Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 24.06.2015 по делу N 33-5448/15
Требование: Об обязании органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере лесного хозяйства организовать очистку лесного участка от порубочных остатков.
Обстоятельства: В результате незаконной рубки леса лесной участок был захламлен порубочными остатками. Лица, виновные в вырубке леса, не установлены. Участок за арендаторами не закреплен.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку участок находится в ведении органа, несоблюдение органом санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает интересы РФ как собственника лесов, ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, повышает уровень пожарной опасности на территории муниципального образования.


Апелляционное определение Иркутского областного суда от 24.06.2015 по делу N 33-5448/15
Требование: Об обязании органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере лесного хозяйства организовать очистку лесного участка от порубочных остатков.
Обстоятельства: В результате незаконной рубки леса лесной участок был захламлен порубочными остатками. Лица, виновные в вырубке леса, не установлены. Участок за арендаторами не закреплен.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку участок находится в ведении органа, несоблюдение органом санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает интересы РФ как собственника лесов, ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, повышает уровень пожарной опасности на территории муниципального образования.

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. по делу N 33-5448/15
Судья Ербадаев С.В.
Судья-докладчик Сальникова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Астафьевой О.Ю., Сальниковой Н.А.,
при секретаре М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нукутского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства Иркутской области об обязании организовать очистку лесного участка от порубочных остатков,
по апелляционной жалобе Агентства лесного хозяйства Иркутской области
на решение Нукутского районного суда Иркутской области от 9 апреля 2015 года,
установила:
в обоснование исковых требований прокурором указано, что в ходе осуществления надзора за соблюдением лесного законодательства установлено, что в результате незаконной рубки леса, по факту которой возбуждено уголовное дело, лесной участок, расположенный (данные изъяты) захламлен порубочными остатками.
Согласно информации Территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нукутскому лесничеству в (данные изъяты), выписку договоров купли-продажи лесных насаждений на территории лесничества в (данные изъяты) Новонукутское лесничество не производило, (данные изъяты) за арендаторами лесных участков не закреплен.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области организовать очистку лесного участка, расположенного (данные изъяты), от порубочных остатков в срок до Дата изъята.
Решением Нукутского районного суда Иркутской области от 09.04.2015 исковые требования удовлетворены. На Агентство лесного хозяйства Иркутской области возложена обязанность организовать очистку лесного участка, расположенного в (данные изъяты), от порубочных остатков в срок до Дата изъята.
В апелляционной жалобе представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области К. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что судом не дана оценка доводам ответчика о невозможности организовать очистку лесного участка в (данные изъяты), поскольку организация очистки рассматриваемого участка от порубочных остатков не включена в государственное задание на (данные изъяты). Исходя из изложенного, указывает, что агентство сможет приступить к осуществлению указанных мероприятий не ранее, чем в (данные изъяты), после утверждения бюджета на соответствующий год.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, принимавший участие по делу, М.Г. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции (л.д. 42).
Заслушав доклад, пояснения представителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области К., действующей на основании доверенности от (данные изъяты), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение суда подлежащим отмене, заключение прокурора Нарижняк О.Н., полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в период с (данные изъяты) на лесном участке, расположенном в (данные изъяты) совершена неизвестными лицами незаконная рубка леса породы сосна в объеме (данные изъяты). В результате чего агентству лесного хозяйства Иркутской области причинен материальный ущерб на общую сумму (данные изъяты).
Дата изъята возбуждено уголовное дело Номер изъят по признакам состава преступления, предусмотренного (данные изъяты)
Дата изъята предварительное следствие по уголовному делу Номер изъят приостановлено в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Лесной участок, расположенный (данные изъяты), захламлен порубочными остатками.
Согласно информации Территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нукутскому лесничеству в (данные изъяты), выписку договоров купли-продажи лесных насаждений на территории лесничества в (данные изъяты) Новонукутское лесничество не производило, (данные изъяты) за арендаторами лесных участков не закреплен.
В судебном заседании представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области Т. исковые требования признал, против доводов, указанных в обоснование иска, не возражал. Не оспаривал факт обнаружения незаконной рубки леса в (данные изъяты). Возражал против сроков организации очистки лесного участка.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора и возлагая на Агентство лесного хозяйства Иркутской области лесного участка обязанность по организации и обеспечении очистки лесного участка от порубочных остатков, суд исходил из того, что ответчиком не соблюдается санитарно-эпидемиологическое законодательство, что нарушает интересы Российской Федерации, как собственника лесов, ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, повышает уровень пожарной опасности на территории Нукутского района. Обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий указанного выше участка лесного фонда, находящегося в ведении ответчика, лежит на Агентстве лесного хозяйства Иркутской области.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда оснований не согласиться не находит, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, при заготовке древесины не допускается захламление лесов промышленными и иными отходами; запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению. Также согласно п. 61 вышеуказанных Правил при производстве работ по заготовке древесины должна обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков. Очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины и должна осуществляться с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пп. "б", "е" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно положениям пункта 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно пункту 66 указанного Руководства при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий (п. п. 67, 68 Руководства).
В соответствие с Положением об Агентстве лесного хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 237-па, задачей Агентства лесного хозяйства Иркутской области является обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Несоблюдение Агентством лесного хозяйства Иркутской области лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия.
Кроме того, несоблюдение указанных требований ведет к нарушению федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации.
Доказательств того, что участок лесного фонда, расположенный (данные изъяты) находится в аренде у иных лиц, в ходе судебного разбирательства не представлено. Лица, виновные в вырубке леса, которая привела к его захламлению, не установлены, в течение года нарушитель не обнаружен (данные изъяты), таким образом мероприятия по очистке должны были быть поставлены в план санитарно-оздоровительных мероприятий на (данные изъяты)
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не дана оценка возражениям ответчика о невозможности организовать очистку лесного участка в (данные изъяты), поскольку она не включена в государственное задание на (данные изъяты), подлежат отклонению, поскольку в силу закона у Агентства лесного хозяйства Иркутской области такая обязанность наступила еще в (данные изъяты). Доказательств отсутствия основания включения санитарно-оздоровительных мероприятий в план на (данные изъяты) ответчиком не представлено. Более того, как следует из протокола судебного заседания от Дата изъята представителем ответчика исковые требования прокурора признаны. Замечания на протокол судебного заседания в соответствии со ст. 231 ГПК РФ не подавались.
Таким образом, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, и не подлежащим отмене. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
определила:
решение Нукутского районного суда Иркутской области от 9 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.С.ГУРЕВСКАЯ
Судьи
О.Ю.АСТАФЬЕВА
Н.А.САЛЬНИКОВА