Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 03.09.2014 по делу N 33-5795/2014
Исковые требования об обязании принять заявление о предоставлении единовременной социальной выплаты и прилагающиеся к нему документы оставлены без удовлетворения правомерно, так как истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.


Апелляционное определение Омского областного суда от 03.09.2014 по делу N 33-5795/2014
Исковые требования об обязании принять заявление о предоставлении единовременной социальной выплаты и прилагающиеся к нему документы оставлены без удовлетворения правомерно, так как истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. по делу N 33-5795/2014
Председательствующий: Сахнова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Утенко Р.В.,
судей Полыги В.А., Кутыревой О.М.,
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 03 сентября 2014 г.
дело по апелляционной жалобе представителя Д. Т. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 26 июня 2014 г., которым постановлено:
"Исковые требования Д. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Омской области об обязании принять заявление о предоставлении единовременной социальной выплаты и прилагающиеся к нему документы оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском к УФСИН России по Омской области о понуждении к принятию заявления и документов. Истец указал, что работал более 13 лет в Управлении Федеральной Службы Исполнения Наказаний России по Омской области, уволен <...> по сокращению штатов.
<...> истец обратился с заявлением в УФСИН России по Омской области, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с ФЗ РФ от 30.12.12 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако ответом от <...> N <...> отказано в принятии заявления ввиду отсутствия нормативного акта, определяющего порядок формирования и работы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы (УИС) и членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
<...> Д. обратился с заявлением в УФСИН России по Омской области, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с ФЗ РФ от 30.12.12 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в сдельные законодательные акты Российской Федерации", однако ответом от <...> N <...> отказано во включении Д. в данный список, с указание на неполноту представленных документов.
<...> Д. вновь обратился с заявлением в УФСИН России по Омской области с аналогичным заявлением с приложением дополнительных документов.
Ответом от <...> N <...> УФСИН России по Омской области отказало в принятии заявления, документов и во включении Д. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с ФЗ РФ от 30.12.12 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", со ссылкой на неполноту документов и одновременным указанием на то, что в связи с указанием ФСИН России в период с <...> по <...> прием документов у сотрудников УИС для принятия их на учет для получения единовременной социальной выплаты не осуществляется.
<...> истец обратился с заявлением о включении его в список участников подпрограммы, но ответом от <...> N <...> УФСИН России отказало в принятии заявления и документов Д. в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сославшись на то, что Д. с <...> не является сотрудником УИС, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до <...> не был принят.
Полагая действия ответчика по уклонению от принятия документов и их рассмотрения по существу незаконными, истец просил суд обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области принять заявление о предоставлении единовременной социальной выплаты и прилагающиеся к нему документы от Д., взыскать с ответчика в пользу Д. в возмещение судебных расходов <...> руб. за отправку заказных писем, <...> руб. за расходы на оплату услуг представителя, <...> руб. за уплату государственной пошлины, <...> руб. за выдачу нотариальной доверенности.
Истец Д. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель истца Т., требования уточненного иска поддержала в полном объеме, пояснив, что доводы ответчика о непредоставлении истцом надлежаще заверенных копий документов являются несостоятельными, поскольку нормативными актами не определен "надлежащий" порядок заверения копий документов. В ответах истцу на его обращения со стороны УФСИН России по Омской области от <...> г., от <...> и от <...> не сообщается, каких именно документов не хватает либо какие из представленных документов не соответствуют требованиям п. 6 Правил предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369. Вследствие нескольких обращений истцом были представлены все документы, в связи с чем оснований для уклонения от принятия заявления и документов не имелись.
Представитель ответчика УФСИН России по Омской области Б. иск не признала, указав, что во всех заявлениях, представленных Д. не содержались необходимые сведения: не были указаны сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых он является, отсутствовала информация о том, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Заявление было адресовано неуполномоченному органу, так как УФСИН России по Омской области не принимает сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты, а а принимает документы для получения единовременной выплаты, осуществляет проверку сведений, содержащихся в указанных документах и осуществляет подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
К заявлениям не прикладывался полный пакет необходимых документов: к заявлению от <...> - копия документа, удостоверяющего личность сотрудника (все листы), копия послужного списка сотрудника (все листы), копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака), выписка из домовой книги (поквартирная карточка) по адресу: г. Омск, <...>, документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. Представленные копии не были заверены надлежащим образом.
С заявлением от <...> от истца поступили документы в виде копии лицевого счета по адресу: г. Омск, <...> от <...> на 1 листе, выписки из домовой книги по адресу: г. Омск, <...> от <...> на 1 листе. Иные документы представлены не были.
В приложении к заявлению от <...> отсутствовали: оригинал свидетельства о регистрации по месту пребывания (так как Д. снят с регистрационного учета по адресу: г. Омск, <...> и выписки из домовой книги временно зарегистрирован по адресу: г. Омск, <...>), послужной список на момент подачи заявления (приложенный послужной список на момент подачи заявления не соответствовал действительности, так как <...> Д. был уволен, а в предоставленном послужном списке данная запись отсутствовала). Копия страхового свидетельства не заверена в установленном порядке и не представлена с предъявлением оригиналов документов.
В связи с тем, что на момент подачи заявления от <...> Д. не являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы (уволен <...> г.) и не быт принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до <...> правовых оснований для принятия его документов не имелось. Письмом от <...> ему было отказано в принятии заявления.
