Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 18.07.2014 по делу N 33-5854/2014
Заявление о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 18.07.2014 по делу N 33-5854/2014
Заявление о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. по делу N 33-5854/2014
Судья Занданова С.Г.
Судья-докладчик Губаревич И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Амосова С.С.,
судей Рудковской И.А., Губаревич И.И.,
при секретаре О.О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества (ДНТ "Приозерное") о признании незаконным предписания Номер изъят от Дата изъята по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица государственного инспектора ОНД по пожарному надзору г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления НД ГУ МЧС России по Иркутской области Л. на решение Усольского городского суда Иркутской области от 23 мая 2014 года,
установила:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ МЧС России N 375 имеет дату 28.06.2012, а не 28.06.2013. | |
В обоснование заявления председатель ДНТ "Приозерное" Ш. указал, что в период с Дата изъята по Дата изъята государственным инспектором пожарного надзора Л. проводилась проверка данного товарищества. По результатам проверки составлены акт Номер изъят от Дата изъята и предписание Номер изъят от Дата изъята по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Указанное предписание является незаконным, поскольку нарушен
пункт 59 Административного регламента МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2013 N 375, обязывающий указывать в предписании нормативные правовые акты, нарушение которых выявлено при проверке. Госинспектором указано на
статью 151 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008, которая носит декларативный характер. Указание на нарушение
пункта 5.9 СНиП 30-03-97 противоречит
пункту 67 Перечня национальных стандартов и сводов правил, которым установлено, что
раздел 5 приведенных СНиПов применяется только в части отдельных
пунктов 5.1 -
5.6,
5.10 -
5.13. Поэтому ДТН не обязано приобретать мотопомпу. Для тушения пожара в ДТН предусмотрен резервуар для воды на 60 куб. м. Незаконно и указание на нарушение
пунктов 68 и
69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 25.04.2012 N 390, которые также носят декларативный характер.
Представитель ДНТ "Приозерное" Ш. просил признать указанное предписание незаконным, обязать государственного инспектора Л. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ "Приозерное", приостановить действие предписания Номер изъят от Дата изъята до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 23 мая 2014 года оспариваемое предписание признано незаконным, на государственного инспектора Л. возложена обязанность отозвать указанное предписание без исполнения.
В апелляционной жалобе государственный инспектор ОНД по пожарному надзору Л. просит решение суда отменить. В обосновании доводов жалобы указал, что удовлетворяя требования заявителя, суд в решении сослался на
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р "Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N 348-ФЗ от 23.12.2009, который по своему смыслу и содержанию устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям. ДНТ "Приозерное" в соответствие с его уставом является организацией, объединением граждан, созданной для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан, в том числе с целью отдыха и правом возведения жилых домов на дачных земельных участках, правом регистрации и проживания в жилых домах. На территории ДНТ "Приозерное", площадь которого составляет 48000 кв. м расположено 125 садовых участков с дачными домами, в которых проживают граждане данного товарищества. Отделом надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району при проведении внеплановой проверки ДНТ "Приозерное" проверялось выполнение требований пожарной безопасности, предъявляемых не к зданиям и сооружениям, а к территории дачного товарищества, на которой необходимо иметь переносную пожарную мотопомпу для тушения пожаров, на территории данного товарищества. Указанные требования содержаться в
п. 5.9 Свода правил СП 53.13330.2013;
п. 5.9* Строительных норм и правил СНиП 30-02-97*, которые обязательны для выполнения в соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". По итогам проверки ДНТ "Приозерное" установлено, что указанные требования пожарной безопасности не выполнены, расчет пожарного риска дачным товариществом не проводился, поэтому пожарная безопасность ДНТ "Приозерное" считается необеспеченной.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав объяснения должностного лица Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей заявителя Ш., О.О.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу
ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со
ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу
ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Номер изъят от Дата изъята государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Л. Дата изъята проведена проверка соблюдения требований пожарного законодательства ДНТ "Приозерное".
По результатам проведенной проверки органом пожарного надзора Дата изъята председателю правления ДНТ "Приозерное" выдано предписание Номер изъят по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: садоводческое (дачное) объединение, включающее 125 садовых участков, не имеет пожарной мотопомпы.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, организацию, в деятельности которых эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
Пунктом 5.9* СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения",
пунктом 5.9* СП 53.13330.2011. Свод правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" (утв.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849) предусмотрено, что для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, м 3, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей).
Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяется требованиями СНиП 2.04.02.
Садоводческие (дачные) объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу, при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р утвержден
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно
пункту 67 данного Перечня
СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" носит обязательный характер относительно положений, указанных в разделе 4 (
пункты 4.1* -
4.6*,
4.9*), 5 (
пункты 5.1* -
5.6*,
5.10* -
5.13*), 6 (пункты
6.1* -
6.4*,
6.6* -
6.13),
7, 8 (
пункты 8.1* -
8.4*,
8.6 -
8.16*).
В соответствии с
пунктом 40 Перечня СП 53.13330.2011. Свод правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" также носит рекомендательный характер, кроме разделов 4 (
пунктов 4.1 -
4.6,
4.9), 5 (
пунктов 5.1 -
5.6,
5.10 -
5.13), 6 (
пунктов 6.1 -
6.4,
6.6 -
6.13),
7, 8 (
пунктов 8.1 -
8.4,
8.6 -
8.16).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ДНТ "Приозерное", в связи с чем, обоснованно удовлетворил заявленное требование и признал предписание Номер изъят от Дата изъята незаконным.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 23 мая 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
С.С.АМОСОВ
Судьи
И.И.ГУБАРЕВИЧ
И.А.РУДКОВСКАЯ