Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 16.03.2016 по делу N 33-1921/2016
Требование: О признании незаконными действий, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Омского областного суда от 16.03.2016 по делу N 33-1921/2016
Требование: О признании незаконными действий, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. по делу N 33-1921/2016
Председательствующий: Кириенко И.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Ивановой В.П., Кутыревой О.М.
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании 16 марта 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН Р.С.Т.В. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 20 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Федеральной службы исполнения наказаний в постановке П.Е.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить П.Е.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия
установила:
П.Е.Н. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании незаконными действий ответчика по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В обоснование требований указал, что он с 1998 года по настоящее время проходит службу в УФСИН России по Омской области в должности оперуполномоченного штурмового отделения отдела специального назначения.
В июле 2014 года по результатам рассмотрения его рапорта о принятии на учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ему было отказано в постановке. Причиной отказа послужило непредставление полного пакета документов, в том числе копии финансово-лицевых счетов, копии всех страниц паспортов, копии свидетельств о регистрации детей.
Подавая рапорт, истец приложил все необходимые документы, что подтверждается решением территориальной подкомиссии УФСИН России по Омской области.
На основании изложенного, просил признать действие Федеральной службы исполнения наказаний России в отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, незаконным, обязать Федеральную службу исполнения наказаний России устранить допущенное нарушение, а именно, поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Истец в судебное заседание не явился. Его представитель Б. исковые требования истца поддержал, просил восстановить истцу срок подачи иска в связи с нахождением истца в командировке.
Представитель ответчиков С.Т.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что истцом были представлены не все необходимые документы. Просила применить правила о пропуске срока исковой давности.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России С полагает выводы суда об уважительности причин пропуска истцом срока исковой давности необоснованными. Нахождение истца в служебной командировке не может быть признано такой причиной, так как указанное обстоятельство не препятствовало истцу в ознакомлении с решением комиссии ФСИН России, он не был лишен возможности обращения с иском через представителя. Вывода суда о незаконности отказа ФСИН России в связи с непредставлением копий лицевых счетов на дом, не является обоснованным и не может исключать требование Правил, утвержденным Постановлением Правительства от <...> N <...>. Полагает необоснованным и вывод суда о представлении копии паспорта заявителя путем подачи указанных копий в УФСИН России по Омской области, поскольку комиссия ФСИН не связана решением территориальной комиссии, а самостоятельно проводит проверку наличия документов. Кроме того, заявителем не были представлены копии свидетельств о регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя ФСИН России и УФСИН России по Омской области С.Т.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Из приведенного выше следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении.
При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.
При рассмотрении дела судом установлено, что оперуполномоченный штурмового отделения специального назначения УФСИН России по Омской области П.Е.Н. с <...> по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе (УФСИН России по Омской области).
<...> П.Е.Н., имея выслугу <...>, подал рапорт в подкомиссию УФСИН России по Омской области на имя директора ФСИН России К. о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека, включая жену П, дочь П, <...> рождения, и сына П.Р., <...>.
К названному заявлению был приложен пакет документов, в составе которого имелась выписка из домовой книги, указывающая на то, что П.Е.Н. и члены его семьи (жена, дочь и сын) постоянно зарегистрированы: П.Е.Н. с 2002 года, П - с 2000 года, П с 2003 года, несовершеннолетний П.Р. - с 2011 года и проживают в жилом доме общей площадью 68,3 кв. м по адресу: г. Омск, <...>.
Жилой дом находится в собственности матери супруги заявителя Х
<...> подкомиссией УФСИН России по Омской области принято решение о направлении документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной выплаты (протокол N <...>), пакет документов П.Е.Н. направлен в комиссию ФСИН России с целью принятия решения.
Комиссией ФСИН России <...> принято решение об отказе П.Е.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223.
В протоколе заседания комиссии отражено, что заявителем не представлены копии финансово-лицевых счетов, копии всех страниц паспорта, копии свидетельств о регистрации детей по месту жительства.
Других оснований для отказа в постановке на учет истца выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России не содержит.
Рассматривая дело, суд верно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе П.Е.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить истца на такой учет.
В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факт прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства (статья 2).
Как следует из части первой статьи 3 указанного выше Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Согласно п. 6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с п. 82 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. N 288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 5 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.