Д. в период его службы ничто не препятствовало составить заявление по предусмотренной законом форме, собрать полный пакет документов, заверить документы в установленном порядке либо предоставить их с оригиналами документов и представить их в подкомиссию УФСИН России по Омской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобы представитель истца Д. Т. просила отменить решение суда и принять по делу новое решение. Апеллянт указывает, что судом не была дана оценка доводам истца, что вследствие длительного непринятия порядка формирования и работы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России единовременной и социальной выплаты он был лишен возможности обращения с заявлением и предоставлением документов до ноября 2013 г. На обращение истца <...> УФСИН России по Омской области дан ненадлежащий по существу ответ, в котором не указано, что ряд из указанных документов не оказались в конверте с почтовой корреспонденцией. В период с <...> по <...> прием документов у сотрудников УФСИН для принятия их на учет для получения единовременной выплаты не осуществлялся, в связи с чем судом не учтено, что документы в полном объеме истец не мог представить до его увольнения по вине ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФСИН России по Омской области Ш. выражает согласие с постановленным решением суда.
В судебном заседании представитель истца З. просила удовлетворить жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель УФСИН России по Омской области Ш. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В судебном заседании установлено, что <...> в период прохождения службы в ФКУ "Омская воспитательная колония УФСИН России по Омской области" Д. направил в адрес начальника УФСИН России по Омской области заявление о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с ФЗ РФ от 30.12.12 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с приложением документов.
<...> Д. был дан ответ N 56/ТО/51-7050 об отказе в принятии заявления в связи с тем, что работа ФСИН России, УФСИН России по Омской области по рассмотрению рапортов (заявлений) и документов граждан будет организована только после вступления в силу нормативного правового акта ФСИН России и создания необходимой комиссии.
<...> Д. направил по почте в УФСИН России по Омской области заявление о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ" с приложением ряда документов.
Письмом УФСИН России по Омской области от <...> N <...>-<...> заявителю сообщено о необходимости предоставления полного пакета документов и предоставления их в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области.
<...> Д. направил по почте в УФСИН России по Омской области аналогичное заявление о включении его в состав участников подпрограммы с приложением дополнительных документов.
Письмом УФСИН России по Омской области от <...> N <...>-<...> заявителю сообщено о необходимости предоставления полного пакета документов, с одновременным указанием на то, что с <...> по <...> прием документов у сотрудников УИС для принятия их на учет в целях получения единовременной социальной выплаты не осуществляется.
На основании приказа начальника УФСИН России по Омской области от <...> N <...>-лс капитан внутренней службы Д. с <...> уволен из уголовно-исполнительной системы на основании п. "е" части 1 статьи 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1.
<...> Д. представил в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области заявление о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ" с приложением документов.
Письмом УФСИН России по Омской области от <...> N <...> заявителю сообщено об отказе в принятии заявления в связи с тем, что на момент обращения Д. уволен из уголовно-исполнительной системы, до <...> как нуждающийся в улучшении жилищных условий не был принят, в связи с чем в соответствии со ст. 6 ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ права на единовременную социальную выплату не имеет.
Полагая, что в период прохождения службы в УИС у него возникло право на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ, которое не было реализовано по вине ответчика, истец с уточнением требований просил суд обязать ответчика принять заявление о предоставлении единовременной социальной выплаты и прилагающиеся к нему документы от Д.
Оснований для удовлетворения подобного рода требований не усматривается, поскольку они не ведут к восстановлению нарушенного права истца.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ в судебном порядке осуществляется защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок предоставления единовременной социальной выплаты регламентирован Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, которым утверждены "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" В соответствии с пунктом 3 Правил единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, к которым в целях настоящих Правил относится Федеральная служба исполнения наказаний.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения и строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. В Правилах указан перечень документов, которые подлежат приложению к заявлению.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлено - Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службе утвердить в 3-месячный срок: порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Во исполнение указанного Постановления ФСИН России издан Приказ от 29 августа 2013 г. N 496 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" Согласно утвержденному порядку - заявления о предоставлении социальной выплаты подаются в комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Территориальные подкомиссии).
В соответствии с п. 8 Порядка решение о постановке сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимает Комиссия ФСИН России.
В соответствии с п. п. 10.1, 10.2 Порядка Территориальные подкомиссии, сформированные в территориальных органах ФСИН России осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций Территориальные подкомиссии осуществляют следующие основные полномочия: регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений; проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Исходя из полномочий территориальной подкомиссии УФСИН России по Омской области, последняя, наделенная полномочиями по проверке полноты представленных документов и их подготовке для направления в ФСИН России для принятия решения по существу, не правомочна принимать решение о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты. В этой связи требования истца о понуждении УФСИН России принять от него заявление о предоставлении единовременной социальной выплаты с приложенными документами с учетом увольнения истца с военной службы само по себе не влечет наступления для истца каких-либо правовых последствиях, поскольку принятие заявления влечет за собой его рассмотрение территориальной подкомиссией с принятием решения по существу, изложенного ответчиком в письме от <...>.
Требований о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты и возложения обязанности включить его в состав участников подпрограммы истец не заявлял и такого рода требования не являлись предметом рассмотрения суда.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не усматривается, поскольку истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, не ведущий к его восстановлению. Истец не лишен права на обращение за судебной защитой способом, указанным в ст. 12 ГК РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает подлежащими исключению из мотивировочной части судебного решения выводы суда первой инстанции относительно непредоставления истцом в УФСИН России по Омской области наряду с заявлениями необходимых документов в полном объеме, возвращения ему его заявлений, отсутствия у истца права для постановки на учет для получения единовременной выплаты <...>, обоснованности непринятия во всех случаях заявлений истца к рассмотрению территориальной подкомиссией УФСИН России по Омской области как избыточные, поскольку с учетом избранного истцом способа защиты права указанные обстоятельства не являлись юридически значимыми при рассмотрении спора.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда, которые исключены судебной коллегией из мотивировочной части, по существу не влияют на правильность вывода об отсутствии оснований для удовлетворения иска в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по существу.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Омска от 26 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Д. Т. - без удовлетворения.