Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 10.01.2014 по делу N 33-12472
Иск об обязании оборудовать помещения деревообработки автоматическими установками противопожарной защиты удовлетворен правомерно, поскольку доказан факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности, доказательств обратного не представлено.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 10.01.2014 по делу N 33-12472
Иск об обязании оборудовать помещения деревообработки автоматическими установками противопожарной защиты удовлетворен правомерно, поскольку доказан факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности, доказательств обратного не представлено.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2014 г. по делу N 33-12472
Судья Иванов С.В.
Докладчик Бойко В.Н.
10 января 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Бойко В.Н.,
судей Гордиенко А.Л., Пискуновой Ю.А.,
с участием прокурора Самойлова А.А.,
при секретаре А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бойко В.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. начальника ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по <адрес> - ФИО5 на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2013 года
по делу по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, Федеральному казанному учреждению ИК-29 ГУ ФСИН России по <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
установила:
Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ГУ ФСИН России по КО, ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по КО, в котором просил обязать ответчиков оборудовать помещения деревообработки ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по КО автоматическими установками противопожарной защиты; в помещении профессионального училища N оборудовать со второго этажа наружную лестницу 3-го типа с поручнями и ограждениями с количеством ступеней не более 16 в одном марше; в исправительном учреждении оборудовать второй эвакуационный выход со 2-го этажа швейного цеха.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в ФКУ ИК-29, проведенной в июле 2013 г. установлено, что в нарушение требований
ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности",
п. п. 3,
4 норм пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 315, помещения деревообработки не оборудованы автоматическими установками противопожарной защиты.
В нарушение
подпункта "з" п. 42 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, используются удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
В нарушение
пунктов 8.1,
9.1.1,
9.1.2 "СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. N 171, в помещении профессионального училища N отсутствует наружная лестница 3-го типа, служащая для эвакуации со 2-го этажа, которая должна быть выполнена проступью сплошного сечения, с поручнями и ограждениями с количеством ступеней не более 16 в одном марше; со 2-го этажа швейного цеха отсутствует второй эвакуационный выход.
Выявленные нарушения закона администрацией ФКУ ИК-29 не оспариваются и подтверждаются актом проверки отделения ГПН <адрес>.
В ходе судебного разбирательства прокурор заявил о частичном отказе от иска в части требований о возложении на ответчиков обязанности оборудовать в помещении профессионального училища N со второго этажа наружную лестницу 3-го типа с поручнями и ограждениями с количеством ступеней не более 16 в одном марше и оборудовать в исправительном учреждении со 2-го этажа швейного цеха второй эвакуационный выход.
Определением суда от 19.09.2013 г. частичный отказ прокурора от иска принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2013 года исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены.
Постановлено обязать Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, Федеральное казенное учреждение ИК-29 ГУ ФСИН России по <адрес> оборудовать помещения цеха деревообработки ФКУ ИК-29 по адресу: <адрес>, автоматическими установками противопожарной защиты в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В апелляционной жалобе и.о. начальника ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по <адрес> - ФИО5 просит решение суда отменить как необоснованное.
Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО6 после проверки соблюдения правил пожарной безопасности выдал руководителю учреждения предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, где был установлен срок по данному вопросу до ДД.ММ.ГГГГ.
На момент подачи иска была определена численность осужденных работников в деревообрабатывающем цехе. От них никогда не поступали жалобы на нарушение пожарной безопасности.
Полагает, что прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ действует не в своей компетенции.
При применении прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ
главы 2 ФЗ "О прокуратуре", в силу
ч. 1 ст. 27,
п. 3 ч. 3 ст. 22 и
ст. 24 указанного Закона, прокурор обязан был вынести представление об устранении нарушений закона, однако, этого не было сделано.
На апелляционную жалобу принесены возражения помощником Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - ФИО7.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителя ответчиков - ФИО8, поддержавшую доводы жалобы, а также прокурора ФИО3, полагавшего, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Нормами пожарной безопасности "
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 315, предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; - категории В4 и Д по пожарной опасности; - лестничных клеток
(пункт 4).
В разделе III (Помещения)
Таблица 3 обязательного приложения к НПБ 110-03 указаны нормативные показатели (АУПТ и АУПС) для конкретных видов объектов защиты.
Из материалов дела усматривается, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в июле 2013 г. проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в исправительных учреждениях <адрес>.
По требованию исполняющего обязанности прокурора <адрес> N от 11.07.2013 г. на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) в лице Отделения надзорной деятельности <адрес> УНД МЧС России по КО от 15.07.2013 г. N 146, в ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по КО в период времени с 16.07.2013 г. по 01.08.2013 г. проводилась плановая выездная проверка соответствия обязательным требованиям пожарной безопасности территорий, зданий, помещений исправительного учреждения по адресу: <адрес> (л.д. 72-73).
