Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 05.03.2014 по делу N 33-1335/2014
В удовлетворении заявления в части возложения обязанности принять учетное дело нуждающегося в жилом помещении, поставить на учет и включить в список сотрудников, признанных нуждающимися в получении жилого помещения, отказано правомерно, поскольку действий и (или) решений, нарушающих права заявителя, со стороны филиала Федерального казенного учреждения не предпринималось.


Апелляционное определение Омского областного суда от 05.03.2014 по делу N 33-1335/2014
В удовлетворении заявления в части возложения обязанности принять учетное дело нуждающегося в жилом помещении, поставить на учет и включить в список сотрудников, признанных нуждающимися в получении жилого помещения, отказано правомерно, поскольку действий и (или) решений, нарушающих права заявителя, со стороны филиала Федерального казенного учреждения не предпринималось.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу N 33-1335/2014
Председательствующий: Эннс Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 05 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя С.В. - С.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 25 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования С.В. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Сибирскому филиалу Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по передаче и принятию учетного дела нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить частично.
Признать действия Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области по факту не передачи учетного дела С.В. в Сибирский филиал Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" незаконными.
Обязать Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области передать учетное дело С.В., нуждающегося в жилом помещении в Сибирский филиал Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" для включения С.В. в список сотрудников ФПС Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области как признанного нуждающимся в жилом помещении с <...> 1994 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, в пользу С.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> (<...>) рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения С.В. и его представителя С.А., судебная коллегия
установила:
С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ГУ МЧС России по Омской области, возложении обязанности по передаче и принятию учетного дела нуждающегося в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что в период с <...>1992 по <...>2011 проходил службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России. С <...>2011 был уволен по п. <...> Положения о службе в ОВД РФ и ГПС МЧС России (<...>). Общая выслуга лет на дату увольнения составила <...> лет <...> месяцев <...> дней.
На основании его рапорта от <...>1994 решением жилищной комиссии от <...>1995 был включен в список сотрудников ГПС, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по очередности - <...>.
После заключения брака в 2003 году прописался в квартире родителей супруги, где и проживает в настоящее время с семьей (женой, приемным сыном <...> года рождения и совместной дочерью <...> года рождения). Квартира состоит из трех комнат общей площадью <...> кв. м и принадлежит родителям супруги. Другого жилья у него и его супруги нет. Средств для покупки или строительства жилья он не имеет, каких-либо бюджетных средств для этих целей за весь срок своей службы не получал.
Согласно выписке из списка очередников ГУ "Производственно-технический центр ФПС по Омской области" на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на <...>2011, он значился в данном списке под N <...>.
Каких-либо действий, которые могли послужить основанием для исключения из списка очередников, он не допускал.
05.11.2013 будучи в управлении МЧС России по Омской области увидел данный список и не нашел в нем своей фамилии. Согласно ответу ГУ МЧС России по Омской области от 07.11.2013 функции по учету нуждающихся в жилой площади (улучшения жилищных условий) военнослужащих, сотрудников Федеральной противопожарной службы и спасателей с 01.12.2011 возложены на Сибирский филиал Федеральное казенное учреждение (ФКУ) "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России". Все учетные дела лиц, признанных нуждающимися в жилой площади, в соответствии с п. 6 указанного приказа должны были быть переданы в данный сибирский филиал.
Считает, что нарушено его право на получение жилья, поскольку его личное учетное дело нуждающегося в улучшении жилищных условий в данный филиал не передавалось.
Просил признать действия ГУ МЧС России по Омской области по факту не передачи его учетного дела нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно приказу МЧС России от 25.07.2011 N 398 незаконными; возложить обязанность на ГУ МЧС России по Омской области передать его учетное дело в Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" г. <...>, для постановки на учет и ведения учета как сотрудника ФПС Государственной противопожарной службы признанного нуждающимся в жилом помещении с <...>1994.
Впоследствии С.В. уточнил заявленные требования, просил также возложить обязанность на ФКУ в лице Сибирского филиала принять его учетное дело нуждающегося в жилом помещении, поставить его на учет и включить в список сотрудников ФПС ГПС ГУ МЧС России по Омской области как признанного нуждающимся в получении жилого помещения с <...>1994.
В судебное заседание С.В. не явился.
Представитель С.В. - С.А. в судебном заседании уточненные требования поддержал.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Омской области К. заявленные требования не признала. Пояснила, что ГУ МЧС России по Омской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочий на прием и рассмотрение документов по вопросам жилищного обеспечения сотрудников не имеет. При передаче учетных дел в 2011 году ГУ МЧС России по Омской области руководствовалось письмом Сибирского регионального центра по делам ГО, ЧС и ЛПСБ от <...>2005, согласно которому, учету в качестве нуждающихся подлежат только сотрудники ГПС, содержащиеся за счет средств федерального бюджета. Учетное дело С.В. передано не было. С очереди на получение жилого помещения он снят не был и состоял в соответствующих списках на момент передачи учетных дел в 2011 году.
