Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.06.2015 по делу N 33-5568
Требование: О признании незаконным решения о снятии истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранении допущенного нарушения.
Обстоятельства: Истец снят с учета в связи с тем, что норма жилой площади занимаемого им жилого помещения выше учетной нормы жилой площади на одного человека.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как истцом утрачены основания, с учетом которых он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.06.2015 по делу N 33-5568
Требование: О признании незаконным решения о снятии истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранении допущенного нарушения.
Обстоятельства: Истец снят с учета в связи с тем, что норма жилой площади занимаемого им жилого помещения выше учетной нормы жилой площади на одного человека.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как истцом утрачены основания, с учетом которых он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. по делу N 33-5568
Судья: Минина Н.А.
Докладчик: Чунькова Т.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Чуньковой Т.Ю.,
судей: Сорокина А.В., Латушкиной Е.В.,
при секретаре: А.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции по докладу судьи Чуньковой Т.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Я. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 31 марта 2015 года
по иску Я. к Федеральному казенному учреждению "Мариинская воспитательная колония" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения "Мариинская воспитательная колония" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и устранении допущенного нарушения,
установила:
Я. обратился в суд с иском к ФКУ "Мариинская воспитательная колония" ГУФСИН России по Кемеровской области об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии федерального казенного учреждения "Мариинская воспитательная колония" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и устранении допущенного нарушения.
Свои требования мотивирует тем, что с 23.05.1994 г. он проходил службу в ФКУ "Мариинская воспитательная колония" ГУФСИН России по Кемеровской области. 18.08.2009 г. был уволен со службы по
п. "в" ст. 58 (по выслуге срока, дающего право на пенсию). Стаж службы в ФКУ Мариинская ВК на 18.08.2009 г. составил 15 лет 2 месяца 26 дней.
В период прохождения службы он подал рапорт о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В настоящее время он проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности, общей площадью 22,6 кв. м, жилой площадью 13,3 кв. м.
Согласно справке ГП Кемеровской области "ЦТИ Кемеровской области" по состоянию на 29.10.2013 года износ дома составляет 67%. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ МВК ГУФСИН России по Кемеровской области от 25.07.2014 г. он снят с регистрационного учета сотрудников, уволенных в запас по выслуге лет в связи с тем, что он зарегистрирован один по указанному адресу, в связи с чем, норма жилой площади составляет 13,7 кв. м, что выше учетной нормы жилой площади на одного человека в Мариинском муниципальном районе, составляющей 12,5 кв. м.
Полагает, что решение жилищно-бытовой комиссии является незаконным и необоснованным поскольку, жилой дом непригоден для проживания, в нем нет каких-либо благоустройств, согласно технического паспорта дома износ дома составляет 67%, т.е. в соответствии с
п. 2.1 пп. "б" Постановления Госстроя России от 20.02.2004 г. N 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных" жилой дом как ветхий является непригодным для проживания.
Поэтому считает, что для снятия его с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий у жилищно-бытовой комиссии оснований не имелось, при этом его жилищные условия жилищно-бытовой комиссией даже не обследовались.
Для защиты своих нарушенных прав им понесены расходы в связи с оплатой в НО "Коллегия адвокатов N г. Мариинска Кемеровской области" <данные изъяты> рублей, которые он просит взыскать с ответчика в его пользу.
Истец просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области о снятии его с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика восстановить его на учете как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, взыскать с ответчика в его пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании Я. и его представитель С., действующая на основании ордера N 770 от 02.03.2015 г., на исковых требованиях настаивали.
Представитель ФБУ Мариинская воспитательная колония ГУФСИН России по Кемеровской области К., действующая на основании доверенности от 16.02.2015 г., выданной сроком на один год, иск не признала, заявила о пропуске истцом срока исковой давности.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 31 марта 2015 года постановлено: "В удовлетворении исковых требований Я. к Федеральному казенному учреждению "Мариинская воспитательная колония" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии федерального казенного учреждения "Мариинская воспитательная колония" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и устранении допущенного нарушения, отказать за необоснованностью".
В апелляционной жалобе Я. просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что им был приобретен земельный участок с расположенном на нем жилым домом, находящемся в непригодном для проживания состоянии, так как износ дома составлял 67%, который в последующем был снесен. В настоящее время на земельном участке имеется объект незавершенного строительства, при строительстве которого он рассчитывал на единовременную социальную выплату как сотрудник органов уголовно-исполнительной системы.
