Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 21.04.2014 по делу N 33-3800/2014
Требование: О взыскании ежемесячной выплаты и единовременной разницы выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
Обстоятельства: Лицо, получившее заболевание в период прохождения военной службы, указывает, что не осуществляется выплата в возмещение вреда здоровью.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец получает пенсию по выслуге лет с начислением надбавки инвалидам вследствие военной травмы, пенсия по инвалидности ему не назначалась.


Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 21.04.2014 по делу N 33-3800/2014
Требование: О взыскании ежемесячной выплаты и единовременной разницы выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
Обстоятельства: Лицо, получившее заболевание в период прохождения военной службы, указывает, что не осуществляется выплата в возмещение вреда здоровью.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец получает пенсию по выслуге лет с начислением надбавки инвалидам вследствие военной травмы, пенсия по инвалидности ему не назначалась.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу N 33-3800
Судья Майко П.А.
21 апреля 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.
судей Беляковой Н.В., Ерофеева А.И.
с участием прокурора Щелкуновой О.М.
при секретаре Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску К. к Сибирскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании сумм ежемесячных выплат в возмещение вреда причиненного здоровью и определении степени профессиональной утраты трудоспособности,
по апелляционной жалобе представителя Сибирского регионального центра МЧС России Е.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 24 января 2014 г., которым постановлено:
"Исковые требования К. удовлетворить частично.
Взыскать с Сибирского регионального центра МЧС России в пользу К., единовременно, суммы в возмещение вреда здоровью, за период с 1 января 2012 по 31 декабря 2012 года, в размере 577406,16 руб., за период с 1 января 2013 по 31 декабря 2013 год 767250 руб.
Установить обязанность Сибирского регионального центра МЧС России производить выплату ежемесячной денежной компенсации с 1 января 2014 года в размере 63937,50 руб. Установить обязанность Сибирского регионального центра МЧС России производить выплаты ежемесячной денежной компенсации, в зависимости от увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Возложить обязанность на К. предоставлять в пользу Сибирского регионального центра МЧС России сведения об изменениях окладов денежного содержания, применяемых для назначения пенсии".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к Сибирскому региональному центру МЧС России о взыскании с ответчика единовременной разницы выплаты в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью с учетом повышения должностного оклада и оклада по званию, с учетом фактически выплаченной суммы за 2012 год, взыскании ежемесячной выплаты в счет возмещения вреда здоровью в соответствии со ст. 1084 - 1086 ГК РФ исходя из среднего денежного довольствия, с учетом повышения должностных окладов и окладов по званию с 01.01.2012 г. до даты рассмотрения дела в суде, обязании ответчика в последующем производить ежемесячно выплату в возмещение вреда здоровью в установленном законодательством порядке и производить соответствующий перерасчет суммы возмещения вреда.
Свои требования мотивировал тем, что он является подполковником в отставке, проходил службу в ОВД РФ в должности заместителя начальника специального отряда быстрого реагирования ГУВД Красноярского края по 01.05.2004 года.
В период 27.08.2000 г. и 03.12.2001 г. находился в служебной командировке в г. Грозном, Чеченской республики, где получил закрытую черепно-мозговую травму - сотрясение головного мозга. В связи с чем, по состоянию здоровья, не смог проходить службу в спецподразделении, и 01.05.2004 г. был переведен в МЧС России, откуда, ввиду значительного ухудшения здоровья, был уволен со службы 28.12.2004 года. Установлено, что заболевание получено в период прохождения военной службы. 24.03.2005 г. ему была определена 2-я группа инвалидности по причине получения военной травмы. 12.12.2007 г. медико-социальной экспертизой была установлена 2-я группа инвалидности бессрочно. В ходе судебного разбирательства в Центральном районном суде г. Красноярска, экспертным заключением ему была установлена степень утраты трудоспособности 80% на период с 25.01.2005 г. по 28.01.2008 г. Решением Центрального суда г. Красноярска от 04 октября 2006 года ему была установлена сумма в возмещение утраченного заработка в размере 15820 руб. 32 коп., которую он получал в органах МЧС, также ему выплачивается пенсия по выслуге лет, где учтена его инвалидность. Данные выплаты производились до 31 декабря 2012 года, а с 01 января 2013 года выплата в возмещение вреда здоровью перестала выплачиваться. Считает, что сумма возмещения вреда здоровью должна быть увеличена с учетом повышения окладов.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Сибирского регионального центра МЧС России Е. просит отменить решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца единовременно суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. как необоснованное, указывает, что, удовлетворяя данные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Приказа МВД РФ от 18.06.2012 г. N 590, однако данный Приказ в системе МЧС России в действие не вводился, правовых оснований для его распространения на сотрудников, уволенных из МЧС, не имеется. В спорный период времени истцу производились выплаты в счет возмещения вреда здоровью в размере, установленном решением Центрального районного суда г. Красноярска.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Сибирского регионального центра МЧС России П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца К., пояснившего, что согласен с решением суда, заслушав заключение прокурора Щелкуновой О.М. об отмене решения суда, поскольку для удовлетворения требований К. не имеется правовых оснований, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как видно из дела, К. проходил службу в ОВД РФ в должности заместителя начальника специального отряда быстрого реагирования ГУВД Красноярского края. 27 августа 2000 года и 13 декабря 2001 года, находясь в служебной командировке в г. Грозном Чеченской республики К. получил закрытую черепно-мозговую травму - сотрясение головного мозга, в связи с чем не смог продолжать службу в СОБР, и 01 мая 2004 года был переведен в МЧС России, откуда в декабре 2004 года был уволен в связи с состоянием здоровья. 24 марта 2005 года ему была определена 2 группа инвалидности по причине получения военной травмы, которая с 2007 года установлена ему бессрочно. Также ему было установлено в 2005 году 80% утраты профессиональной трудоспособности. Решением Центрального районного суда от 04 октября 2006 года ему была установлена сумма в возмещение утраченного заработка в размере 15820 руб. 32 коп., которую он получал в органах МЧС, также ему выплачивается пенсия по выслуге лет, где учтена его инвалидность. Данные выплаты производились до 31 декабря 2012 года, а с 01 января 2013 года выплата в возмещение вреда здоровью перестала выплачиваться.
