Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-6916/2013
Иск о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений норм пожарной безопасности, об обязании обеспечить в здании использование в качестве второго эвакуационного выхода из помещения наружной открытой лестницы удовлетворен правомерно, поскольку доказан факт нарушения ответчиками требований пожарной безопасности, доказательств устранения нарушений в полном объеме ответчиками не представлено.


Апелляционное определение Омского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-6916/2013
Иск о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений норм пожарной безопасности, об обязании обеспечить в здании использование в качестве второго эвакуационного выхода из помещения наружной открытой лестницы удовлетворен правомерно, поскольку доказан факт нарушения ответчиками требований пожарной безопасности, доказательств устранения нарушений в полном объеме ответчиками не представлено.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу N 33-6916/2013
Председательствующий: Васильева Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Светенко Е.С.,
судей Чеботаревой Е.А., Кудря Т.Л.,
при секретаре В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова" на решение Центрального районного суда г. Омска от 31 июля 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова" по непринятию мер к устранению нарушений норм пожарной безопасности в деятельности психиатрического загородного отделения N 20.
Обязать БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова" принять меры к устранению нарушений норм пожарной безопасности в деятельности психиатрического загородного отделения N 20, а именно: обеспечить в здании прачечной использование в качестве второго эвакуационного выхода из помещения клуба, расположенного на втором этаже, наружной открытой лестницы, уклон которой не должен составлять более 60 градусов, в соответствии с п. 6.1.16 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. N 171, в срок до 10.09.2013 г.
Взыскать с БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова" государственную пошлину в размере 2 000 рублей в доход местного бюджета".
Заслушав доклад судьи Чеботаревой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,
установила:
Прокурор Кормиловского района Омской области, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова", Министерству здравоохранения Омской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. Уточнив требования просил обеспечить в здании прачечной использование в качестве второго эвакуационного выхода из помещения клуба, расположенного на втором этаже, наружной открытой лестницы, уклон которой не должен составлять более 60 градусов.
В обоснование иска указал, что совместно прокуратурой Кормиловского района и специалистами ОНД ГУ МЧС России Кормиловского района Омской области в марте 2013 года проведена проверка соблюдения требований, в том числе: Федерального закона "О противодействии терроризму" и Федерального закона "О пожарной безопасности" со стороны БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова", а именно: в деятельности психиатрического загородного отделения N 20.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства, в частности: не обеспечено в здании прачечной использование в качестве второго эвакуационного выхода из помещения клуба, расположенного на втором этаже, наружной открытой лестницы, с уклоном не более 60 градусов.
Указанное обстоятельство нарушает положения законодательства о пожарной безопасности, что влияет на безопасность пациентов и персонала.
На основании изложенного, просил признать бездействие ответчиков противоречащим Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", Федеральному закону "О пожарной безопасности", "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; обязать ответчиков принять меры по устранению нарушений норм пожарной безопасности в деятельности психиатрического загородного отделения N 20; распределить судебные расходы.
В судебном заседании помощник прокурора - Шевченко А.А., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что необходимо установить срок для исполнения - незамедлительно с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представители БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова" - С. и Кандалинцева В.А., действующие по доверенностям просили учесть, что с момента внесения прокурором представления в марте 2013 года об устранении выявленных нарушений, лечебным учреждением предпринимались все возможные меры по исполнению требований. В настоящее время не исполнено только одно требование, о котором заявлено в иске. Неисполнение связано с длительной процедурой: составление технической документации, утверждение сметы расходов, поиск строительных организаций, что требует 40-45 дней. Подтвердили факт перечисления Учредителем субсидий в полном объеме. Также просили определить срок для исполнения решения суда - не раньше 30.09.2013 года.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Омской области Г., действующая на основании доверенности, требования прокурора не признала. Пояснила, что Министерство здравоохранения Омской области является только распорядителем бюджетных ассигнований в виде субсидий. Со своей стороны, обязанность по перечислению таковых лечебному учреждению ими исполнена. В связи с этим, считают, что Министерство является не надлежащим ответчиком и просят в иске прокурора к Министерству, отказать. Отметила также, что БУЗ ОО согласно Уставу имеет возможность осуществлять некоторые виды предпринимательской деятельности для привлечения дополнительных средств, отвечает всем своим имуществом, включая, то, которое передано в оперативное управление, по ее мнению, указанное обстоятельство, является основанием для освобождения Учредителя от финансовой ответственности.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им Н.Н. Солодникова" просит решение суда от 31.07.2013 в части признания незаконным бездействия по непринятию мер к устранению нарушений норм пожарной безопасности в деятельности психиатрического загородного отделения N 20 отменить, так как с момента внесения прокурором представления предпринимались меры по устранению выявленных нарушений. Устранение нарушений противопожарной безопасности частично свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны ответчика. Ссылается на заключенный договор от 19.06.2013 на разработку проектно- сметной документации по капитальному ремонту противопожарных лестниц в лечебном корпусе N 1 и прачечной отделения N 20, неисполнения в срок обязательств подрядчиком.
В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор Кормиловского района Омской области, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова В.А. Кандалинцеву, представителя Министерства здравоохранения Омской области С.Н. Гаура. Поддержавших доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Бородич А.С., полагавшей, решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, подлежащей отклонению, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона о пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон "Технический регламент о пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду часть 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно части 2 *** Федерального закона N 123-ФЗ положения указанного нормативного акта об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.