Также указывает на незаконность вывода суда о непредставлении им доказательств о признании жилого дома по <адрес> непригодным для проживания и подлежащего сносу, поскольку обследование жилищных условий должно быть произведено комиссией при решении вопроса о снятии его с учета на улучшение жилищных условий.
Кроме того, полагает необоснованным вывод суда о том, что указанный дом не является объектом незавершенного строительства, поскольку судом не проверены его доводы об отсутствии в настоящее время жилого дома и имеющемся объекте незавершенного строительства, что подтверждается справкой филиала N 11 БТИ г. Мариинска от 17.08.2012 г., которой судом не дана оценка.
Полагает необоснованным вывод суда о законности оснований для снятия его с учета нуждающихся в соответствии с
ч. 1 ст. 32 ЖК РСФСР.
На апелляционную жалобу представителем ФКУ "Мариинская воспитательная колония" ГУФСИН России по Кемеровской области К. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав пояснения истца Я., поддержавшего доводы жалобы, а также пояснения представителя ФКУ "Мариинская воспитательная колония" ГУФСИН России по Кемеровской области К., действующей на основании доверенности, просившей решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что истец Я. с 23.05.1994 г. проходил службу в ФКУ "Мариинская воспитательная колония" ГУФСИН России по Кемеровской области, 18.08.2009 г. истец был уволен со службы по
п. "в" ст. 58 (по выслуге срока, дающего право на пенсию).
По месту его работы Мариинской воспитательной трудовой колонией Я. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании рапорта от 30.05.1995 г. (л.д. 77), решение о постановке Я. на учет отсутствует, однако факт принятия Я. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сторонами не оспаривался.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "Мариинская воспитательная колония" ГУФСИН России по Кемеровской области от 25.07.2014 г. N 1 Я., уволенный в запас по выслуге лет, снят с учета на улучшение жилищных условий, в связи с тем, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, один. Норма жилой площади составляет 13,7 кв. м, что выше учетной нормы жилой площади на одного человека в Мариинском муниципальном районе, составляющей 12,5 кв. м (л.д. 5).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" имеет дату 29.12.2004, а не 29.04.2004. | |
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 29.04.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный
кодекс Российской Федерации вводится в действие с 1 марта 2005 года.
Согласно
статье 6 Федерального закона от 29.04.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным
пунктами 1,
3 -
6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным
кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с
ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Согласно
ч. ч. 4 и
5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 28 марта 2013 г. N "Об утверждении учетной нормы принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях Мариинского городского поселения" утверждена учетная норма принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях Мариинского городского поселения - 12,5 кв. м общей площади.
Из материалов дела усматривается, что Я. фактически был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой им оснований, которые давали ему право на получение жилого помещения.
Судом первой инстанции проверены указанные обстоятельства и установлено, что истец в настоящее время не может быть отнесен к лицам, нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Так, согласно данным паспорта (л.д. 6-8, 78-86, 100-104), домовой книги (л.д. 87-94) и адресно-справочной информации ОУФМС России по Кемеровской области в г. Мариинск от 17.06.2014 г. (л.д. 16) Я. с 15.10.2001 г. был зарегистрирован по месту жительства по <адрес>, а с 01.09.2011 г. и по настоящее время состоит на регистрационном учете по месту жительства по <адрес>.
Таким образом, установлено, что с момента принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 1995 году истец изменял место жительства, т.е. его жилищные условия изменились.
Из выписки из технического паспорта жилого дома по <адрес> от 15.10.2007 г. (л. д. 14), в котором Я. зарегистрирован в настоящее время, усматривается, что данный жилой дом имеет общую площадь 22,6 кв. м, в том числе жилую - 13,7 кв. м, износ 67%.
Согласно справке, выданной ГП КО "ЦТИ КО" от 29.10.2013 г. (л.д. 15) Я. на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом К.Т.Г., зарегистрированного 07.10.2005 г., имеет в собственности домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 22,6 кв. м (л.д. 15).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.10.2013 г. N следует, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Я. на основании договора купли-продажи земельного участка с расположенным на нем жилым домом от 07.10.2005 г., удостоверенного нотариусом К.Т.Г. от 15.06.2006 г. Дата государственной регистрации 15.06.2006 года (л.д. 26).
Таким образом, право собственности истца на жилое помещение по адресу: <адрес> зарегистрировано в установленном законом порядке.
