Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.09.2013 по делу N 33-7668/2013
Иск удовлетворен в части признания приказа об увольнении в части указания основания увольнения незаконным, поскольку в приказе об увольнении допущена неправильная формулировка причины увольнения. В удовлетворении требований о восстановлении на службе отказано, так как истец достиг предельного возраста пребывания на службе, срок его контракта истек, а срок пребывания на службе не продлен, следовательно, оснований для восстановления на службе не имеется.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.09.2013 по делу N 33-7668/2013
Иск удовлетворен в части признания приказа об увольнении в части указания основания увольнения незаконным, поскольку в приказе об увольнении допущена неправильная формулировка причины увольнения. В удовлетворении требований о восстановлении на службе отказано, так как истец достиг предельного возраста пребывания на службе, срок его контракта истек, а срок пребывания на службе не продлен, следовательно, оснований для восстановления на службе не имеется.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу N 33-7668/2013
Судья Алферьевская С.А.
Судья-докладчик Жилкина Е.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Быковой Н.А. и Жилкиной Е.М.,
при секретаре Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Е.А. к Федеральной службе России по контролю за оборотом наркотиков, Управлению Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области о признании незаконным приказа об увольнении, приказа об исключении из списков сотрудников, восстановлении на службе, взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска, среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, денежной компенсации за несвоевременный расчет при увольнении
по апелляционной жалобе Е.А.
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 31 мая 2013 года,
установила:
Е.А. обратился в суд с исковым заявлением, указав в обоснование исковых требований, что он служил в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков <дата изъята>. Ранее работал <данные изъяты>.
<дата изъята> приказом ФСКН России от <дата изъята> <номер изъят> он уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии (
подпункт 3 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ). <дата изъята> ему выдана трудовая книжка, он ознакомлен с приказом об исключении из списка сотрудников Управления ФСКН России по Иркутской области.
Считает приказ об увольнении незаконным, указывая, что контракт о прохождении службы в должности <данные изъяты>, заключен с ним на период с <дата изъята> по <дата изъята>. Согласно этому контракту, его служба в органах по контролю за оборотом наркотиков должна была окончиться <дата изъята>, однако с приказом об увольнении он был ознакомлен лишь <дата изъята>.
В период с <дата изъята> по <дата изъята> он выполнял возложенные на него должностные обязанности, а его присутствие на работе табелировалось согласно правилам внутреннего трудового распорядка и он не настаивал на прекращении трудовых отношений, в связи с чем, по мнению Е.А., действие его контракта от <дата изъята> продолжалось на основании
ст. 79 ТК РФ, а приказ ФСКН России от <дата изъята> <номер изъят> был издан "задним числом" и является незаконным.
Увольнение со службы в органах наркоконтроля по
подпункту 3 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ не соответствует
Указу Президента РФ от 31.08.2005 N 1007, согласно которому увольнение со службы в органах наркоконтроля по основаниям, предусмотренным
подпунктами 1,
3 и
8 пункта 142 Положения, осуществляется по инициативе сотрудника. Он рапорта или заявления о прекращении службы в органах наркоконтроля не писал и такого желания не изъявлял.
Его выслуга лет для выплаты единовременного пособия <дата изъята> составляла <данные изъяты>. В нарушение
ст. 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ему было выплачено только единовременное пособие в размере 2 окладов денежного содержания.
Денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск ему не выплачена.
Е.А. просил суд признать незаконным приказ ФСКН России от <дата изъята> <номер изъят> об увольнении по
подпункту 3 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; восстановить его на службе в должности <данные изъяты>; признать незаконным приказ Управления ФСКН по Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят> об исключении из списков сотрудников Управления ФСКН по Иркутской области; обязать ответчика выплатить <данные изъяты> в качестве выходного пособия, компенсацию за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>, компенсацию недополученных денежных средств за неиспользованные дни оплачиваемого отпуска за 2010, 2011, 2013 годы в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты>, взыскать с ФСКН России компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Определением суда от 31.05.2013 производство по настоящему делу в части исковых требований о взыскании выходного пособия прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 31 мая 2013 года исковые требования Е.А. удовлетворены частично.
