Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 11.07.2012 по делу N 33-3988/12
Иск о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустранении нарушений противопожарного законодательства, приостановлении эксплуатации здания удовлетворен правомерно, так как доказательств безусловного устранения всех выявленных надзорным органом нарушений ответчиком не представлено.
Апелляционное определение Омского областного суда от 11.07.2012 по делу N 33-3988/12
Иск о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустранении нарушений противопожарного законодательства, приостановлении эксплуатации здания удовлетворен правомерно, так как доказательств безусловного устранения всех выявленных надзорным органом нарушений ответчиком не представлено.
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2012 г. по делу N 33-3988/12
Председательствующий: Зеновьев В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей Будылка А.В., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЦАО города Омска, действующего в интересах государства и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю К. __ о приостановлении эксплуатации здания
по апелляционной жалобе ответчика на заочное решение Куйбышевского районного суда города Омска от 9 апреля 2012 года об удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения прокурора Липинской Е.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор ЦАО города Омска предъявил в интересах государства и неопределенного круга лиц иск индивидуальному предпринимателю К., указав, что проверкой соблюдения требований норм и правил пожарной безопасности в помещениях дома ___ на углу улиц ___ и ___, принадлежащих ответчику, выявлены нарушения Федерального
закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Федерального
закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
По результатам проверки К. 26 января 2012 года выдано предписание N 8/1/1-9 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Выявленные нарушения, в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку помещение К. относится к объектам с массовым пребыванием людей.
Просил признать бездействие К. по неустранению нарушений противопожарного законодательства незаконным, приостановить эксплуатацию здания ____ до устранения выявленных нарушений требований противопожарной безопасности.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Ответчик, ее представители в судебном заседании участия не принимали.
Представители третьих лиц ГУ МСЧ по Омской области Управление надзорной деятельности, ООО "Метелица" в судебном заседании участия напринимали.
Заочным решением суда бездействие предпринимателя К. не по неустранению нарушений противопожарной законодательства признано незаконным, эксплуатация здания ____ приостановлена до устранения выявленных нарушений требований противопожарной безопасности.
С К. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере ___ рублей.
В апелляционной жалобе ответчик К. просит решение суда отменить. Указывает, что она не была уведомлена о месте и времени рассмотрения дела. Выявленные в ходе проверки нарушения устранены.
О слушании дела по апелляционной жалобе ответчика судом апелляционной инстанции стороны были извещены надлежаще, для участия в судебном заседании явилась прокурор Липинская Е.Г., полагавшая решение суда законным и обоснованным.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по ее доводам.
Из материалов дела следует, что в собственности К. находится здание __, расположенное на углу улиц ___. По договору от 03 сентября 2011 года, зарегистрированному Управлением Росреестра по Омской области 05 октября 2011 года, К. сдает данное здание в аренду ООО "Метелица", срок аренды по 31 августа 2013 года. Договором предусмотрено целевое использование здания арендатором - организация в нем пункта общественного питания, отдыха и развлечений.
Прокуратурой Центрального административного округа города Омска с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора по ЦАО города Омска с 12 января 2012 года по 26 января 2012 года проведена проверка соблюдения требований норм и правил пожарной безопасности помещений, принадлежащих К. по адресу: ___.
В результате проверки выявлены следующие нарушения:
п. 3 ППБ 01-03,
т. 1 п. 9 НПБ 110-03,
п. 3 ППБ 01-03, НПБ 104-03
т. 2 не защищены помещения автоматической пожарной сигнализацией, не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
п. 3 ППБ 01-03,
п. 5.14*,
п. 7.4 СНиП 21-01-97* не выполнены двери электрощитовой противопожарными 2 типа;
п. 3 ППБ 01-03,
п. 6.16 СНиП 21-01-97* не выполнена ширина эвакуационных выходов в свету менее 0,8 м (фактически 0,6 м - из коридора в зал лотерейных терминалов, фактически 0,7 - из кабинета);
п. 3 ППБ 01-03
п. 6.27 СНиП 21-01-97* не выполнены горизонтальные участки пути эвакуации в свету шириной не менее 1 м (фактически 0,77 м - из помещения кухни в бар, из бара в зал для посетителей);
п. 3 ППБ 01-03,
п. 7.12* СНиП 21-01-97* не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения;
п. 3 ППБ 01-03
п. 6.28 СНиП 21-01-97* не предусмотрены в местах перепада высот пола менее 45 см лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не менее 1:6 (фактически 2 ступени в помещении охраны и при выходе из зала для посетителей на веранду);
п. 108 ППБ 01-03 не обеспечены помещения первичными средствами пожаротушения;
п. 37 ППБ 01-03 в стене электрощитовой не заделаны зазоры строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкий и дымогазонепроницаемость;
п. 16 ППБ 01-03 не разработан план эвакуации людей в случае возникновения пожара.