Представитель ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (Сибирский филиал) в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указал, что согласно акту приема-передачи и реестра учетных (жилищных) дел военнослужащих и сотрудников ФАС ГПС от 01.11.2011, состоящих на учете в ГУ МЧС России по Омской области, С.В. среди указанных лиц не значился. Самостоятельно С.В. с заявлением и документами в ФКУ не обращался. Действий и решений, нарушающих права заявителя, со стороны ФКУ не предпринималось.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель С.В. - С.А. просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении заявленных С.В. требований. Считает, что в период рассмотрения дела Сибирский филиал ФКУ мог в добровольном порядке разрешить спор, затребовав учетное дело С.В. для включения в соответствующий список, однако этого сделано не было. Данное обстоятельство с учетом содержания отзыва ФКУ свидетельствуют об угрозе нарушения прав С.В. по принятию его учетного дела и включению в список очередников.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Положению о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385, Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Приказом МЧС России N 5 от 12.01.2012 года "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" предусмотрен порядок принятия на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и предоставление им служебных жилых помещений.
В соответствии с данным Приказом право состоять на учете, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, сохраняют сотрудники ФПС, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 41 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, вступившего в силу с 01.01.2005, часть 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утратила силу, таким образом, сотрудники ФПС, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, утратили право на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке и обеспечиваются постоянными жилыми помещениями на общих основаниях согласно ст. 52 ЖК РФ, по которой правом принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обладают органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
В соответствии с Приказом МЧС России от 25.07.2011 N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" на ФГУ "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России с 01.10.2011 года возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
В силу п. 6 указанного приказа начальникам территориальных органов МЧС России, секретарю жилищной комиссии до 01 декабря 2011 года приказано передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" и ее филиалам по территориальной принадлежности. В рассматриваемом случае - в Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Из материалов дела следует, что в период с <...>1992 по <...>2011 С.В. проходил службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России. С <...>2011 уволен по п. <...> Положения о службе в ОВД РФ и ГПС МЧС России (<...>). Общая выслуга лет на дату увольнения составила <...> дней (л.д. <...>).
<...>1994 С.В. был подан рапорт о постановке его на очередь для получения жилой площади (л.д. <...>).
Согласно выписке из протокола N <...> от <...>1995 совместного заседания администрации и ЖБК <...> ОПО, заявитель включен в список на улучшение жилищных условий, очередность - <...>, дата постановки - <...>1994, основания - рапорт и предоставленные документы (л.д. <...>).
Из представленных в материалы дела документов о включении С.В. в указанный список следует, что обоснованность принятия его на учет комиссией проверялась.
Решением жилищной комиссии ГУ "ПТЦ ФПС по Омской области" от 12.01.2009 С.В. включен в список очередников, содержащихся за счет средств федерального бюджета, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, без изменения первоначальной даты постановки на учет, как не имеющий жилого помещения (л.д. <...>).
По состоянию на 01.01.2011 заявитель состоял в списке очередников ГУ "ПТЦ ФПС по Омской области" на получение жилого помещения (улучшение жилищных условий) под номером <...> (на основании протокола заседания жилищной комиссии N <...> от <...>1995) - (л.д. <...>).
Судом установлено и не оспаривается ГУ МЧС России по Омской области, что учетное дело С.В. в ФКУ не передавалось. Его учетное дело находится в ГУ МЧС России по Омской области. Решение о снятии его с учета не принималось.
ГУ МЧС России по Омской области указанные обстоятельства не оспаривались.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к обоснованному выводу о том, что ГУ МЧС России по Омской области не была исполнена обязанность по передаче учетного дела С.В. в Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" правомерно признал бездействия ГУ МЧС России по Омской области незаконными. При этом обоснованно возложил на учреждение данную обязанность в целях решения вопроса о включении истца в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья.
Ссылки ГУ МЧС России по Омской области на то, что при передаче учетных дел в 2011 году они руководствовались письмом Сибирского регионального центра по делам ГО, ЧС и ЛПСБ от <...>2005, по которому, учету в качестве нуждающихся подлежали только сотрудники ГПС, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, поэтому учетное дело С.В. ими передано не было, обоснованно не приняты судом во внимание.
Так, Указом Президента РФ от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ (ГПС МВД РФ) преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС РФ) с включением в ее состав входящих по состоянию на 01.10.2001 в систему ГПС МВД РФ центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом. ГПС МЧС РФ является правопреемником ГПС МВД РФ. До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам ГПС МЧС РФ и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В целях реализации данного Указа Президента РФ издан Приказ МЧС РФ N 44 и МВД РФ N 84 от 31.01.2001 "О порядке обеспечения жилой площадью личного состава государственной противопожарной службы", согласно которому до 31.12.2002 за личным составом ГПС МЧС России сохранялась существующая очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространен порядок распределения жилой площади в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД РФ.
Кроме того, как указывалось выше, решением жилищной комиссии ГУ "ПТЦ ФПС по Омской области" от 12.01.2009 С.В. включен в список очередников, содержащихся за счет средств федерального бюджета, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части возложения обязанности на ФКУ в лице Сибирского филиала принять его учетное дело нуждающегося в жилом помещении, поставить на учет и включить в список сотрудников ФПС Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области как признанного нуждающимся в получении жилого помещения с <...>1994, суд обоснованно исходил из преждевременности данных требований, поскольку действий и (или) решений, нарушающих права С.В., со стороны Сибирского филиала ФКУ не предпринималось.
Ссылки в апелляционной жалобе о возможном в будущем нарушении прав С.В. Сибирским филиалом ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в силу положений ст. 3 ГПК РФ суд осуществляет защиту нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 25 декабря 2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С.В. - С.А. - без удовлетворения.