Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.05.2015 по делу N 33-3973/2015
Требование: Об обязании организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химическую станцию машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом.
Обстоятельства: Ответчиком пожарно-химическая станция не укомплектована в соответствии с требованиями руководящих документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в нарушение норм действующего законодательства ответчиками ненадлежащим образом выполняются переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров.


Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.05.2015 по делу N 33-3973/2015
Требование: Об обязании организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химическую станцию машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом.
Обстоятельства: Ответчиком пожарно-химическая станция не укомплектована в соответствии с требованиями руководящих документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в нарушение норм действующего законодательства ответчиками ненадлежащим образом выполняются переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. по делу N 33-3973/2015
Судья Симоненко М.Н.
Докладчик Плотникова М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.,
судей Вегелиной Е.П., Дмитриевой Л.А.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 12 мая 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России К.О.Б. на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 10 февраля 2015 года, которым исковые требования военного прокурора Юргинского военного гарнизона удовлетворены в полном объеме.
Возложена обязанность на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации и Новосибирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химическую станцию второго типа Юргинского участкового лесничества Новосибирского лесничества в соответствии с утвержденной приказом Минобороны от 02.11.1996 г. N 394 нормой N 11 комплектации пожарно-химических станций предприятий лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом, а именно: 2 бензомоторными пилами, 6 пильными цепями, 2 мотопомпами пожарными МП-1600, 2000 п/м пожарных рукавов, 60 головками соединительных и переходных напорных ГР-50, ГР-70, ГР-254, ГР-25хЛ, 20 разветвлениями трехходовыми ГП50х254, 20 разветвлениями двухходовыми РТ-70А, 2 навесными шестеренчатыми насосами НШН-600 или другими, 4 съемными цистернами, 20 ранцевыми опрыскивателями РЛО-М, 25 огнетушителями ОХП-10, 8 носимыми радиостанциями, 100 кг смачивателей и пенообразователей, 1,5 т огнегасящих химикатов, 2 емкостями для приготовления растворов химикатов, 10 зажигательными аппаратами, 30 канистрами для перевозки огнегасящих растворов и топлива, 100 штыковыми лопатами, 20 топорами 1-3, 20 мотыгами, 10 пилами поперечными, 20 граблями, 20 ведрами, 6 термосами для питьевой воды, 10 аптечками, 10 индивидуальными перевязочными пакетами, 18 комплектами дежурной спецодежды и обуви, 18 респираторами, 18 защитными очками, 18 защитными касками, 10 иглами для ремонта рукавов, 10 химическими карандашами, 5 волосяными или капроновыми щетками для мойки рукавов, клеем для ремонта рукавов, 3 полевыми биноклями, 4 компасами А., 4 съемными контейнерами для инвентаря.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плотниковой М.В., объяснения представителя военного прокурора Юргинского военного гарнизона - Д.В.Н., возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Юргинского военного гарнизона обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации и Новосибирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химическую станцию второго типа Юргинского участкового лесничества Новосибирского лесничества в соответствии с утвержденной приказом Минобороны от 02.11.1996 г. N 394 нормой N 11 комплектации пожарно-химических станций предприятий лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом, а именно: 2 бензомоторными пилами 6 пильными цепями, 2 мотопомпами пожарными МП-1600, 2000 п/м пожарных рукавов, 60 головками соединительных и переходных напорных ГР-50, ГР-70, ГР-254, ГР-25хЛ, 20 разветвлениями трехходовыми ГП50х254, 20 разветвлениями двухходовыми РТ-70А, 2 навесными шестеренчатыми насосами НШН-600 или другими, 4 съемными цистернами, 20 ранцевыми опрыскивателями РЛО-М, 25 огнетушителями ОХП-10, 8 носимыми радиостанциями, 100 кг смачивателей и пенообразователей, 1,5 т огнегасящих химикатов, 2 емкостями для приготовления растворов химикатов, 10 зажигательными аппаратами, 30 канистрами для перевозки огнегасящих растворов и топлива, 100 штыковыми лопатами, 20 топорами 1-3, 20 мотыгами, 10 пилами поперечными, 20 граблями, 20 ведрами, 6 термосами для питьевой воды, 10 аптечками, 10 индивидуальными перевязочными пакетами, 18 комплектами дежурной спецодежды и обуви, 18 респираторами, 18 защитными очками, 18 защитными касками, 10 иглами для ремонта рукавов, 10 химическими карандашами, 5 волосяными или капроновыми щетками для мойки рукавов, клеем для ремонта рукавов, 3 полевыми биноклями, 4 компасами А., 4 съемными контейнерами для инвентаря.
