Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 27.09.2013 по делу N 33-8022/13
Иск об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворен, так как противопожарными правилами и регламентами предусмотрено, что населенные пункты от лесного массива в случае отсутствия иных препятствий должны быть ограждены.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 27.09.2013 по делу N 33-8022/13
Иск об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворен, так как противопожарными правилами и регламентами предусмотрено, что населенные пункты от лесного массива в случае отсутствия иных препятствий должны быть ограждены.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. по делу N 33-8022/13
Судья: Чемоданова О.В.
Судья-докладчик: Губаревич И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Амосова С.С.,
судей Рудковской И.А., Губаревич И.И.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеилимского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе заместителя Главы администрации Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района по доверенности Ф. на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 19 июня 2013 года,
установила:
Прокурор Нижнеилимского района обратился в Нижнеилимский районный суд Иркутской области с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к администрации Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Нижнеилимского района Иркутской области в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления поселений района полномочий в области противопожарной безопасности, установлено, что согласно акту проверки территориального отдела агентства лесного хозяйства <адрес изъят> по Нижнеилимскому лесничеству от <дата изъята> в п. Рудногорск не обеспечена минерализованная полоса в юго-восточном направлении, прилегающем к кварталу <номер изъят> Рудногорская дача Рудногорского участкового лесничества, протяженностью <данные изъяты> м., не произведен уход за минерализованной полосой в квартале <номер изъят>.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что администрацией Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района в нарушение
п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, в соответствии с которым на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, не обеспечена минерализованная полоса в юго-восточном направлении, прилегающем к кварталу <номер изъят> Рудногорская дача Рудногорская участкового лесничества протяженностью <данные изъяты> м, не произведен уход за минерализованной полосой в квартале <номер изъят>.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что администрацией Рудногорского муниципального образования не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос), тем самым не исполняются в полном объеме полномочия по обеспечению Первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, в связи с чем, велика вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие распространения лесных пожаров на территории населенного пункта муниципального образования, увеличения времени ликвидации пожаров, причинения вреда жизни, здоровью людей, а также причинения им материального ущерба вследствие уничтожения и (или) повреждения их имущества в случае возникновения пожаров.
Просил суд обязать администрацию Рудногорского муниципального образования устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно создать противопожарную минерализованную полосу в юго-восточном направлении п. Рудногорск, прилегающем к кварталу <номер изъят> Рудногорская дача Рудногорского участкового лесничества, протяженностью <данные изъяты> м, произвести уход за минерализованной полосой в квартале <номер изъят> Рудногорской дачи Рудногорского участкового лесничества.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 19 июня 2013 года исковое заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе заместитель Главы администрации Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района Ф. просит решение суда отменить, полагая, что при его вынесении судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование доводов к отмене решения представитель ответчика указала, что на администрацию Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района, не может быть возложена обязанность по созданию противопожарной минерализованной полосы в юго-восточном направлении п.Рудногорск, прилегающем к кварталу <номер изъят> Рудногорская дача Рудногорского участкового лесничества протяженностью <данные изъяты> м, и проведению ухода за минерализованной полосой в квартале <номер изъят> Рудногорской дачи Рудногорского участкового лесничества, поскольку в
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, которые осуществляются только в границах населенных пунктов. Создание минерализованных полос и уход за ними не относятся к полномочиям органов местного самоуправления, установленным
ст. 19 Закона от 21.12.1994 N-69-ФЗ, кварталы 328, и 378 являются территорией Рудногорского лесничества, тогда как администрация осуществляет своих полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности только в границах р.п. Рудногорск.
Статья 53.1. Лесного кодекса Российской Федерации,
пункт 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390,
ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Рекомендации по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Заместителем Руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 17.11.1997 также не устанавливают обязанности органов местного самоуправления по созданию минерализованных полос в лесничествах, в связи с чем в данном случае считаю указанные нормы закона не применимыми.
Акт натурного обследования земель лесного фонда, прилегающего к Рудногорскому городскому поселению Нижнеилимского района Иркутской области, в целях создания мер предупредительного характера от угрозы лесных пожаров от <дата изъята> и сообщение территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству о <дата изъята> также не устанавливают обязанности администрации по созданию минерализованной полосы.
Кроме того, в резолютивной части решения указано Рудногорское муниципальное образование, тогда как в соответствии со свидетельством серии <номер изъят> на учет в налоговом органе поставлена администрация Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района.
На апелляционную жалобу поступили помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Попова А.Б., в которых он полагает решение суда законным и обоснованным.
Выслушав объяснения представителя истца прокурора Мещеряковой М.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и проверив в их пределах законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 7-ФЗ имеет дату 10.01.2002, а не 10.01.2007. | |
Согласно
ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2007 N ФЗ-7, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно
ст. 3 названного Федерального закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно
п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу
п. 10 Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как установлено судом и следует из акта проверки территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству от <дата изъята>, в п. Рудногорск не обеспечена минерализованная полоса в юго-восточном направлении, прилегающем к кварталу <номер изъят> Рудногорская дача Рудногорского участкового лесничества, протяженностью <данные изъяты> м, не произведен уход за минерализованной полосой в квартале <номер изъят>. Таким образом, в ходе проверки установлено, что администрацией Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района в нарушение
п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, в соответствии с которым на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, не обеспечена минерализованная полоса в юго- восточном направлении, прилегающем к кварталу <номер изъят> Рудногорская дача Рудногорская участкового лесничества протяженностью <данные изъяты> м, не произведен уход за минерализованной полосой в квартале <номер изъят>.
В этой связи и применительно к вышеназванным положениям
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", учитывая требования Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
ОСТ 56-103-98 "Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния", утвержденным Приказом Рослесхоза от 24.02.1998 N 38,
Рекомендациям по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденными Рослесхозом 17.11.1997, исходя из установленных обстоятельств конкретного дела, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора.
В соответствии с
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Поселок Рудногорск как населенный пункт является объектом защиты от пожара, граничащим с лесничеством, соответственно органы местного самоуправления данного поселения должны принимать меры по обеспечению защиты населенного пункта от пожара.
Противопожарными правилами и регламентами предусмотрено, что населенные пункты от лесного массива в случае отсутствия иных препятствий должны быть ограждены: опаханы, созданы минерализованные полосы.
Минерализованные полосы устраиваются фактически по территории населенного пункта, прилегающей к лесному массиву, так как они направлены на защиты именно населенного пункта от лесного пожара, а не наоборот.
Суд обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что отсутствие в бюджете поселения достаточных средств не позволяет ему исполнить вышеназванные требования законодательства о пожарной безопасности, поскольку ни названными выше правовыми источниками, ни какими-либо иными нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований закона при отсутствии на это финансовых возможностей, как и не предусмотрено, что вышеназванные права и интересы населения в области пожарной безопасности и в области охраны окружающей среды могут быть обусловлены наличием достаточных средств у органа местного самоуправления.
Возложение обязанности по решению суда на администрацию Рудногорского муниципального образования не является основанием для отмены или изменения решения суда, так как в силу Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ городское поселение является муниципальным образованием, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в этой части являются несостоятельными.
В этой связи доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, и не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по существу судебного решения.
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 19 июня 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
С.С.АМОСОВ
Судьи
И.И.ГУБАРЕВИЧ
И.А.РУДКОВСКАЯ