Приказ ФСКН России от <дата изъята> <номер изъят> об увольнении Е.А. со службы в органах наркоконтроля, приказ УФСКН России по Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят> об исключении Е.А. из списков сотрудников органов наркоконтроля признаны незаконными в части основания увольнения Е.А. -
подпункта 3 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Изменена формулировка основания увольнения Е.А. со службы в органах наркоконтроля по
подпункту 3 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии) на
подпункт 2 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по достижении предельного возраста, установленного
пунктом 147 Положения).
С УФСКН России по Иркутской области в пользу Е.А. взысканы компенсация за неиспользованный в 2013 году отпуск в размере <данные изъяты>, денежная компенсация за несвоевременный расчет в размере <данные изъяты>, компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>.
С ФСКН России в пользу Е.А. взыскана компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении требований Е.А. о восстановлении на службе, взыскании денежной компенсации за неиспользованные в 2010, 2011 годах отпуска, среднего заработка за время вынужденного прогула, в остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда, денежной компенсации за несвоевременный расчет при увольнении отказано.
В апелляционной жалобе Е.А. просит отменить решение суда в части изменения формулировки основания увольнения, взыскания денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска за 2010, 2011 годы и направить дело на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Иркутска в том же составе суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Е.А. ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих отношение для дела, неправильное применение норм материального права.
Указывает, что суд подменил причину увольнения - личное волеизъявление сотрудника (увольнение по
подпункту 3 пункта 142 Положения осуществляется по инициативе сотрудника) на инициативу начальника Управления по Иркутской области (увольнение по
пункту 2 - по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля). Приказ издан без его рапорта о прекращении службы.
Отмечает, что судом не учтено, что вопросы, касающиеся трудовых отношений сотрудников ФСКН России, регулируются нормами Трудового
кодекса РФ (
ст. ст. 5,
11 ТК РФ), не приняты во внимание положения
ст. 79 ТК РФ, согласно которой его срочный трудовой контракт перешел в контракт, заключенный на неопределенный срок.
Со ссылкой на положения
п. 11 ст. 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального
закона от 01.07.2010 N 139-ФЗ "О ратификации Конвенции (пересмотренной) об оплачиваемых отпусках" (Конвенция МОТ N 132),
ст. 127 ТК РФ, указывает, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель УФСКН России по Иркутской области А., прокурор Кировского района г. Иркутска Орешкин О.Ю. просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Жилкиной Е.М., пояснения истца Е.А., его представителя З., поддержавших доводы жалобы, мнение представителя ответчика Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области А., прокурора Иркутской областной прокуратуры Мещеряковой М.В., полагавших решение суда не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, возражений на нее, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок прохождения сотрудниками службы в органах наркоконтроля и их увольнения урегулирован специальными нормативными правовыми актами:
Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 N 613,
Инструкцией об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 12.04.2005 N 115.
В соответствии с
п. 141 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ служба в органах наркоконтроля прекращается в случаях увольнения сотрудника или его гибели (смерти).
В соответствии с
п.п. 2 п. 142 названного Положения сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля по достижении предельного возраста, установленного
пунктом 147 настоящего Положения, который от младшего лейтенанта полиции до подполковника полиции включительно установлен 45 лет.
В соответствии с
п.п. 3 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии.
Увольнение со службы в органах наркоконтроля сотрудников производится директором ФСКН России или начальником органа наркоконтроля, которому такое право предоставлено директором ФСКН России (
п. 149 Положения).