По результатам проверки, 26 января 2012 года представителю К. было вручено предписание N 8/1/1-9 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В связи с указанными нарушениями
Правил пожарной безопасности в РФ в отношении К. 26 января 2012 года составлены протоколы N 59, 60, 61 об административном правонарушении.
Постановлением N 59/60/61 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности К. привлечена к административном ответственности в виде штрафа в размере ____ рублей.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на
Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный
закон от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Приведенные правовые акта устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 34 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 "О пожарной безопасности" граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
В соответствии со
статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.
В здании, используемом для организации в нем пункта общественного питания, отдыха и развлечений, ежедневно находится неопределенный круг посетителей.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд оценил их достаточным подтверждением того обстоятельства, что при не устранении выявленных нарушений дальнейшая эксплуатация здания может в будущем причинить вред жизни или здоровью находящихся в нем граждан в результате возгорания.
Согласно
статье 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Деятельность, которая создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц, выражается в эксплуатации здания с выявленными и указанными выше нарушениями под пункт общественного питания, отдыха и развлечений. Соответственно, запрещение деятельности, создающей такую опасность, выражается в приостановлении эксплуатации здания до устранения выявленных нарушений.
Прокурор предъявил требование о приостановлении вызывающей опасность эксплуатации здания к его собственнику - К.
К. сдает здание под пункт общественного питания, отдыха и развлечений хозяйственному обществу "Метелица" в аренду, извлекая прибыль.
Таким образом, деятельность по эксплуатации поименованного здания осуществляют как ООО "Метелица", так и К.
Кроме того, из их договора следует, что арендатор, обязавшийся использовать арендуемое здание исключительно по его целевому назначению и соблюдать противопожарные правила, также обязался не осуществлять без письменного согласия арендодателя его перестройку и перепланировку. Выявленные надзорным органом нарушения предполагают капитальный ремонт здания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств безусловного устранения всех выявленных надзорным органом нарушений, применительно к положениям
статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчик суду не предоставил.
При таких обстоятельствах суд правомерно и обоснованно удовлетворил иск прокурора Центрального административного округа города Омска, приостановив эксплуатацию здания до устранения выявленных нарушений требований противопожарной безопасности.
Довод о том, что ответчиком представлены достаточные доказательства устранения всех выявленных нарушений требований пожарной безопасности, опровергается материалами дела, в связи с чем, не может служить основанием для отмены решения суда.
Так, ответчиком не были представлены доказательства завершения строительных работ по расширению дверных проемов, обустройству требуемых лестниц и пандусов, а представленные ею доказательства свидетельствуют лишь о частичном устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Довод о том, что ответчик не был извещен о месте и времени рассмотрения дела не может быть принят судом.
В соответствии с
частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела.
Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении дела, в судебных заседаниях принимали участие представители К., являющейся индивидуальным предпринимателем, А. и Б. на основании надлежащим образом оформленных доверенностей с подтвержденными полномочиями на ведение дела.
Судебное заседание по настоящему делу, назначенное на 5 апреля 2012 года, было отложено на 9 апреля 2012 года, при этом в судебном заседании принимали участие представители ответчика А. и Б., которые были извещены о дате и месте рассмотрения дела 9 апреля 2012 года.
Согласно
части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Проверив обоснованность решения суда в пределах содержащихся в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Куйбышевского районного суда города Омска от 9 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.