Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10.11.2015 по делу N 33-9663/2015
Требование: Об укомплектовании и обеспечении пожарно-химической станции пожарным инвентарем.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что пожарно-химическая станция не укомплектована пожарным инвентарем в соответствии с законодательством.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ответчиками ненадлежащим образом выполняются полномочия в области лесных отношений, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10.11.2015 по делу N 33-9663/2015
Требование: Об укомплектовании и обеспечении пожарно-химической станции пожарным инвентарем.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что пожарно-химическая станция не укомплектована пожарным инвентарем в соответствии с законодательством.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ответчиками ненадлежащим образом выполняются полномочия в области лесных отношений, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2015 г. по делу N 33-9663/2015
Судья: Белоцерковская Л.В.
Докладчик: Крейс В.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Галаевой Л.Н.
Судей Крейса В.Р., Плужникова Н.П.
при секретаре Н.О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 10 ноября 2015 года гражданское дело
по иску военного прокурора Новосибирского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к министерству обороны РФ, ФКГУ "Территориальное управление лесного хозяйства" МО РФ, Новосибирскому лесничеству МО РФ об укомплектовании и обеспечении пожарно-химической станции машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом,
по апелляционной жалобе ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ на решение Калининского районного суда города Новосибирска от 20 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона К.И.И., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Новосибирского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" МО РФ, Новосибирскому лесничеству МО РФ.
В обоснование иска указал, что согласно акту проверки Новосибирского Лесничества от 28.02.2015 г., проведенной департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу при участии военной прокуратуры Новосибирского гарнизона, установлено, что пожарно-химическая станция в Новосибирском лесничестве МО России не укомплектована пожарным инвентарем в соответствии с приказом МО РФ N 394 от 02.11.1996 г. "Об утверждении норм комплектации техническим имуществом органов квартирно-эксплуатационной службы ВС РФ".
Прокурор просил организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химическую станцию Новосибирского лесничества МО РФ в соответствии с утвержденной приказом Минобороны от 02 ноября 1996 г. N 394 нормой N 11 комплектации пожарно-химических станций предприятий лесного хозяйства Министерства обороны РФ машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом.
Решением Калининского районного суда города Новосибирска от 20 июля 2015 года обязаны Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химическую станцию Новосибирского лесничества Министерства Обороны РФ в соответствии с утвержденной приказом Минобороны от 02 ноября 1996 г. N 394 нормой N 11 комплектации пожарно-химических станций предприятий лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом, а именно:
1 легковым автомобилем УАЗ-3151-01, 2 пожарными автоцистернами на базе автомобилей УРАЛ, ЗИЛ-131, ГАЗ-66, 2 автомобилями бортовыми ГАЗ-66, 1 гусеничным трактором ДТ-75,ТДТ-55,ЛХТ-55, 2 бульдозерами, 12 пильными цепями, 1 мотопомпой пожарной МП-1600 (МН-13/60), 4900 напорными пожарными рукавами диаметром 26 мм, 51 мм, 66 мм, 150 головками соединительными напорными, головками переходными напорными ГР-50, ГР-70, ГР-254, ГР-25хЛ, 50 разветвленными трехходовыми ГП50 x 254, 40 разветвленными трехходовыми ТР-70А, 4 навесными шестеренчатыми насосами НШН-600, НКФ-54А, 9 съемными цистернами, 5 полоскопрокладывателям и ПФ, 5 грунтомерами, 41 ранцевыми опрыскивателями РЛО-М, 50 огнетушителями ОПХ-Ю, 1 стационарной, 2 возимыми, 8 носимыми радиостанциями УКВ или КВ диапазон ("Лен", "Карат-М"), 36 зажигательными аппаратами АЗ-З, 70 канистрами для перевозки огнегасящих растворов и топлива, 250 лопатами штыковыми, 44 топорами, 50 мотыгами, 50 граблями металлическими, 36 ведрами металлическими, 15 термосами для питьевой воды, 70 кружками для питьевой воды, 25 аптечками, 25 индивидуальными перевозочными пакетами, 6 комплексами дежурной спецодежды и обуви, 25 респираторами, 25 защитными очками, 25 защитными касками, 24 иглами для ремонта рукавов, 13 щетками для мойки рукавов, 8 биноклями полевыми, 10 приборами для измерения пожарной опасности погоды или осадкомерами, психрометрами (УПС-1).
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым в иске отказать.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не было учтено, что Учреждение самостоятельно не закупает технику и оборудование для Лесничеств и не является довольствующим органом по соответствующей номенклатуре техники и оборудования.
Кроме того, суд не учел, что для учета операций, осуществляемых Учреждением, являющимся получателем (распорядителем) средств в рамках бюджетных полномочий, в территориальном органе Федерального казначейства открываются лицевые счета и Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его подчинении денежными средствами, которые доводятся по статьям расходов по бюджетной смете, в которой не предусмотрена статья расходов на приобретение материалов, оборудования, техники предназначенных для пожаротушения. Нецелевое использование федерального бюджета влечет за собой ответственность для Учреждения.
Согласно п. п. 8 п. 1 требования Министра обороны РФ N 205/2/287 от 30.05.2015, обязанность по доукомплектованию лесничеств автомобильной и инженерной техникой, противопожарным снаряжением и инвентарем согласно заявкам, поданным в довольствующие органы возложена на Главнокомандующих видами Вооруженных сил РФ; Командующих войсками военных округов; Командующего Северным флотом; Командующих родами войск Вооруженных сил РФ; Руководителей центральных органов военного управления.
