Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 29.04.2015 по делу N 33-3729/2015
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения требований строительных, санитарных норм и правил.
Обстоятельства: В результате проведенной уполномоченным органом проверки соблюдения санитарного законодательства установлены размещение и эксплуатация трансформаторной подстанции смежно с жилыми помещениями.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку размещение подстанции смежно с жилыми комнатами не допускается, при эксплуатации подстанции не соблюдаются санитарные требования по уровням шума.
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 29.04.2015 по делу N 33-3729/2015
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения требований строительных, санитарных норм и правил.
Обстоятельства: В результате проведенной уполномоченным органом проверки соблюдения санитарного законодательства установлены размещение и эксплуатация трансформаторной подстанции смежно с жилыми помещениями.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку размещение подстанции смежно с жилыми комнатами не допускается, при эксплуатации подстанции не соблюдаются санитарные требования по уровням шума.
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. по делу N 33-3729/2015
Судья Мальцева О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Барнаульская сетевая компания", комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, администрации города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 декабря 2014 года
по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула, указав, что в результате проведенной проверки соблюдения санитарного законодательства установлено, что в доме N 65 по пр. Ленина в г. Барнауле под жилыми и смежными с ними помещениями расположена трансформаторная подстанция с электрическими сетями ТП 109, которая является муниципальным имуществом, находится во временном владении и пользовании ООО "Барнаульская сетевая компания" на основании договора аренды N 33 от 10.03.2006 года.
Размещение и эксплуатация указанной трансформаторной подстанции нарушает требования
ст. 2,
4,
12,
23 ФЗ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.11 СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", абз. 2 п. 4.10 СНиП "Здания жилые многоквартирные", абз. 1 п. 5.4 СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", которые запрещают размещение подобного вида объектов над жилым комнатами, под ними, а также смежно с ними. Кроме того, от работы трансформаторной подстанции уровень шума не соответствует гигиеническим нормативам.
Администрация г. Барнаула, являясь распорядителем имущества, находящегося в муниципальной собственности, обязана принять меры по устранению выявленных нарушений требований строительных, санитарных норм и правил.
На основании изложенного Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю просило, с учетом уточнения, признать бездействие ответчика, выразившееся в несоблюдении норм п. 3.11 СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", абз. 2 п. 4.10 СНиП "Здания жилые многоквартирные", абз. 1 п. 5.4 СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий" незаконным, обязать прекратить нарушения указанных норм законодательства, путем принятия мер по выносу трансформаторной подстанции с электрическими сетями ТП 109 из жилого дома N 65 по пр. Ленина из-под жилых, а также смежными с ними помещений.
Представитель ответчика администрации г. Барнаула возражал против удовлетворения иска, указывая на невозможность осуществления действий по выносу трансформаторной подстанции из жилого дома, а также ссылался на то, что администрация г. Барнаула является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорное имущество не принадлежит данному органу на праве собственности.
Представитель третьего лица ООО "Барнаульская сетевая компания" исковые требования не признал, указав, что на основании предписания Ростехнадзора арендатором производятся работы по замене масляных трансформаторов на сухие, осуществляется шумоизоляция помещения, что значительно снизит уровень шума и вибрации.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 декабря 2014 г. исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю удовлетворены.
На администрацию г. Барнаула возложена обязанность организовать работы по выносу трансформаторной подстанции с электрическими сетями ТП - 109 из жилого дома N 65 по пр. Ленина в г. Барнауле из-под жилых, а также смежно размещенных помещений в течение восьми месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе ООО "Барнаульская сетевая компания" просит об отмене решения, вынесении нового - об отказе в иске.
В обоснование требований указывает, что суд применил положения аб. 2 п. 4.10 СНиП РФ "Здания жилые многоквартирные", однако эти нормы распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий, дом же был возведен в 1956 г., на момент строительства запрета не было.
Также судом не учтено, что п. 7.1.15 ПУЭ в исключительных случаях допускается размещение встроенных и пристроенных подстанций, при соблюдении санитарных требований, а также с использованием сухих трансформаторов. Ростехнадзор разрешил эксплуатацию подстанции, указав только на необходимость замены масленых трансформаторов - на сухие. Предписание о замене трансформаторов исполняется.