В соответствии с
п. 157 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, днем окончания службы в органах наркоконтроля считается день исключения сотрудника из списка сотрудников органа наркоконтроля в связи с увольнением со службы, в том числе, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Промежуток (срок) между днем увольнения со службы в органах наркоконтроля и днем исключения из списка сотрудников органа наркоконтроля не может составлять более трех месяцев.
Согласно
п. 3.1 раздела II Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники, у которых заканчивается срок действия контракта в связи с достижением ими предельного возраста или с которыми ранее продлевался контракт сверх предельного возраста, не позднее чем за четыре месяца до окончания срока действия их контракта предупреждаются соответствующим руководителем подразделения ФСКН России, начальником территориального органа, организации ФСКН России о предстоящем увольнении со службы в органах наркоконтроля.
Одновременно с этим сотрудник, изъявивший желание продолжать службу в органах наркоконтроля сверх предельного возраста, подает рапорт на имя директора ФСКН России руководителю подразделения, начальнику территориального органа, организации ФСКН России.
Рапорт направляется в Департамент кадрового обеспечения ФСКН России не менее чем за три месяца до достижения сотрудником предельного возраста (окончания срока действия заключенного с ним контракта), с ходатайством соответствующего руководителя (начальника) и заключением военно-врачебной комиссии (если таковое имеется).
Сотрудники, которым приказом ФСКН России не продлен срок пребывания на службе сверх предельного возраста, увольняются со службы в органах наркоконтроля по достижении предельного возраста или по одному из оснований, предусмотренных
пунктом 142 Положения.
В соответствии с
п. 6 Инструкции сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля по основаниям, предусмотренным
подпунктами 2,
4,
6,
9 и
11 пункта 142 Положения, предупреждаются о предстоящем увольнении в письменной форме не позднее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с
п. 7 Инструкции с увольняемым сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, льгот, гарантий и компенсаций, трудоустройства, социального обеспечения и другие вопросы. Если одновременно имеются два или более основания увольнения со службы в органах наркоконтроля, по выбору сотрудника применяется основание, которое дает право на получение преимущественных гарантий и компенсаций при увольнении сотрудника, за исключением случаев увольнения по основаниям, указанным в
подпунктах 11 -
16 пункта 142 Положения.
В соответствии с
п. 4.2 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, увольнение сотрудника по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, осуществляется на основании
подпункта 3 пункта 142 Положения при наличии у него выслуги лет, дающей право на получение пенсии и исчисляемой в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления сотрудником документов для увольнения по данному основанию.
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что Е.А. проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Приказом ФСКН России от <дата изъята> <номер изъят> <данные изъяты> Е.А. назначен <данные изъяты>.
<дата изъята> с Е.А. заключен контракт сроком на 1 год - с <дата изъята> по <дата изъята>.
<дата изъята> Е.А. предупрежден о предстоящем увольнении по
подпункту 2 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят>.
<дата изъята> с Е.А. проведена беседа, в ходе которой он ознакомлен с порядком увольнения, предусмотренным
пунктами 140 -
159 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613.
<дата изъята> Е.А. обратился с рапортом на имя директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков И. о продлении срока пребывания на службе сверх предельного возраста по <дата изъята>. Рапорт согласован с помощником начальника - начальником отдела собственной безопасности Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области полковником полиции Р., ходатайствовавшим по существу рапорта.
<дата изъята> Е.А. представлен к увольнению из органов наркоконтроля по
подпункту 2 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", по достижению предельного возраста, установленного
пунктом 147 Положения.
С указанным представлением Е.А. ознакомлен, о чем имеется его роспись в тексте представления.
Согласно выписке из приказа от <дата изъята> <номер изъят>, директором ФСКН России решено не продлевать срок службы достигшему предельного возраста пребывания на службе по истечении срока ранее заключенного контракта <данные изъяты> Е.А.
Приказом ФСКН России от <дата изъята> <номер изъят> в соответствии с
Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании
подпункта 3 (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии) пункта 142, <данные изъяты> Е.А. <данные изъяты> уволен со службы в органах наркоконтроля <дата изъята>.
