Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.02.2016 по делу N 33-2067/2016
Требование: Об обязании укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, приостановить деятельность по использованию лесного участка.
Обстоятельства: Обществу во временное пользование был передан лесной участок, однако, по информации лесничества, пункт сосредоточения противопожарного инвентаря не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Решение: Требование удовлетворено в части приостановления деятельности по использованию лесного участка, поскольку отсутствие необходимого противопожарного инвентаря свидетельствует о наличии существенной опасности причинения вреда.


Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.02.2016 по делу N 33-2067/2016
Требование: Об обязании укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, приостановить деятельность по использованию лесного участка.
Обстоятельства: Обществу во временное пользование был передан лесной участок, однако, по информации лесничества, пункт сосредоточения противопожарного инвентаря не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Решение: Требование удовлетворено в части приостановления деятельности по использованию лесного участка, поскольку отсутствие необходимого противопожарного инвентаря свидетельствует о наличии существенной опасности причинения вреда.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. по делу N 33-2067/2016
Судья Вениченко Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макурина В.М.,
судей Гришиной В.Г., Сучковой Е.Г.,
при секретаре Н.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной В.Г.
дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к ООО "Сухая Тунгуска" о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,
по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края
на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 21 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о возложении на ООО "Сухая Тунгуска" обязанности укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также приостановить деятельность ответчика до выполнения вышеуказанных требований, оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО "Сухая Тунгуска" о возложении на ответчика обязанности укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями закона, и приостановлении деятельности ответчика до устранения указанных нарушений.
Требования мотивированы тем, что по договору аренды лесного участка от <дата> года N ответчику передан во временное пользование лесной участок, общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в Туруханском районе Красноярского края на территории государственного лесного фонда КГКУ "Туруханское лесничество", и используемого им для осуществления рекреационной деятельности. По информации лесничества пункт сосредоточения противопожарного инвентаря ответчика не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В связи с чем истец просил обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием: 1 легковым автомобилем повышенной проходимости, 1 воздуходувкой, 1 бензопилой, 5 ранцевыми лесными огнетушителями, 2 топорами, 2 емкостями для доставки воды объемом 10-15 л, 1 электромегафоном, 10 комплектами дежурной спецодежды, 1 аптечкой первой помощи; а также приостановить деятельность ООО "Сухая Тунгуска" по договору аренды лесного участка от <дата>. N как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Б. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о приостановлении деятельности ответчика до выполнения требований к комплектации ПСПИ отменить и удовлетворить заявленные требования в указанной части. Считает, что предъявляемые истцом требования к перечню противопожарных средств являются обязательными, исключений не предусматривают и являются минимально необходимыми.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "Сухая Тунгуска" - директор Н.Е., указывая на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие участников процесса, уведомленных надлежащим образом о рассмотрении дела, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что <дата> между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО "Сухая Тунгуска" был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, сроком на <данные изъяты> лет, площадью <данные изъяты> га, расположенному на территории Туруханского района Красноярского края <данные изъяты> с видом использования для осуществления рекреационной деятельности. Согласно п. 13 "е" договора ответчик как арендатор обязался осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров. Приложением 6 к указанному договору было предусмотрено обеспечение у ответчика наличия средств пожаротушения: топора и двух лопат, одной аптечки первой помощи. Следовательно, при заключении договора аренды с ответчиком в <дата> года истец использовал предусмотренный законодательством порядок установления норм наличия средств пожаротушения, и установил такие нормы в приложении 6 к договору.
Судебная коллегия не считает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении правовых норм, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения.
В соответствии со статьей 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со статьей 53.1 Лесного Кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, устанавливает, что мерами пожарной безопасности в лесах, в числе других, является предупреждение лесных пожаров, то есть противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены, в соответствии с частью 7 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, Приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2014 N 33456, начало действия документа 05.10.2014 года).
Ранее нормы при использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты были утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2009 N 13763).
В соответствии со ст. ст. 83, 97 Лесного кодекса РФ, ст. 6, ст. 16.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 3 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, Уставом Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777, Законом Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края", Законом Красноярского края от 18.06.2009 N 8-3427 "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды", Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края", Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный пожарный надзор в лесах и обладает правом на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Имеющийся на пункте сосредоточения противопожарный инвентарь не соответствует требованиям Приказа Минприроды РФ от 28.03.2014 N 161.
Таким образом, имеются законные и фактические основания для удовлетворения требования истца о приостановлении деятельности ответчика до выполнения им требований Приказа Минприроды РФ от 28.03.2014 N 161 по комплектации пункта сосредоточения противопожарным инвентарем, с учетом того, что отсутствие необходимого противопожарного инвентаря свидетельствуют о наличии существенной опасности причинения вреда.
Вместе с тем судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения суда первой инстанции в части отказа в иске о возложении на ответчика обязанности по комплектации пунктов сосредоточения конкретным противопожарным инвентарем.
Отношения между сторонами основаны на заключенном между ними договоре аренды лесного участка от <дата>. Поэтому ответчик сам вправе выбирать продолжать ли ему состоять в договорных отношениях, с учетом новых требований по комплектации пунктов сосредоточения противопожарным инвентарем по нормам Приказа Минприроды РФ от 28.03.2014 N 161, либо расторгнуть названный договор.
С учетом удовлетворения части иска, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ и части 1 статьи 333.19 НК РФ с ООО "Сухая Тунгуска" в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>) рублей.
Исходя из вышеприведенного и руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 21 сентября 2015 года в части отказа Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края в иске о приостановлении деятельности ООО "Сухая Тунгуска" отменить. Принять в этой части новое решение, которым исковые требования в указанной части удовлетворить.
Приостановить деятельность ООО "Сухая Тунгуска" по использованию лесного участка, общей площадью <данные изъяты> расположенному на территории Туруханского района Красноярского края <данные изъяты>), с видом использования для осуществления рекреационной деятельности, арендованного по договору аренды лесного участка от <дата> N до выполнения требований норм Приказа Минприроды РФ от 28.03.2014 N 161 по комплектации пунктов сосредоточения противопожарным инвентарем.
Решение суда в части отказа в возложении на ООО "Сухая Тунгуска" обязанности по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарным инвентарем оставить без изменения.
Взыскать с ООО "Сухая Тунгуска" в доход местного бюджета госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.