Из материалов дела усматривается, что Я. обращался с заявлением в комиссию ГУФСИН России по Кемеровской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения. Решением комиссии от 30.07.2014 г. N Я. отказано в направлении документов в ФСИН России для получения единовременной выплаты в связи с тем, что Я. предоставлен не полный пакет документов, указанный в
Постановлении Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации", поскольку им не представлена выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и справка о том, что он на данный момент является нуждающимся и продолжает состоять на жилищном учете; справка, представленная из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 30.10.2013 г., выдана более месяца назад, т.е. является неактуальной; не представлена выписка из домовой книги и заявление истца.
Также в решении указывается, что с 01.09.2011 г. Я. зарегистрирован и проживает один в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 22,6 кв. м.
На основании
ст. 2 п. 10.2 Приказа ФСИН России N от 29.08.2013 г. документы возвращены Я. с приложением выписки из данного протокола (л.д. 28).
В соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам уголовно-исполнительной системы и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации
(пункт 1).
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в
части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со
статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно
п. 5 указанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прилагаются документы, в частности, выписки из домовых книг
(пп. "з"); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений
(пп. "и").
Как уже указывалось, решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области от 25.07.2014 г. N Я. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что зарегистрирован по адресу: <адрес>, один, при этом жилая площадь дома - 22,6 кв. м превышает учетную норму жилой площади на одного человека в Мариинском городском поселении - 12,5 кв. м, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 25.07.2014 г. (л.д. 5).
Разрешая заявленные исковые требования о признании незаконным вышеуказанного решения жилищно-бытовой комиссии от 25.07.2014 г. N, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для удовлетворения требований не имеется, так как Я. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой им оснований, с учетом которых он был принят в 1995 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так, из материалов дела следует, что истец является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, площадь которого превышает учетную нормы принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях Мариинского городского поселения, установленную Решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 28 марта 2013 г. N.
Судом была дана правильная оценка доводам стороны истца о том, что принадлежащий ему дом по адресу: <адрес> непригоден для проживания вследствие того, что имеет износ 67%.
Суд верно исходил из того, что указанный дом, принадлежащий Я., не был в установленном порядке признан непригодным для проживания межведомственной комиссией в соответствии с
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
Судебная коллегия полагает необоснованными доводы истца в апелляционной жалобе о том, что решение жилищно-бытовой комиссии от 25.07.2014 г. N является незаконным, так как комиссия фактически не проверила его жилищно-бытовые условия, при этом дом по <адрес> в настоящее время им снесен, и на земельном участке по указанному адресу находится объект незавершенного строительства.
В материалы дела представлена справка, выданная филиалом N 11 БТИ г. Мариинска от 17.08.2012 г., из которой следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> по состоянию на 17.08.2012 г., имеется объект незавершенного строительства (л.д. 55).
Указанное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку, осуществив снос дома, истец сам ухудшил свои жилищные условия.
Ссылка истца в жалобе на то, что он рассчитывал на единовременную социальную выплату как уволенный сотрудник уголовно-исполнительной системы, не может быть принята во внимание в качестве основания для отмены решения суда, так как предметом рассмотрения суда по настоящему делу являлись требования истца о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области от 24.07.2014 г. N. Вопрос о наличии либо отсутствии у истца права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья предметом рассмотрения суда не являлся. Истцом не обжаловалось решение комиссии ГУФСИН России по Кемеровской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 30.07.2014 г., которым ему было отказано в принятии документов.
Я. не лишен возможности повторно обратиться в комиссию ГУФСИН России по Кемеровской области с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, представив все необходимые документы, предусмотренные
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, среди которых не названа выписка из решения жилищно-бытовой комиссии.
Необходимо отметить, что условия для сохранения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Жилищным
кодексом РФ и условия для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, предусмотренные Федеральным
законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются различными, принимая во внимание, что названным
Законом предусмотрен иной размер жилой площади, приходящийся на каждого члена семьи сотрудника, имеющего в собственности жилое помещение либо проживающего в жилом помещении на условиях социального найма, для признания за сотрудником права на получение указанной социальной выплаты, а также учитывается право на дополнительную жилую площадь, что не принимается во внимание при разрешении вопроса о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении в соответствии с Жилищным
кодексом РСФСР и Жилищным
кодексом РФ.
На основании изложенного, руководствуясь
ч. 1 ст. 327.1,
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
определила:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 31 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Я. - без удовлетворения.