Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 13.05.2015 по делу N 33-2917/2015
Требование: О признании незаконным предписания об устранении требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец считает, что предписание не соответствует законодательству в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт отсутствия на спорном объекте системы автоматического пожаротушения и необходимость ее оборудования подтверждаются судебными актами арбитражного суда.
Апелляционное определение Омского областного суда от 13.05.2015 по делу N 33-2917/2015
Требование: О признании незаконным предписания об устранении требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец считает, что предписание не соответствует законодательству в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт отсутствия на спорном объекте системы автоматического пожаротушения и необходимость ее оборудования подтверждаются судебными актами арбитражного суда.
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. по делу N 33-2917/2015
Председательствующий: Кондратенко Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании 13 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе ЗАО "Тандер" на решение Ленинского районного суда г. Омска от 27 февраля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества "Тандер" о признании незаконным предписания N <...> Отдела надзорной деятельности ЛАО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области от 29.10.2014 года об устранении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара - отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителей ЗАО "Тандер" В. и ГУ МЧС России по Омской области <...>., судебная коллегия
установила:
ЗАО "Тандер" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Территориального отдела надзорной деятельности Ленинского АО г. Омска, ссылаясь на то, что по результатам проведенной органом пожарного надзора внеплановой выездной проверки объектов защиты, правообладателем которых является Общество, вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.10.2014, а именно: не выполнен монтаж автоматической системы пожаротушения; нарушен предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности пристройки к основному зданию (основное здание относится ко второй степени огнестойкости, пристройка к четвертой степени огнестойкости); ширина эвакуационного пути в коридоре выполнена менее 1 м (фактическая ширина коридора 0,92 метра в подсобной части на 1 этаже (замеры выполнены механической рулеткой).
Считают, что указанное предписание не соответствует законодательству в области пожарной безопасности.
Так, для обеспечения пожарной безопасности и недопущения нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: <...>, по заказу Общества аккредитованной организацией ООО "<...>" проведена оценка пожарного риска, по результатам которой получено заключение, которое свидетельствует о том, что на данном объекте торговли обеспечены условия пожарной безопасности. Однако органом пожарного надзора не принят расчет пожарных рисков, выполненный ООО "<...>", при этом в качестве единственного выявленного несоответствия указано на неверное значение Kan.i.
В соответствии с проектной документацией проверяемый объект был построен в 1973 году, требованиями нормативных правовых актов в области пожарной безопасности на момент введения его в эксплуатацию автоматические установки пожарной безопасности предусмотрены не были. Капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение на данном объекте не проводились. Поскольку здание введено в эксплуатацию в 1973 году, подлежит применению
ч. 4 ст. 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения этого
Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Каких-либо доказательств наличия угрозы возникновения пожара административным органом не представлено.
При вынесении предписания надзорным органом незаконно применены ведомственные (отраслевые) документы МЧС России, являющиеся нормативными документами добровольного применения и не являющиеся обязательными для применения.
Органом пожарного надзора не приведены основания отнесения частей объектов к классам конструктивной пожарной опасности, какие-либо расчеты для их отнесения отсутствуют, экспертиза об определении степени огнестойкости объекта не проводилась.
При проведении замеров измерительные приборы, утвержденные в установленным порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку административным органом не применялись. Замеры, произведенные с использованием не сертифицированной и метрологически неповеренной рулетки, не могут являться доказательствами нарушения требований пожарной безопасности.
С учетом уточнения заявленных требований просили признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору <...> N <...> от 29.10.2014.
Представитель ЗАО "Тандер" в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Омской области <...> заявленные требования не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ЗАО "Тандер" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполную оценку имеющихся в материалах дела доказательств. Указывает на необоснованность выводов суда о необходимости исполнения СП 5.13130.2009, СП 2.13130.2012 и СП 1.13130.2009, поскольку, являясь документами добровольного применения, они не могут применяться органами надзорной деятельности МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Органом пожарного надзора не представлено доказательств того, что здание, в котором находится помещение Общества, полностью является зданием торговли, в связи с чем выводы суда о необходимости оборудования здания в целом автоматической системой пожаротушения являются необоснованными. Судом неправильно применены понятия и нормы
ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в связи с чем необоснованно критически оценен отчет об оценке пожарных рисков, выполненный ООО "<...>".