В соответствии со статьей 37, названного выше Федерального закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Далее, статьей 9 Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Из анализа названных норм следует, что ответственность за жизнь и безопасность пациентов несет лечебное учреждение.
Согласно положениям ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут: 1) из помещений первого этажа наружу: а) непосредственно; б) через коридор; в) через вестибюль (фойе); г) через лестничную клетку; д) через коридор и вестибюль (фойе); е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;
2) из помещений любого этажа, кроме первого: а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;
3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.
Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 171 утвержден Свод правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменениями и дополнениями), который разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания).
При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.
Требования названного СП направлены на: обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей; обеспечение возможности спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара (п. 4.1.1).
Защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий (п. 4.1.3).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что совместно прокуратурой Кормиловского района и специалистами ОНД ГУ МЧС России Кормиловского района Омской области проведена проверка соблюдения требований названного законодательства, в том числе: ФЗ "О пожарной безопасности" со стороны БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова", а именно: в деятельности психиатрического загородного отделения N 20 (л.д. 10-14).
В ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства, в том числе: Федерального Закона "О пожарной безопасности", в частности: на выходе из подвального помещения здания корпуса N 2 непосредственно на улицу не обеспечена высота эвакуационного выхода к свету не менее чем 1,9 м; в подвальном помещении здания корпуса N 2 в коридоре в полу на пути эвакуации имеет место перепад высот не соответствующий 45 см, в том числе не обустроено устройство пандуса с уклоном не более 1,6; в здании корпуса N 1 не обеспечено открывание дверей на лестничную клетку по направлению выхода из коридора 2-го этажа; не обеспечено в здании прачечной использование в качестве второго эвакуационного выхода из помещения клуба, расположенного на втором этаже, наружной открытой лестницы, с уклоном не более 60 градусов.
19.03.2013 г. в адрес Главного врача БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова" прокурором Кормиловского района Омской области было внесено представление об устранении нарушений в сфере здравоохранения, законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о противодействии терроризму.
По истечении установленного законом срока, при повторной проверке исполнения внесенного представления, в мае 2013 года прокуратурой было установлено, что требования об устранении установленных нарушений выполнены не в полном объеме, о чем был составлен рапорт старшего помощника прокурора Шевченко А.А. (л.д. 6) и Акт от 16.05.2013 (л.д. 8). Это обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с иском.
Поскольку факт наличия в БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им Н.Н. Солодникова" на момент принятия судом решения нарушения требований пожарной безопасности нашел подтверждение в судебном заседании и ответчиками не оспаривался; выявленные нарушения аналогичны указанным ранее в представлении, доказательств устранения указанных нарушений в полном объеме ответчиками суду не представлено; БУЗ ОО Клиническая психиатрическая больница им Н.Н. Солодникова" является учреждением с массовым пребыванием людей, в том числе маломобильных групп населения, соответственно, имеется угроза нарушения прав лиц, посещающих здания больницы, а также находящихся в помещениях в силу трудовых обязанностей; осуществление деятельности БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им Н.Н. Солодникова" с выявленными нарушениями является недопустимым; иск предъявлен прокурором в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга имеется безусловная потребность в наличии всех необходимых средств пожаротушения, предусмотренных законом в целях обеспечения безопасности людей.
В связи с изложенным, на основании приведенных в решении положений Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, "СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им Н.Н. Солодникова" и Министерство здравоохранения Омской области обязанности по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств и оснований для признания их неправильными не усматривается.
В апелляционной жалобе представитель БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им Н.Н. Солодникова" не соглашается с выводами суда первой инстанции относительно указания на бездействия БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им Н.Н. Солодникова" по непринятию мер к устранению нарушений норм пожарной безопасности.
В соответствии с частью первой статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом по смыслу разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта первого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из материалов дела усматривается, что требования внесенного 19.03.2013 прокурором представления частично исполнены, что подтверждается ответом БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова" (л.д. 15-18). В связи с этим, прокурором Кормиловского района Омской области заявленные требования уточнены, от поддержания исполненных требований, последний отказался (л.д. 69).
Вместе с тем, доказательствами имеющимися в материалах дела подтверждается, что в течение срока установленного в представлении для устранения нарушений противопожарного законодательства, выявленные нарушения не устранены (л.д. 9).
Более того, договор на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту противопожарных лестниц в лечебном корпусе N 1 и прачечной отделения N 20, на которые ссылается податель жалобы в обоснование отсутствия бездействия со стороны БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова", заключен 19.06.2013, по истечении установленного срока.
Доказательства объективной невозможности исполнить требования представления в установленный срок, апеллянтом не представлены.
Доводы о неисполнении в срок обязательств по договору от 19.06.2013 подрядчиком неубедительны и не могут быть признаны обоснованными, поскольку из существа искового заявления следует, что предъявление прокурором настоящего иска направлено главным образом на предупреждение возможного нарушения в будущем прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и незамедлительное устранение в связи с этим имеющихся в учреждении на сегодняшний день нарушений требований Закона о пожарной безопасности.
По сути, доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, и не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, представлении, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.