Приказом Управления по Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят> Е.А. <дата изъята> исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Е.А. заблаговременно уведомлен о предстоящем увольнении по основанию, предусмотренному
п.п. 2 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по достижении предельного возраста), срок действия заключенного с Е.А. контракта истек, при этом ФСКН России не выразила согласия на продление срока контракта после достижения истцом предельного возраста пребывания на службе, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии у ответчика оснований к увольнению Е.А. по
п.п. 2 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по достижении предельного возраста). Принимая во внимание отсутствие со стороны Е.А. инициативы увольнения его со службы в органах наркоконтроля по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, в соответствии с
п.п. 3 п. 142 Положения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФСКН России при увольнении Е.А. в приказе об увольнении допущена неправильная формулировка причины увольнения, в связи с чем признал приказ от <дата изъята> <номер изъят> об увольнении Е.А. в части указания основания увольнения -
подпункт 3 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, приказ Управления ФСКН по Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят> об исключении Е.А. из списков сотрудников Управления ФСКН по Иркутской области как уволенного по основанию
подпункта 3 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, незаконными.
Руководствуясь
ст. 394 ТК РФ,
п. 61 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской федерации Трудового кодекса РФ", учитывая, что Е.А. достиг предельного возраста пребывания на службе, срок его контракта истек <дата изъята>, а срок пребывания на службе в дальнейшем ему не продлен, суд первой инстанции не нашел оснований для восстановления Е.А. на службе в органах наркоконтроля, изменив формулировку основания увольнения истца со службы в органах наркоконтроля по
подпункту 3 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии) на
подпункт 2 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по достижении предельного возраста, установленного
пунктом 147 Положения).
Отказывая в удовлетворении требований Е.А. о взыскании с ответчиков среднего заработка за время вынужденного прогула, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что неправильная формулировка основания и(или) причины увольнения истца препятствовала его поступлению на другую работу.
Разрешая исковые требования Е.А. о взыскании недополученных денежных средств за неиспользованные дни оплачиваемого отпуска за 2010, 2011, 2013 годы, суд руководствовался
пунктами 104,
105 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 N 613,
пунктами 52,
55 Приказа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 02.10.2008 N 323 "Об утверждении инструкции о порядке предоставления отпусков сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" и исходил из того, что сотрудники, увольняемые со службы по достижении предельного возраста и не использовавшие в году увольнения ежегодный отпуск, как очередной, так и дополнительный, имеют право на выплату денежной компенсации. Учитывая, что ежегодный очередной и дополнительный отпуск у истца в 2013 году (в году увольнения) составлял 50 дней, при увольнении ему выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 36 дней, суд взыскал с УФСКН России по Иркутской области в пользу Е.А. компенсацию за 14 дней неиспользованного отпуска в 2013 году в размере <данные изъяты> и за несвоевременный расчет в размере <данные изъяты>, отказав истцу во взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска за 2010 и 2011 годы, поскольку специальное законодательство, регламентирующее порядок прохождения службы в органах наркоконтроля, предусматривает возможность компенсации только отпуска, не использованного в году увольнения.
Установив факт нарушения ответчиками трудовых прав Е.А., с учетом представленных доказательств, фактических обстоятельств дела, характера допущенных при увольнении Е.А. нарушений, суд первой инстанции взыскал с ФСКН России, УФСКН России по Иркутской области в пользу истца в счет компенсации морального вреда по <данные изъяты>, полагая данный размер компенсации разумным и справедливым.
Выводы, изложенные в решении суда, подробно мотивированы, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со
ст. ст. 56,
57 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, занятой истцом в ходе рассмотрения дела, являлись предметом судебного разбирательства, направлены на иную оценку установленных обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 31 мая 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ф.ДАВЫДОВА
Судьи
Н.А.БЫКОВА
Е.М.ЖИЛКИНА