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула по факту нарушений по шуму и вибрации был взыскан только штраф, деятельность ООО "Барнаульская сетевая компания" не приостановлена, поэтому это судебное решение не может быть принято в качестве доказательства наличия нарушений.
Эксперт указал два способа устранения выявленных нарушений, при этом было установлено, что вынос подстанции является более затратным и затруднительным.
В дополнении к апелляционной жалобе ООО "Барнаульская сетевая компания" указывает, что судом не был учтен
ФЗ "Об электроэнергетике", не учтено, что к подстанции подключено 29 абонентов, при переносе ТП у потребителей будет новое техприсоединение, изменится тариф на поставку электроэнергии. Судом не дана оценка протоколам испытаний в части того, что после мероприятий по шумоизоляции, уровень шума уменьшился на 2 дБА, а также акту от 20.05.2014 о технической невозможности выноса подстанции.
Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула просит об отмене решения, принятии нового - об отказе в иске, ссылаясь на то, что
п. 3.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 не содержит запрета на размещение в жилых домах встроенных трансформаторных подстанций, более того эти правила распространяются на лиц, вводящих новые объекты с 15.08.2010, а ТП введена в 1956 г. Кроме того, ПУЭ допускает в исключительных случаях размещение встроенных подстанций в жилых домах.
Судом не исследовалось, насколько избранный истцом способ защиты прав соответствует допущенному нарушению и возможно ли устранение нарушения без выноса ТП, при том, что нормы, действовавшие на момент ввода в эксплуатацию ТП, допускали ее размещение в жилом доме, свободных участков по строительство новой ТП не имеется, варианты выноса, указанные экспертом, носят предположительный характер. Более того, решение должно быть исполнимым, судом же вопрос реальности возможности выноса подстанции не исследовался.
Администрация города Барнаула просит об отмене решения, вынесении нового - об отказе в иске, ссылаясь на то, что администрация города Барнаула не является собственником подстанции, в интересах собственника - муниципального образования выступает другой орган местного самоуправления. Нормы, примененные судом, относятся к вновь создаваемым объектам. Проведенная по делу экспертиза не указывает способа устранения нарушения действующего на настоящий момент санитарного законодательства, в то же время возможна замена трансформаторов, в результате которой уровень шума достигнет допустимых показателей.
В судебное заседание явились: представители истца - Б.А.В. и И.А.Г. возражавшие против удовлетворения жалоб, представитель ответчика администрации города Барнаула С.М.В. представитель третьего лица ООО "Барнаульская сетевая компания" - Т.И.П. представитель третьего лица комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула - Н.О.В. настаивающие на доводах жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия, проверяя законность судебного акта в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе на основании
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд установил, что жилой дом N 65 литер А по ул. Ленина в г. Барнауле возведен в 1956 году, на первом этаже указанного жилого дома размещено нежилое помещение (Н1), в котором установлена трансформаторная подстанция N 109.
Собственником нежилого помещения (Н1) и трансформаторной подстанции N 109, общей площадью 46,20 кв. м с низковольтными линиями 0,4 кв. общей протяженностью 1,120 км, расположенных в указанном доме является муниципальное образование городской округ - г. Барнаул.
На основании договора аренды N 33 от 10.03.2006 администрацией г. Барнаула подстанция передана обществу с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" во временное владение и пользование, сроком с 01.04.2006 по 31.03.2021.
На основании поступившей жалобы Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю была проведена внеплановая проверка, по результатам которой выявлены грубые нарушения санитарного законодательства при эксплуатации трансформаторной подстанции N 109.
В соответствии с заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" N 05/323 от 17.03.2014 и протоколом измерений шума и вибрации N 738 от 13.03.2014 эквивалентные уровни звука в ночное время суток в жилой комнате кв. N 2 от работы трансформаторной подстанции, расположенной в жилом доме N 65 по пр. Ленина, не соответствуют требованиям
СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно при работающем оборудовании трансформаторной подстанции ТП 109 эквивалентный уровень звука фактически составляет 26 дБА при норме ПДУ 25 дБА (превышение на 1 дБА), в том числе на частоте 125 Гц фактически уровень 42 дБА при норме ПДУ 39 дБА (превышение на 3 дБА).