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу
ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной государственными инспекторами Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору плановой выездной проверки ЗАО "Тандер", осуществляющего свою деятельность на объектах, расположенных по адресу: <...>, с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок объектов защиты, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели на 2013 год, 19.11.2013 Обществу было выдано предписание N <...> и возложена обязанность выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.10.2014.
Постановлением N <...> заместителя главного государственного инспектора Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору <...> от 28.11.2013 ЗАО "Тандер" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <...>
КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.02.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2014, в удовлетворении требований ЗАО "Тандер" об отмене постановления территориального отдела надзорной деятельности Ленинского АО г. Омска УНД ГУ МЧС России по Омской области N <...> от 28.11.2013 отказано. Из данного решения следует, что из постановления от 28.11.2013 исключены как необоснованно вмененные нарушения по объекту проверки по адресу: <...> - ширина эвакуационного пути в коридоре выполнена менее 1 м (фактически ширина коридора 0,92 м в подсобной части на 1 этаже), в связи с проведением замеров ненадлежащим техническим средством; а также в части нарушения предела огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности пристройки к основному зданию (основное здание по адресу: <...> относится ко 2- ой степени огнестойкости; пристройка к 4-ой степени огнестойкости), поскольку административный орган при вынесении обжалуемого постановления сослался на несуществующий
пункт 6.7.8 СП 2.13130.2012. Наличие остальных выявленных нарушений, в том числе, в части не выполнения монтажа автоматической системы пожаротушения на объекте по адресу <...>, суд посчитал доказанными (т. <...> л.д. <...>).
На основании распоряжения главного государственного инспектора по Ленинскому АО г. Омска по пожарному надзору N <...> от 26.08.2014 с целью контроля исполнения предписания N <...> от 19.11.2013 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в помещениях магазина, принадлежащего ЗАО "Тандер", по адресу: <...>, была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не выполнен монтаж автоматической системы пожаротушения; нарушен предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности пристройки к основному зданию (основное здание относится ко 2-ой степени огнестойкости; пристройка к 4-ой степени огнестойкости); ширина эвакуационного пути в коридоре выполнена менее 1 м (фактически ширина коридора 0,92 метра в подсобной части на 1 этаже).
По результатам проведенной внеплановой проверки органом пожарного надзора 29.10.2014 ЗАО "Тандер" выдано предписание N <...> по устранению нарушений указанных требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (т. 1 л.д. 13).
Данное предписание получено представителем ЗАО "Тандер" <...> 29.10.2014.
Постановлением Ленинского районного суда г. Омска от 24.02.2015, оставленным без изменения решением Омского областного суда от 14.04.2015, ЗАО "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <...> (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи - не выполнен монтаж автоматической системы пожаротушения в помещениях ЗАО "Тандер" по адресу: <...>)
КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Конкретные требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно
ч. 1 ст. 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно
ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ в зданиях и сооружениях должны монтироваться автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации.
В соответствии с
п. п. 4 -
5 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.
В соответствии с нормами Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
Нормы пожарной безопасности устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Согласно пункту 14 НПБ 110-03 и пункту 10 таблицы N 1 обязательного приложения к НПБ 110-03 в перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, входят здания предприятий торговли.
Аналогичное положение закреплено в
п. 10.3 таблицы А1 Приложения А к Своду правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 175, согласно которому трехэтажные и более здания предприятий торговли (за исключением помещений, указанных в п. 4 настоящих норм, и помещений хранения и подготовки к продаже мяса, рыбы, фруктов и овощей (в негорючей упаковке), металлической посуды, негорючих строительных материалов) должны оборудоваться АУП.