Согласно Акту проверки Отделения НД <адрес> ОНД <адрес> УНД МЧС России по КО от 17.07.2013 г. N 146, по результатам проведенной проверки в ФКУ ИК-29 выявлены ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в частности, в данном исправительном учреждении помещения деревообработки не оборудованы автоматическим установками противопожарной защиты, что является нарушением
п. 4,
таблицы 3 НПБ 110-03 (л.д. 16-18).
Органом пожарного надзора вынесено предписание ФКУ ИК-29 <адрес> по устранению нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Установлен срок их устранения - до 02.02.2014 г. (л.д. 19-20).
Согласно справке от 04.09.2013 г. (л.д. 71) в соответствии с техническим паспортом деревообрабатывающий цех находится в Главном корпусе (инв. N 2101020001). Данный объект числится на дополнительном бюджетном финансировании и возведен на земельном участке, состоящим на балансе бюджета.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что в ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по <адрес> не соблюдаются требования действующего законодательства о противопожарной безопасности. До настоящего времени помещения деревообработки не оборудованы автоматическими установками противопожарной защиты.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы
Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N (в редакции от 30.03.2012 г.) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы
(пункт 5).
Одной из основных задач ФСИН России является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов
(пп. 4 п. 3); управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями
(пп. 8 п. 3).
Согласно
п. 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. N "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, утвержденным Приказом ФСИН РФ от 10.03.2005 г. N на ГУ ФСИН России по <адрес> возложены функции по организации финансового обеспечения собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений, подготовка и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учет финансово-хозяйственной и иной деятельности, ревизионная работа; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; проведение ведомственной экспертизы обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов УИС, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; осуществление функции государственного заказчика; осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений, в том числе в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно акту обследования Отделения НД <адрес> ОНД <адрес> УНД МЧС России по КО от 09.09.2013 г., противопожарный режим в помещениях и на территории ФКУ ИК-29 выполняется не полностью. Предписание N от ДД.ММ.ГГГГ в части оборудования помещения цеха деревообработки ФКУ ИК-29 автоматическими установками противопожарной защиты не исполнено.
Представитель ответчиков в судебном заседании не оспаривал необходимость оборудования помещения цеха деревообработки автоматическими установками противопожарной защиты, пояснил, что работы в этом направлении ведутся, будут закончены предположительно к концу октября 2013 г.
Во исполнение требований предписания, ФКУ ИК-29 <адрес> был заключен договор на выполнение работ N от 26.08.2013 г. (л.д. 62-64), согласно которому ФКУ ИК-29 <адрес> (заказчик) предоставляет задание, а ООО "Мир безопасности" (исполнитель) обязуется выполнить с надлежащим качеством монтаж и наладку системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в помещении цеха деревообработки, по адресу: <адрес>.
Согласно п. 3.1. договора на выполнение работ N от 26.08.2013 г. срок исполнения работ составляет 45 рабочих дней после подписания договора и поступления предоплаты.
Как было установлено, в связи с данным договором была составлена смета расходов (л.д. 65-68), и произведена предоплата работ по договору.
Оценивая представленные по делу доказательства и разрешая данный спор, суд обоснованно пришел к выводу, что исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ГУ ФСИН по <адрес>, ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, подлежат удовлетворению.
В судебном заседании достоверно установлен факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности в части оборудования помещения цеха деревообработки ФКУ ИК-29 автоматическими установками противопожарной защиты.
Доказательств, опровергающих данный вывод, в нарушение
ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам
ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Следовательно, законных оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы и.о. начальника ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по <адрес> - ФИО5 направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Они не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Установление срока исполнения предписания до 02.02.2014 г. не является препятствием для обращения прокуратуры с иском в суд о понуждению к совершению действий.
Круг лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд, в данном случае определить невозможно в связи с постоянным движением осужденных, количество которых на момент вынесения решения одно, на момент вступления в законную силу другое, кроме того, прокурор обратился также и в интересах Российской Федерации, в связи с чем, данный довод жалобы не является основанием для отмены решения суда.
Точное количество осужденных, работающих в деревообрабатывающем цехе промышленной зоны ФКУ ИК-29 права которых нарушены, не может свидетельствовать о том, что именно данное количество и именно данные осужденные постоянно будут работать на данном производстве, поэтому круг лиц не может быть определен.
Отсутствие жалоб от осужденных не свидетельствует, что их права, гарантированные
ст. 7 Конституции РФ и
ст. 34 ФЗ "О пожарной безопасности" не нарушаются.
Прокурор действовал в рамках
Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 г. и в пределах своей компетенции, установленной
ФЗ "О прокуратуре РФ".
Кроме того, никаких обязанностей по внесению сначала представления, а затем подачи иска в суд
ФЗ "О прокуратуре РФ" не содержит.
Ссылок на какие-либо факты и обстоятельства, которые остались без внимания, проверки и оценки суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. начальника ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по <адрес> ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.БОЙКО
Судьи
Ю.А.ПИСКУНОВА
А.Л.ГОРДИЕНКО