В обоснование иска, указано, что военной прокуратурой Юргинского гарнизона проведена проверка исполнения Новосибирским лесничеством Министерства обороны РФ требований экологического законодательства в части охраны лесов от пожаров.
В соответствии со Штатом Территориального управления лесного хозяйства N 71/166 от 1 марта 2012 г. Юргинское участковое лесничество является подразделением Новосибирского лесничества, на его территории предусмотрена пожарно-химическая станция второго типа (далее по тексту - ПХС-2), численность работников которой составляет 18 человек.
Согласно п. 1 Положения о пожарно-химических станциях военных лесхозов (военных лесничеств) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного заместителем Министерства обороны РФ генерал-полковником К.А. от 13 апреля 2000 г., ПХС являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесничествах с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров, возникающих в лесах, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно справке проведения внеплановой выездной проверки Новосибирского лесничества от 25 февраля 2014 г., проведенной Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, установлено следующее.
ПСХ-2 в соответствии с нормами действующего законодательства не укомплектовано инвентарем, техникой и средствами пожаротушения.
По итогам проверки готовности Новосибирского лесничества к действиям в пожароопасный период 2013 г. выдано предписание об устранении выявленных нарушений N от 7 мая 2013 г.
Заявка на укомплектование ПХС-2 24 февраля 2014 г. направлялась лесничим Юргинского участкового лесничества на имя начальника Новосибирского лесничества.
Согласно объяснению лесничего Юргинского участкового лесничества Ш.А.А., по состоянию на 8 сентября 2014 г. оборудование, инвентарь и иное имущество, необходимое для укомплектования ПХС-2 согласно норме N 11, не выделялось.
Таким образом, контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, ПХС-2 в соответствии с требованиями руководящих документов не укомплектована.
Таким образом, не укомплектование ПХС-2 Юргинского участкового лесничества Новосибирского лесничества препятствует качественному осуществлению данным лесничеством функций по обеспечению охраны, защиты и воспроизводству лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Минобороны России, что впоследствии может являться предпосылкой для возникновения и распространения пожаров в лесах и затруднением их тушения.
В случае возникновения больших пожаров, их потушить текущими силами и средствами, ПХС-2 Юргинского участкового лесничества не будет возможности, что может привести к чрезвычайным ситуациям и создает угрозу жизни, здоровью и имуществу значительного количества граждан. В связи с тем, что количество, дислокацию и площадь возможных пожаров в период будущих пожароопасных периодов определить невозможно, обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (л.д. 6-11).
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласна представитель ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России К.О.Б.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что свои обязанности по оформлению расчетов - заявок и их обоснование на обеспечение техникой и оборудованию Новосибирское Лесничество выполняло в полном объеме.
Указывает, что судом первой инстанции в нарушение требований ст. 148 ГПК РФ не был привлечен орган (должностное лицо), в компетенцию которого и входит распределение приобретаемой пожарно-технической продукции между военными округами; осуществление снабжения пожарно-технической продукцией - Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Указывает, что у Военной прокуратуры Юргинского военного гарнизона отсутствуют полномочия по осуществлению надзора за соблюдением должностными лицами, правил техники пожарной безопасности. В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", указанное должностное лицо не обладает соответствующей компетенцией и соответствующими познаниями в данной области.
Военным прокурором Юргинского гарнизона на апелляционную жалобу принесены письменные возражения.
В суд апелляционной инстанции не явились представители Министерства обороны РФ, ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ и Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ - филиал ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения, исходя из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ст. 1 указанного закона, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности объекта включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно п. 1 Положения о пожарно-химических станциях военных лесхозов (военных лесничеств) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного заместителем Министра обороны РФ от 13 апреля 2000 г., ПХС являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесничествах с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров, возникающих в лесах, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно справке внеплановой выездной проверки Новосибирского лесничества от 25 февраля 2014 г., проведенной Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (л.д. 79-81), установлено следующее:
ПСХ-2 в соответствии с нормами действующего законодательства не укомплектовано инвентарем, техникой и средствами пожаротушения.
По итогам проверки готовности Новосибирского лесничества к действиям в пожароопасный период 2013 г. выдано предписание об устранении выявленных нарушений N от 7 мая 2013 г.
Контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, ПХС-2 в соответствии с требованиями руководящих документов не укомплектована.
Согласно Приказа Рослесхоза от 19.12.1997 г. N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях" пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92 - 94, 96, 97, 100 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.09.1993 г. N 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения. По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС.
