не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену решения, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что проверка деятельности ОАО "Омскоблгаз" по эксплуатации АГЗС, расположенной по ул. _________в с. ___, _______________, проведена прокуратурой _______________ Омской области в рамках осуществления прокурорского надзора.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора.
Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Прокуратуре на основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.
А на таких направлениях, как соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, прокурорский надзор действует независимо от наличия информации о нарушении законов, с целью их предотвращения.
Не могут служить основанием к отмене решения суда и доводы жалобы о том, что НПБ 111-98* не могут применяться к АГЗС, расположенной по ул. _________в с. ___, _______________, Омской области, поскольку она не является многотопливной станцией, а на ее территории расположены только резервуары, предназначенные для хранения сжиженного углеводородного газа.
Так, из указанных выше норм права следует, что АГЗС является опасным производственным объектом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, не только содержащиеся в настоящем Федеральном законе, но и в других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации.
Содержание требований промышленной безопасности касается либо опасных производственных объектов, либо технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
К техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1998 г. N 928 "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации", относятся агрегаты, машины и механизмы, технические системы и комплексы, технологическое оборудование, приборы и аппаратура.
По вопросу требований промышленной безопасности отсутствует комплексный, систематизирующий, исчерпывающий перечень всех требований промышленной безопасности. По смыслу указанной статьи, требования могут содержаться в разных источниках, разного уровня, в том числе в нормативных технических документах, к которым относится и НПБ 111-98*, направленные на безопасность объектов и регистрация которых в Минюсте России не требуется.
Доводы жалобы о том, что на АГЗС осуществляется круглосуточное дежурство работников, поэтому не требуется оборудование операторской автоматической пожарной сигнализацией, не могут быть приятны во внимание, поскольку во исполнение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, никаких доказательств в подтверждение данных доводов представлено не было. Более того, из материалов дела следует, что данное нарушение ответчиком было признано, и для его устранения 01.12.2011 года был заключен договор на выполнение работ по монтажу сигнализации.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Омскоблгаз" - без удовлетворения.