Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 26.11.2014 N 33-8737/14
Требование: Об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как ответчиком не доказано, что возникновение очага возгорания на эксплуатируемом им объекте исключено.


Апелляционное определение Иркутского областного суда от 26.11.2014 N 33-8737/14
Требование: Об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как ответчиком не доказано, что возникновение очага возгорания на эксплуатируемом им объекте исключено.

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. N 33-8737/14
Судья: Балаганская И.В.
Судья-докладчик: Ананикова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ткачук М.А.
судей Ананиковой И.А., Апхановой С.С.
с участием прокурора Скоробогатовой Н.А.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию "Посадочная площадка (Аэропорт) г. Усть-Илимска" муниципального образования г. Усть-Илимск об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности
по апелляционной жалобе директора МУП "Посадочная площадка (Аэропорт) г. Усть-Илимска" М.
на решение Усть - Илимского городского суда Иркутской области от 17 июля 2014 года,
установила:
Обратившись в суд с вышеназванным иском, прокурор, с учетом заявления об уточнении требований (л.д. 72-76), просил обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: на всей протяженности границы недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения - аэродрома, состоящего из бетонной взлетно-посадочной полосы длиной (данные изъяты), площадью (данные изъяты) и бетонного перрона площадью (данные изъяты), расположенного по адресу: (данные изъяты), обеспечить противопожарный разрыв не менее 10 м до земель гослесфонда; обеспечить наличие минерализованной полосы не менее 0,4 м до земель гослесфонда. В обоснование заявленных требований ссылался на результаты проверки, проведенной межрайонной прокуратурой совместно с административным органом, на предмет соблюдения действующих норм и правил пожарной безопасности.
Приведенным выше решением суда постановлено исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе директор МУП "Посадочная площадка (Аэропорт) г. Усть-Илимска" М. просит решение суда отменить. Мотивирует это тем, что суд не принял во внимание существенные обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права, не учел, что объекты, переданные в пользование ответчика, не граничат с землями гослесфонда.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть - Илимскому лесничеству Ф. просит решение суда оставить без изменения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы участвовавший в деле прокурор Артемьева Е.В. просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., объяснения прокурора Скоробогатовой Н.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно п. 1 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Приведенные выше нормы права действуют на всей территории Российской Федерации и подлежат соблюдению всеми предприятиями, независимо от формы организации и предмета деятельности.
По данному делу установлено, что МУП "Посадочная площадка (Аэропорт) города Усть - Илимска" МО город Усть - Илимск согласно Уставу организует и эксплуатирует посадочную площадку, осуществляет аэропортовую деятельность с обеспечением взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их технического обслуживания и обеспечения горюче - смазочными материалами и специальными жидкостями. На праве хозяйственного ведения за ответчиком закреплено недвижимое имущество в виде аэродрома, состоящего из бетонной взлетно - посадочной полосы длиной (данные изъяты), площадью (данные изъяты) и бетонного перрона площадью (данные изъяты), расположенного по адресу: (данные изъяты)
В ходе проведения прокурорской проверки с участием должностных лиц территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть - Илимскому району установлено, что на территории МУП "Посадочная площадка (Аэропорт) города Усть - Илимска" расположено два административных здания, радиомачта, имеются источники обогрева, склад сухих ров, электрификация. По периметру взлетно-посадочной полосы, а также административных объектов отсутствует противопожарный разрыв шириной 10-20 метров в виде минерализированной полосы, под которой понимается поверхность земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов до обнажения минерального слоя почвы. На месте противопожарного разрыва имеется густое произрастание разновозрастного и разнопородного молодняка деревьев хвойных и лиственных пород, загущение подлеском ивовым и насыщенное произрастание травянисто - мохового покрова.
В акте натурного обследования от Дата изъята отмечено, что работы по вырубке молодняка деревьев были начаты ответчиком в северо - восточной части взлетно- посадочной полосы на протяжении около (данные изъяты), однако минерализованная полоса не проложена, спиленные деревья в большом количестве и в засохшем состоянии оставлены на месте спила, что повышает пожароопасность (л.д. 80).
Из схемы на л.д. 82 усматривается, что территория аэропорта примыкает к лесным участкам, по ее периметру произрастают деревья. Обусловленных природным ландшафтом разрывов между взлетно - посадочной полосой и лесным массивом не имеется.
Приведенные обстоятельства не опровергнуты ответчиком, подтверждены дополнительно представленным в суд апелляционной инстанции актом натурного обследования от Дата изъята, а также фотоматериалом.
Ответчиком не доказано, что возникновение очага возгорания на эксплуатируемом им объекте исключено. Поэтому ответчик не может быть освобожден от обязанности обеспечить пожарную безопасность осуществляемой им деятельности в целях предотвращения распространения опасных факторов пожара на лесной массив.
Избранный прокурором по данному делу способ защиты права предусмотрен действующим законодательством, согласуется со ст. 4 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся леса и иная растительность.
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, предусматривающей, что устройство противопожарных минерализованных полос на лесных участках, предоставленных в аренду, должно осуществляться лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, на обоснованность вывода суда об удовлетворении иска не влияет, так как противопожарные минерализованные полосы должны создаваться не только на лесных участках владельцами этих участков, но и на земельных участках, граничащих с лесным массивом.
Посадочная полоса расположена на площади, выеденной из государственного лесного фонда, обозначенной на планшете лесоустройства как АОЗТ "Невонское". Иной деятельности, кроме осуществляемой ответчиком в соответствии с его уставными целями, на указанной площади не ведется. Таким образом, обязанность по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы правомерно возложена на ответчика, использующего земельный участок, граничащий с лесным массивом.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 17 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.ТКАЧУК
Судьи
И.А.АНАНИКОВА
С.С.АПХАНОВА