При фоновых значениях (при отключенном оборудовании трансформаторной подстанции ТП 109) в октавных полосах со среднегеометрическими частотами (31,5 Гц, 63 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц, 4000 Гц, 8000 Гц) составляет 46 дБА, 30 дБА, 18 дБА, 14 дБА, 12 дБА, 8 дБА, 10 дБА, 11 дБА, 12 дБА при норме ПДУ 67 дБА, 50 дБА, 39 дБА, 30 дБА, 24 дБА, 20 дБА, 17 дБА, 15 дБА, 13 дБА.
В связи с выявленными в результате проверки несоответствиями уровней звука и звукового давления постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 31.03.2014 ООО "Барнаульская сетевая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.06.2014 по делу N А03-5345/2014 установлено, что ООО "Барнаульская сетевая компания" не соблюдаются требования безопасности при эксплуатации трансформаторной подстанции N 109, расположенной по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 65, что выражается в невыполнении условий надежной работы трансформаторов N 1 и 2 ТП-109, указатель уровня и температуры масла маслонаполненных трансформаторов не обеспечивает условия для наблюдения за ними без снятия напряжения, чем нарушены п. 5.3.1 ПТЭЭ и п. 4.2.30 ПУЭ; установленные на трансформаторах амортизаторы (опоры виброгасящие) для ограничения уровня шума и вибрации не соответствуют государственному стандарту, чем нарушены п. 1.1.19 и 7.1.15 ПУЭ; во встроенную в жилое здание трансформаторную подстанцию ТП-109 установлены масляные трансформаторы типа ТМ-630/10 (установлен 22.09.2005) и ТМГ-400/10 (год выпуска 03.10.2011), чем нарушен п. 7.1.5 ПУЭ; в РУ-0,4 кВ ТП-109 ширина прохода между щитами Щ070 менее 0,8 метров, чем нарушен п. 4.1.23 ПУЭ.
Согласно заключению судебной экспертизы ООО "ЦНПЭ "Алтай-Эксперт" N 429С/14 от 10.10.2014 встроенная в жилой дом трансформаторная подстанция N 109 с низковольтными кабельными линиями 0,4 кВ (далее ТП-109) с общей площадью 46,2 кв. м состоит из четырех отделений; два отделения занимают трансформаторные отсеки, третье - устройство со стороны высокого напряжения (УВН), четвертое - распределительное устройство со стороны низкого напряжения (РУНН). Подключение к высокому напряжению 10 кВ от энергоснабжающей организации (далее ЭСО) кабельное, подземное.
ТП-109 служит для получения от ЭСО и преобразования (понижения) напряжения и его последующего распределения по сетям электроэнергии потребителям. Является многокомпонентным высоковольтным устройством. Комплектация подстанции состоит из 2 силовых трансформаторов, шкафов вводов высокого напряжения, распределительных устройств низкого напряжения, аппаратов, токопроводов высокого и низкого напряжения, релейных устройств, измерительных аппаратов, защитных устройств.
Шины, выключатели нагрузки, секционные разъединители, предохранители, опорные изоляторы ТП установлены на стальных конструкциях в специальных шкафах.
Оборудование отделений ТП-109 располагается в нескольких изолированных помещениях первого этажа жилого дома N 65 по пр. Ленина, высотой 4,1 метра. Каждое из них имеет отдельный вход.
С левой стороны от входа с помещением УВН граничат: помещения подвала жилого дома и жилая комната квартиры N 3, с правой стороны от входа с помещением РУНН граничат помещения квартиры N 2 жилого дома. Над помещениями ТП-109 расположены помещения квартиры N 5 - жилые комнаты, коридор.
Размещение трансформаторной подстанции во встроенном нежилом помещении в жилой дом по пр. Ленина, 65 г. Барнауле предусмотрено проектом, о чем говорят данные технического паспорта о помещении и его предназначении, в котором указан год постройки жилого дома и соответственно ТП - 1956 г.
Проводимые работы по строительству и электроустановок напряжением до 500 кВ в период до 1956 года, должны были соответствовать требованиям ПУЭ первого и второго изданий, на дату строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома, размещение ТП в жилом доме не нарушало нормативных требований ПУЭ.
На дату ввода в эксплуатацию жилого дома действовал СНиП II-В.10 "Жилые здания", п. 26 которого разрешал размещение в жилых домах трансформаторных подстанций, при этом масляных трансформаторов должно быть не более 2-х мощностью до 320 кВ каждый. Других санитарных требований к размещению электропомещений в жилых домах на дату возведения жилого дома не существовало.