Доводы ЗАО "Тандер" о том, что положения СП 5.13130.2009, СП 1.13130.2009 и СП 2.13130.2012 не являются обязательными для исполнения и могут применяться только на добровольной основе, правомерно не приняты судом во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм административного законодательства.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности согласно Федеральному
закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, при этом техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (
статья 20).
В силу требований
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), предусматривает, что со дня вступления в силу данного Федерального
закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона (
статья 151).
Согласно
ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 N 474.
Нормативно-технический документ СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (свод правил в целом), СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (свод правил в целом), СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (свод правил в целом) включены в указанный Перечень.
В соответствии с
Правилами разработки и утверждения сводов правил, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 858, своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Кроме того, согласно положениям
п. 1 ст. 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
По смыслу указанной нормы, действующее законодательство под добровольностью применения сводов правил подразумевает их добровольное применение только в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.
Поскольку в данном случае расчет по оценке пожарного риска на рассматриваемом объекте не принят в качестве доказательства обеспечения условий пожарной безопасности, то Общество обязано исполнять в полном объеме все положения, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе, СП 5.13130.2009, СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012.
Не могут быть приняты во внимание и ссылки ЗАО "Тандер" на
Письмо МЧС России от 18.12.2013 N 19-3-1-5587 "О ведомственных документах по пожарной безопасности", поскольку СП 5.13130.2009, СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012 не являются ведомственными (отраслевыми) документами по пожарной безопасности, а являются нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что проверяемый объект по адресу: <...>, был построен в 1973 году, в связи с чем автоматические установки пожаротушения не должны монтироваться в данном здании, не могут быть приняты во внимание, поскольку вопросы пожарной безопасности непосредственно связаны с безопасностью жизни и здоровья граждан, защитой имущества, и в соответствии с законодательством СП подлежат использованию и применению независимо от даты строительства здания.
Не являются основанием для отмены решения суда и доводы жалобы о том, что здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. руда, д. 21, в целом не относится к помещениям торговли, а имеет назначение нежилого помещения, поскольку при определении необходимости применения установки пожаротушения оценивается здание в целом, а не его хозяйственная принадлежность.
Из материалов дела следует, что сособственниками здания по адресу: <...> являются ЗАО "Тандер" и ООО <...>.
Из технического паспорта указанного нежилого помещения по состоянию на 07.02.2011, экспликации к поэтажному плану строения и технического паспорта, общая площадь вспомогательных и основных помещений в трехэтажном здании, принадлежащих на праве собственности ЗАО "Тандер" с 2010 года составляет <...> кв. м, из них: <...> этаж состоит из нежилых помещений N <...> общей площадью <...> кв. м, <...> этаж - N <...> общей площадью <...> кв. м, <...> этаж - N <...> общей площадью <...> кв. м (т. <...> л.д. <...>).
Согласно пункту А.2 приложения А (обязательного) к СП 5.13130.2009 под зданием понимается здание в целом или часть здания (пожарный отсек), выделенные противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями 1-го типа.
В силу
ст. 88 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара (
ч. 5). Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных стен с другими стенами зданий и сооружений должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград (
ч. 7).
В соответствии с
п. п. 3.53,
3.56 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, этаж технический: этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания. Пространство, используемое только для прокладки коммуникаций, высотой менее 1,8 м техническим этажом не является. Этажность здания: число этажей здания, включая все надземные этажи, а также технический и цокольный этажи, если верх их перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
Аналогичные требования и понятия изложены в
НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, а именно:
п. 10.3 Таблицы 1.
В данном случае на первом, втором и третьем этажах здания размещены торговые помещения заявителя и сособственника здания, которые разделены между собой противопожарными стенами 1 типа. В частности, на третьем этаже на площади 199,3 кв. м размещены складские и подсобные помещения сособственника и венткамеры ЗАО "Тандер", что не позволяет считать третий этаж техническим.
Таким образом, в целом здание магазина является трехэтажным и подлежит защите автоматической установкой пожаротушения.
Кроме того, решением Ленинского районного суда г. Омска от 18.11.2014 удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска, приостановлена эксплуатация нежилых помещений по адресу: <...>, принадлежащих ООО <...>, до устранения нарушений требований пожарной безопасности путем оборудования помещений автоматической установкой пожаротушения (т. <...> л.д. <...>).
