Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 09.12.2015 по делу N 33-9174/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить заявителя на учет.
Обстоятельства: Заявителю, являющемуся сотрудником органа службы исполнения наказаний, отказано в постановке на учет в связи с отсутствием копии финансово-лицевого счета, свидетельства о регистрации по месту жительства его дочери.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявителем были представлены все необходимые для назначения единовременной социальной выплаты документы.


Апелляционное определение Омского областного суда от 09.12.2015 по делу N 33-9174/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить заявителя на учет.
Обстоятельства: Заявителю, являющемуся сотрудником органа службы исполнения наказаний, отказано в постановке на учет в связи с отсутствием копии финансово-лицевого счета, свидетельства о регистрации по месту жительства его дочери.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявителем были представлены все необходимые для назначения единовременной социальной выплаты документы.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2015 г. по делу N 33-9174/2015
Председательствующий: Сактаганова Г.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда: Емельяновой Е.В., Кутыревой О.М.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в судебном заседании 09 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний Ш. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 01 октября 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Б.С.А. удовлетворить.
Признать решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты от <...> об отказе Б.С.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний Р. по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты поставить Б.С.А. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи из пяти человек с <...>".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
установила:
Б.С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН Р.), указывая, что с <...> года по настоящее время проходит службу у ответчика. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет <...> лет. В настоящее время Б.С.А., его супруга Б.Г. и сыновья Б.В., Б.С.С., дочь Б.А. постоянно зарегистрированы и проживают в жилом доме общей площадью <...> кв. м по адресу: <...>. Дом находится в совместной долевой собственности Б.С.А., Б.Г., Б.В., Б.С.С. по <...> доли у каждого. <...> Б.С.А. обратился с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН Р. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. <...> комиссией ФСИН России было отказано Б.С.А. в постановке на такой учет, в связи с отсутствием копии финансово-лицевого счета, свидетельства о регистрации по месту жительства дочери заявителя Б.А.. Полагает, что им был приложен требуемый законодательством документ: выписка из домовой книги, в которой содержатся сведения о регистрации по месту жительства дочери заявителя Б.А. В связи с чем, полагал отказ комиссии ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным.
Просил признать решение комиссии ФСИН России от <...> незаконным и обязать ответчика поставить Б.С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из пяти человек с <...>.
Истец Б.С.А. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель истца Л. исковые требования поддержала.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Омской области Ш. возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что помимо выписки из домовой книги должна быть предоставлена копия лицевого счета, либо документ, подтверждающий отсутствие последнего. Кроме того, заявителем не было представлено свидетельство о регистрации по месту жительства несовершеннолетней дочери Б.А.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России Ш.С.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в соответствии с требованиями законодательства истцу надлежало представитель копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги либо доказательства невозможности получения таких документов. Указывает, что выписка из домовой книги с отметкой о том, что "является копией лицевого счета в секторе малоэтажной застройки" в комиссию Б.А. не передавалась. Выводы суда о том, что финансовые лицевые счета по частным домовладениям не выдаются не обоснован ссылками на нормы закона. Обращает внимание на то, что заявителем не было представлено свидетельство о регистрации по месту жительства его дочери.
В возражениях на жалобу представитель Б.С.А. Л. считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ФСИН России и УФСИН России по Омской области С., поддержавшую доводы жалобы, представителя Б.С.А. - Л., согласившуюся с решением, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Из приведенного выше следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении.
При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.
При рассмотрении дела судом установлено, что Б.С.А. к моменту обращения <...> с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения состоит в должности дежурного помощника начальника следственного изолятора дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области, имея выслугу более <...> лет.
К названному заявлению был приложен пакет документов, в составе которого: выписка из домовой книги, а также свидетельства о государственной регистрации права, указывающие в совокупности на то, что Б.С.А., его супруга Б.Г. и сыновья Б.В. (<...> г.р.), Б.С.С. (<...> г.р.) и дочь Б.А. (<...> г.р.) постоянно зарегистрированы с <...>, а Б.А. с <...> года и проживают в жилом доме общей площадью <...> кв. м по адресу: <...> <...>.
Жилой дом находится в общей долевой собственности Б.С.А., Б.Г., Б.В., Б.С.С. по <...> доли у каждого.
Рапорт истца был рассмотрен комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения <...> (протокол N <...>).
Комиссией принято решение об отказе Б.С.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223.
В протоколе заседания комиссии отражено, что заявителем не представлено свидетельство о регистрации по месту жительства дочери и копия финансово-лицевого счета.
Рассматривая дело, суд верно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе Б.С.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить истца на такой учет.
В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факт прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства (статья 2).
Как следует из части первой статьи 3 указанного выше Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Согласно п. 6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с п. 82 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. N 288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 5 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.
Пункт 85 названного Административного регламента предусматривает, что при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.
В рассматриваемом случае выписка из домовой книги подписана уполномоченным лицом Администрации Ленинского АО Омска и представляет собой документ, отражающий сведения о зарегистрированных лицах по месту нахождения дома: <...>, членах семьи Б.С.А., в их числе дочери Б.А., то есть является надлежащим доказательством регистрации конкретного лица по месту жительства.
В названной связи предоставление требуемых ответчиков документов было лишено правовых и фактических оснований.
Судебная коллегия отклоняет доводы представителя Федеральной службы исполнения наказаний Ш., где он настаивает на необходимости представления свидетельства о регистрации дочери истца по месту жительства и копии финансового лицевого счета, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.
При этом, является очевидным, что финансовой-лицевой счет для собственника помещения в многоквартирном доме равнозначен для ответчика по значению выписке из домовой книги для индивидуального жилого дома, а потому пп. "а" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации следует применять ответчику в зависимости от конкретной ситуации.
Ссылки на то, что приложенная к иску выписка из домовой книги с пометкой "является копией лицевого счета в секторе малоэтажной застройки" комиссии не предоставлялась и то, что суд не привел правового обоснования выводам о не относимости финансовой-лицевых счетов к частным домовладениям, подлежат отклонению.
С учетом положений приведенного выше Административного регламента, выписку из домой книги, заверенную надлежащим образом, которая была представлена Б.С.А. в комиссию, и без надписи о том, что она является копией лицевого счета в секторе малоэтажной застройки, следовало учитывать, как надлежащий документ, содержащий в себе необходимые сведения о составе лиц, зарегистрированных в жилом доме.
При таких обстоятельствах Б.С.В. представил все документы необходимые и требуемые Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, подтверждающие то, что он и члены семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее <...> кв. м, что дает прав на получение соответствующей выплаты.
Доводы жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы его выводы, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Омска от 01 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН России Ш. - без удовлетворения.