ПХС-2 (второго типа) организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов (национальных парков, государственных природных заповедников), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На нее возлагается также проведение предупредительных мероприятий, агитационно-разъяснительной работы среди населения. Команда ПХС-2 организуется как постоянное или сезонное формирование.
Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях.
За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров и приняты комиссией под председательством начальника отдела охраны и защиты леса органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации с составлением соответствующего акта.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
При этом суд исходил из того, что до настоящего времени ответчиками не предприняты меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Данные выводы являются правильными, основаны на тщательном анализе правовых норм и действительных обстоятельствах дела, основания не согласиться с ними по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение требований приведенных норм законодательства ответчиками ненадлежащим образом выполняются переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющихся на территории Новосибирского лесничества ПХС средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а Юргинское участковое лесничество не обеспечено оснащение ПХС-2, необходимой противопожарной техникой, средствами тушения, машинами, оборудованием, инвентарем, другими материалами, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
О необходимости комплектования ПХС-2 Юргинского участкового лесничества необходимым количеством техники, инвентаря и средств пожаротушения свидетельствует справка внеплановой выездной проверки от 24.02.2014 г. (л.д. 79-81), которая не оспорена стороной ответчика.
Более того, представитель Новосибирского лесничества не оспаривал, что недостатки, отраженные в справке, не устранены до настоящего времени (л.д. 126).
Таким образом, не могут быть признаны состоятельными доводы апеллянта в указанной части.
Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права в части не привлечения органа (должностного лица), в компетенцию которого входит распределение приобретаемой пожарно-технической продукции между военными округами; осуществление снабжения пожарно-технической продукцией - Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, судебная коллегия находит не состоятельными.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
В соответствии с п. п. 6, 7 и 12 Устава ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства Обороны РФ, утвержденного 16 мая 2012 г. исполняющим обязанности Министра обороны РФ, учредителем ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ является Российская Федерация, функции и полномочия которой (как учредителя) исполняет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны. ФГК "ТУЛХ" МО РФ находится в ведомственном подчинении Министерства обороны, осуществляет свою деятельность в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Минобороны России.
В соответствии с п. п. 16 и 20 Устава ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ, Новосибирское лесничество является филиалом ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ.
Согласно п. п. 1.9, 2.2 и 4.1 Положения о Новосибирском Лесничестве, утвержденного приказом начальника ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ от 26 июля 2012 г., Новосибирское лесничество не имеет статуса юридического лица, ответственность за его деятельность несет ФГКУ "ТУЛХ" М РФ. Задачей Новосибирского лесничества является, в том числе, обеспечение охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Минобороны России ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ обеспечивает имуществом Новосибирское лесничество в установление законодательством порядке, а также владеет и распоряжается всем имуществом.
Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения также входит в структуру Минобороны России, находится в его подчинении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что возложив на Министерство Обороны России, в числе других соответчиков, обязанность по организации укомплектования и обеспечения ПХС-2 Юргинского участкового лесничества Новосибирского лесничества, права и законные интересы Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения не нарушил.
Учитывая, что апеллянт не наделен соответствующими полномочиями по представлению интересов Департамента при подаче апелляционной жалобы, а сам Департамент решение суда не обжалует, судебная коллегия указанный довод жалобы отклоняет.
Ссылка в жалобе на отсутствие у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим иском основана на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, поскольку данные полномочия прокурора прямо вытекают из положений ст. 45 ГПК РФ, ст. 5, 21, 27 ФЗ "О прокуратуре РФ" и п. 6 приказа Генерального прокурора России N 84 от 07.05.2008 г. "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1.1.2 Лесохозяйственного регламента Юргинского лесничества территория Юргинского участкового лесничества занимает площадь 29 136 га, при этом указанные территории граничат с населенным пунктом - г. Юргой Кемеровской области. Территория лесничества не огорожена, то есть имеется постоянный свободный доступ для посещения лесных массивов неопределенным кругом граждан (грибниками, охотниками, туристами и т.д.) (л.д. 63-64).
В случае возникновения больших пожаров, исходя из обстоятельств настоящего дела, их потушить текущими силами и средства, ПХС-2 Юргинского участкового лесничества не будет возможности, что может привести к чрезвычайным ситуациям и создаст угрозу жизни, здоровью и имуществу значительного количества граждан.
В связи с тем, что количество, дислокацию и площадь возможных пожаров в период будущих пожароопасных периодов определить невозможно, обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с доводами суда, оценкой суда установленных обстоятельств, и выводов суда не опровергают. Оснований не согласиться с произведенной судом оценкой судебная коллегия не усматривает.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный и процессуальный закон, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 10 февраля 2015 года без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России - без удовлетворения.