Судом обоснованно не принято во внимание представленное ЗАО "Тандер" заключение о проведенной независимой оценке пожарного риска на объекте защиты от 29.10.2014, выполненное ООО "<...>".
Согласно
п. 48.1 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, в случае проведения аккредитованной в установленном порядке экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, расчета по оценке пожарного риска, подтверждающего выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в ходе внеплановой проверки указанный расчет подлежит проверке в соответствии с
абзацем вторым подпункта 1 пункта 43 настоящего Административного регламента, а именно: проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" утверждены
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска, устанавливающие порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным
законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", при составлении декларации пожарной безопасности.
Пунктом 5 указанных Правил, установлено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382 утверждена
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, то есть в зависимости от видов зданий, согласно
п. 8 которой Kan.i - коэффициент, учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Значение параметра Kan.i принимается равным Kan.i = 0,9, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- здание оборудовано системой АУП, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
- оборудование здания системой АУП не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях Kan.i принимается равной нулю.
Поскольку факт отсутствия на указанном объекте системы автоматического пожаротушения и необходимость ее оборудования подтверждается вышеуказанными судебными актами арбитражного суда, коэффициент Kan.i должен был быть принят равным нулю, а не 0,9, как в заключении ООО "<...>".
Таким образом, исходные данные, указанные ООО "<...>" при оценке пожарных рисков, не соответствуют фактическим.
29.10.2014 государственным инспектором Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору вынесено решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты.
Согласно
п. 4.3.4 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171, высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Доводы ЗАО "Тандер" о том, что замеры, произведенные с помощью рулетки, не могут являться доказательствами нарушения требований пожарной безопасности, являются необоснованными.
В силу
ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
В
п. 21 ст. 2 указанного Федерального закона даны понятия, в том числе, средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений.
Но не каждое техническое средство, обладающее измерительными функциями, является средством измерения, а Федеральный
закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ не содержит указаний о необходимости признания каждого технического устройства с измерительными функциями средством измерения.
Требования к средствам измерений установлены в
ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, согласно которой в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального
закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Пунктом 3 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ предусмотрено, что порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Административный
регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений, утвержденный Приказом Минпромторга России от 25.06.2013 N 971, не содержит норм, обязывающих пользователей технических средств проходить процедуру отнесения данных технических средств к средствам измерений.
Согласно
ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Рулетка по смыслу Федерального
закона "Об обеспечении единства измерений" не относится к специальным техническим средствам, требующим проведения поверки.
Таким образом, данные, полученные при помощи такого оборудования, являются допустимыми доказательствами по делу, в силу их соответствия требованиям, предъявляемым
ст. 26.8 КоАП РФ, оснований сомневаться в показаниях данного прибора не имеется.
Как усматривается из материалов дела, пристройка к основному зданию была возведена после приобретения ЗАО "Тандер" помещений в здании, расположенном на <...>.
В соответствии с
ч. 4 ст. 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае, если положениями названного
Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 названного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В пункте 39 приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В соответствии с
п. 6.7.7 СП 2.13130.2012. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты, утвержденные Приказом МЧС России от 21.11.2012 N 693, степень огнестойкости пристроенных к зданию навесов, террас и галерей допускается принимать на одну величину ниже, чем степень огнестойкости здания. При этом класс конструктивной пожарной опасности навесов, террас и галерей должен быть равен классу конструктивной пожарной опасности здания.
В этом случае степень огнестойкости здания с навесом, террасой и галереей определяется по степени огнестойкости здания, а площадь этажа в пределах пожарного отсека - с учетом площади навесов, террас и галерей.
При таких обстоятельствах пункт предписания, касающийся нарушения предела огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности пристройки к основному зданию, применительно к указанным положениям законодательства, является законным.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ЗАО "Тандер" требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержит каких-либо новых обстоятельств, которые бы могли свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 27 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Тандер" - без удовлетворения.