Пункт 85 названного Административного регламента предусматривает, что при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.
Таким образом, копия финансового лицевого счета по месту регистрации дочери и сына заявителя в частном доме не могла быть представлена, так как финансовые лицевые счета для индивидуального жилого дома не предусмотрены, применяются в отношениях между собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах и обслуживающими данные дома организациями, лицами, осуществляющими начисление коммунальных платежей.
Домовая книга в силу п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, п. 82 и 85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятого Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. N 288, оформляет регистрацию граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Таким образом, выписка из домой книги является надлежащим документом, подтверждающим регистрацию гражданина.
Кроме того, следует учесть следующее.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ под местом жительства гражданина понимается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
Заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны) (п. 27 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288).
Из представленной комиссии ФСИН России выписки из домовой книги следует, что дети заявителя П.Е.Н. - дочь Пецевич А <...> года рождения и сын Пецевич Р, <...> года рождения, были зарегистрированы родителями непосредственно после своего рождения по месту постоянного проживания своих родителей и продолжают там проживать по настоящее время.
При этом, выписка из домовой книги подписана уполномоченным лицом Администрации Центрального АО г. Омска, а также председателем квартального комитета и представляет собой официальный документ, отражающий сведения о зарегистрированных лицах по месту нахождения дома: <...>, включая членов семьи П.Е.Н., в том числе дочери и сына, то есть является надлежащим доказательством регистрации конкретных лиц по месту жительства.
В названной связи предоставление требуемых ответчиком документов в виде копий свидетельств о регистрации детей и лицевых счетов было лишено правовых и фактических оснований.
Поскольку ссылка в жалобе на то, что из буквального прочтения п. 5 Правил от 24.04.2013 N 369 следует, что представлению в комиссию подлежат оба документа: как выписка из домовой книги, так и копии финансовых лицевых счетов основана на неверном толковании норм материального права, судебная коллегия ее отклоняет.
Что касается не предоставления П.Е.В. копий всех страниц паспорта, то судебная коллегия соглашается с указанием суда о том, что данное обстоятельство не могло послужить основанием для отказа в постановке на учет, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, постановлено - Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службе утвердить в 3-месячный срок: порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Во исполнение Постановления ФСИН России от 24.04.2013 г. N 369 издан Приказ от 29 августа 2013 г. N 496 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" Согласно утвержденному порядку - заявления о предоставлении социальной выплаты подаются в комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Территориальные подкомиссии).
В соответствии с п. 8 Порядка решение о постановке сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимает Комиссия ФСИН России.
В соответствии с п. п. 10.1, 10.2 Порядка Территориальные подкомиссии, сформированные в территориальных органах ФСИН России осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций Территориальные подкомиссии осуществляют следующие основные полномочия: регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений; проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Таким образом, в полномочия территориальных подкомиссий входит проверка всех представленных заявителями документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах.
Поскольку копии паспортов Пецевича и его супруги были приняты и заверены работниками территориальной подкомиссии УФИН по Омской области, обязанными осуществлять проверку сведений, содержащихся в представленных документах и осуществляющими подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, то на П.Е.Н. не могут быть возложены негативные последствия, связанные с действиями работников системы ФСИН России.
Довод подателя жалобы о том, что комиссия ФСИН России в соответствии с Приказом ФСИН N 496 от 29.08.2013 года при осуществлении своих полномочий самостоятельно проводит проверку наличия всех установленных к представлению письменных документов, об обратном не свидетельствует.
Исходя из указанного Приказа, а также Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (03.12.2014 года), именно комиссии территориальных органов УФСИН должны принимать пакет документов от претендентов на выплаты, проводить их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, а также решать вопрос о направлении документов УФСИН России для принятия решения по существу.
При таких обстоятельствах суд верно указал, что П.Е.Н. представил все требуемые и необходимые документы в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем, отказ в постановке его на учет для получения такой выплаты является незаконным.
Доводы жалобы о пропуске заявителем срока для обжалования решения комиссии ФСИН были тщательно исследованы судом и обоснованно отвергнуты как несостоятельные, поскольку отсутствие истца в служебной командировки в период с <...> по <...>, что подтверждено материалами дела, свидетельствует об уважительности причин пропуска в суд.
Доводы жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы его выводы, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 20 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН Р.С.Т.В. - без удовлетворения.