В настоящее время истец К. считает, что ему должно быть выплачено возмещение вреда здоровью с учетом повышения окладов.
Удовлетворяя требования истца и назначая ему выплату в счет возмещения вреда здоровью с учетом Приказа МВД России от 18.06.2012 года N 590 за 2012 год и Приказа МЧС России от 23.04.2013 г. N 280 за 2013 год, суд исходил из того, что истец имеет право на перерасчет суммы в счет возмещения вреда исходя из нового порядка.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, так как судом неправильно применены нормы материального права.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.93 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по выбору.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (действие которого п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.04.1991 г. N 1027-1 было распространено на сотрудников исправительно-трудовых учреждений) в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в названной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 13-П, положения части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", по их буквальному смыслу, представляют собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. При этом часть 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку она - по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации - предполагает ежемесячную выплату государством денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы. Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм с виновных лиц (ч. 6 ст. 43).
Во исполнение федеральных законов от 07 февраля 2011 года N 3 "О полиции" и от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом МВД РФ от 18.06.2012 года N 590 была утверждена инструкция, определяющая порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам.
В соответствии с частью 5 ст. 12 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (который распространяется на сотрудников МЧС с 01.01.2013 года) в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Согласно части 6 указанной статьи размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 10 указанной статьи правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 23.04.2013 N 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
Правила разработаны в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу (работающим) в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России (далее - органы, учреждения) или членам их семей в целях возмещения вреда.
В соответствии с п. 2 Правил сотруднику выплачивается ежемесячная денежная компенсация в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС и повлекших стойкую утрату трудоспособности (далее - ежемесячная денежная компенсация сотруднику);
Выплата ежемесячной денежной компенсации производится финансовой службой органа, учреждения в течение всего срока, на который установлена стойкая утрата трудоспособности и назначена (выплачивается) пенсия по инвалидности (п. 21 Правил).
Размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) оклада месячного денежного содержания сотрудника, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом ежегодного увеличения процентов оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых при исчислении пенсии (п. 22 Правил).
Размер утраченного денежного довольствия сотрудника для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 23 Правил).
В случае если размер ежемесячной денежной компенсации, назначенной в соответствии с настоящими Правилами, будет меньше размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой ранее, до приобретения гражданином Российской Федерации права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере, ежемесячная денежная компенсация выплачивается ему в прежнем размере (п. 25 Правил).
Из приведенных выше нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что одним из основных условий выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью сотруднику милиции (полиции) и МЧС ранее являлось и является в настоящее время не только причинение ему увечья при исполнении служебных обязанностей, исключающего для него возможность дальнейшего прохождения службы, но и назначение пенсии по инвалидности.
Как следует из материалов дела и пояснений истца в суде апелляционной инстанции, К. с момента увольнения и по настоящее время получает пенсию по выслуге лет с начислением на нее надбавки инвалидам вследствие военной травмы, с января 2012 года исходя из нового должностного оклада.
При таких обстоятельствах, вывод суда о выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, полученного в связи с осуществлением служебной деятельности, лицу, которому назначена пенсия за выслугу лет, а не пенсия по инвалидности, противоречит положениям вышеприведенного законодательства.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела решения суда следует, что в пользу истца взыскано в счет возмещения утраченного заработка 15820 руб. 32 коп. с последующей индексацией в порядке, предусмотренном ст. 318 ГК РФ. С учетом данного обстоятельства не имеется правовых оснований для установления новой ежемесячной выплаты в счет возмещения вреда здоровью в соответствии с положениями ст. ст. 1084 - 1086 ГК РФ исходя из среднего денежного довольствия с учетом повышения должностных окладов и окладов по званию с 01 января 2013 года.
При таких фактических обстоятельствах, судебная коллегия считает, что вышеуказанное решение подлежит отмене.
Поскольку все обстоятельства по делу установлены, собраны все доказательства, дополнительного истребования доказательств не требуется, судебная коллегия считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований К. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 24 января 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение: "Отказать в удовлетворении исковых требований К. к Сибирскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в полном объеме.".
Председательствующий
И.А.БАИМОВА
Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
А.И.ЕРОФЕЕВ