Таким образом, обязанность по обеспечению Лесничеств автобронетанковой и инженерной техникой (в соответствии со штатом и требованием), а также пожарно-технической продукцией (в соответствии с
приказом МО РФ от 24.10.2012 г. N 3333 "Об утверждении Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в ВС РФ и норм снабжения (комплектования)" возложена на органы управления военных округов.
Считает, что судом, в нарушение требований
ст. 148 ГПК РФ, не был привлечен Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения МО РФ.
Обращает внимание на то, что согласно решению Калининского районного суда от 10.02.2015 (дело N 2-312/2015) аналогичные требования по иску военного прокурора Юргинского военного гарнизона были удовлетворены по отношению к тем же лицам. В настоящее время данное решение обжалуется Учреждением.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями
частей 1,
2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 Положения о пожарно-химических станциях военных лесхозов (военных лесничеств) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного заместителем МО РФ 13.04.2000 г., ПХС являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесничествах с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров, возникающих в лесах, расположенных на землях МО РФ.
Согласно акту проверки Новосибирского Лесничества от 28.02.2015 г., проведенной департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу при участии военной прокуратуры Новосибирского гарнизона, установлено, что пожарно-химическая станция в Новосибирском лесничестве МО РФ не укомплектована пожарным инвентарем в соответствии с приказом МО РФ N 394 от 02 ноября 1996 г. "Об утверждении норм комплектации техническим имуществом органов квартирно-эксплуатационной службы ВС РФ" (л.д. 42-51).
По итогам проверки готовности Омского лесоучастка Пашинского участкового лесничества, Новосибирского лесничества МО РФ - филиал ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" МО РФ к пожароопасному сезону 2015 г. рекомендовано доукомплектовать ПХС-1 в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях военных лесхозов (военных лесничеств) Министерства обороны Российской Федерации от 13 апреля 2000 г. (л.д. 52-60).
Контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, ПХС в соответствии с требованиями не укомплектована.
Согласно
Приказа Рослесхоза от 19.12.1997 N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях" пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. ПХС формируются в соответствии с требованиями
статей 83,
92 -
94,
96,
97,
100 Лесного кодекса РФ, Федеральным
законом "О пожарной безопасности",
Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.09.1993 г. N 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения. По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС.
Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях.
За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров и приняты комиссией под председательством начальника отдела охраны и защиты леса органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации с составлением соответствующего акта.
Постанавливая решение, суд первой инстанции, руководствуясь
статьями: 8,
51 -
53.2 Лесного кодекса РФ,
101 Земельного кодекса РФ,
1 ФЗ от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований; при этом суд исходил из того, что до настоящего времени ответчиками не предприняты меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на анализе правовых норм и обстоятельствах дела, основания не согласиться с ними по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение требований приведенных норм законодательства, ответчиками ненадлежащим образом выполняются переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющихся на территории Новосибирского лесничества ПХС средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а ПСХ в Новосибирском лесничестве СО России не укомплектовано необходимой противопожарной техникой, средствами тушения, машинами, оборудованием, инвентарем, другими материалами, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
О необходимости комплектования ПХС в Новосибирском лесничестве МО РФ необходимым количеством техники, инвентаря и средств пожаротушения свидетельствует акт проверки от 28.02.2015 года (л.д. 42-51), который не оспорен стороной ответчиков; более того, представитель лесничества не оспаривал, что выявленные актом проверки нарушения не устранены до настоящего времени.
Таким образом, не могут быть признаны состоятельными доводы апеллянта в указанной части.
Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права в части не привлечения органа (должностного лица), в компетенцию которого входит распределение приобретаемой пожарно-технической продукции между "военными" округами; осуществление снабжения пожарно-технической продукцией - Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения МО РФ, судебная коллегия находит не состоятельными.
Согласно
статьи 23 Лесного кодекса РФ, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
В соответствии с п. п. 6, 7 и 12 Устава ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства Обороны РФ, утвержденного 16.05.2012 г., учредителем ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ является Российская Федерация, функции и полномочия которой (как учредителя) исполняет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны. ФГК "ТУЛХ" МО РФ находится в ведомственном подчинении Министерства обороны, осуществляет свою деятельность в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Минобороны России.
В соответствии с п. п. 16 и 20 Устава ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ, Новосибирское лесничество является филиалом ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ.
Согласно п. п. 1.9, 2.2 и 4.1 Положения о Новосибирском Лесничестве, утвержденного приказом начальника ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ от 26.07.2012., Новосибирское лесничество не имеет статуса юридического лица, ответственность за его деятельность несет ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ. Задачей Новосибирского лесничества является, в том числе, обеспечение охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Минобороны России ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ обеспечивает имуществом Новосибирское лесничество в установление законодательством порядке, а также владеет и распоряжается всем имуществом.
Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения входит в структуру МО РФ, находится в его подчинении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что возложив на Министерство Обороны России, в числе других соответчиков, обязанность по организации укомплектования и обеспечения ПХС в Новосибирском лесничестве МО РФ, права и законные интересы Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения не нарушил.
Учитывая, что апеллянт не наделен соответствующими полномочиями по представлению интересов Департамента при подаче апелляционной жалобы, при этом Департамент решение суда не обжалует, судебная коллегия указанный довод жалобы отклоняет.
Указание в жалобе на обжалование решения Калининского районного суда от 10.02.2015 (дело N 2-312/2015) с аналогичными требованиями по иску военного прокурора Юргинского военного гарнизона к тем же лицам, не имеет правового значения; кроме того, апелляционным определением Новосибирского областного суда от 12.05.2015 года указанное решение оставлено без изменения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный и процессуальный закон, оснований для отмены решения суда не имеется.
определила:
решение Калининского районного суда города Новосибирска от 20 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.