Размещение спорного объекта в настоящее время не соответствует:
- п. 4.10 СНиП "Здания жилые многоквартирные", в части полного запрещения размещения встроенных трансформаторных подстанций на первом этаже жилого дома,
- п. 5.4 СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", в части установки в электропомещениях трансформаторной подстанции масляных трансформаторов вместо сухих или заполненных негорючим экологически безопасным жидким диэлектриком трансформаторов и в части несоблюдения требований санитарных норм по уровням звукового давления, вибрации, воздействию электрических и магнитных полей вне помещений подстанции....".
- п. 3.11 СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", в части полного запрещения размещения электропомещений, из которых состоит трансформаторная подстанция смежно с жилыми комнатами, а также п. 3.2 в части нарушения обязательных санитарно-эпидемиологические требований к условиям проживания в жилых помещениях расположенных в квартирах, смежных с помещениями трансформаторной подстанции N 109 (повышенные уровни звукового давления, возможное воздействие электрических и магнитных полей), в части размещения смежно с жилыми комнатами квартир N 3 и N 5.
Указанные выше нормы введены в действие после возведения жилого дома, в связи с чем, применяются к объектам только в случае капитального ремонта или реконструкции жилого дома.
На дату осмотра в состав ТП-109 входят два масляных трансформатора с общей номинальной мощностью 1030 кВа, что нарушает требование п. 26 СНиП II-В.10 "Жилые здания".
Устранить нарушения действующих на дату осмотра требований к размещению трансформаторных подстанций возможно только путем строительства новой подстанции и демонтажа существующей.
Устранить нарушение требований, действовавших на дату ввода жилого дома в эксплуатацию, возможно путем признания существующего положения исключительным случаем, выполнения проекта на перепланировку и переустройство электропомещений, входящих в состав трансформаторной подстанции в соответствии с п. 7.1.15 ПУЭ, п. 5.4 СП 31-110-2003, в котором предусмотреть следующие действия:
произвести замену масляных трансформаторов на сухие или заполненные негорючим экологически безопасным жидким диэлектриком трансформаторы по согласованию с органами государственного надзора;
в полном объеме выполнить санитарные требования по ограничению уровня звукового давления, вибрации, воздействию электрических и магнитных полей вне помещений подстанции в соответствии с действующими стандартами путем устройства звукоизоляции и электрозащиты стен, потолков, оборудования, исключающими вредное воздействие электромагнитного поля, вибрации, шума на здоровье человека.
Согласно пояснениям эксперта, данным в судебных заседаниях, ранее действующими строительными нормами и правилами допускалось размещение ТП в жилом доме, в связи с чем, нахождение в настоящее время объекта исследования смежно с жилыми помещениями допустимо. Вместе с тем, согласно п. 7.1.15 раздела 7 ПУЭ в любом случае (независимо от года возведения постройки) должны быть в полной мере выполнены санитарные требования по ограничению уровня шума и вибрации в соответствии с действующими стандартами; заменены масляные трансформаторы на сухие; а также обеспечено выполнение правил пожарной безопасности.
При выполнении необходимых работ изменятся технико-экономические показания нежилого помещения трансформаторной подстанции, будет изменена его площадь, технические характеристики объекта, то есть будет произведена реконструкция.
Реконструкция должна быть произведена в соответствии с п. 3.11 СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", абз. 1. п. 5.4 СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий".
Удовлетворяя исковые требования при таких обстоятельствах, суд исходил из того, что размещение трансформаторной подстанции N 109 не соответствует
п. 3.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях",
п. 7.1.15 главы 7.1 раздела 7 "Правил устройства электроустановок",
ФЗ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом технического состояния используемого электрооборудования, приводит к несоответствию условий проживания санитарным нормам по уровню шума и вибрации, создает угрозу пожарной безопасности; для приведения указанного объекта в соответствие санитарными, противопожарными требованиями необходимо проведение реконструкции нежилого помещения (Н1), при осуществлении которой, согласно
п. 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, должны быть выполнены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, установленные указанными Правилами, которые запрещают размещение ТП смежно с жилыми комнатами, что исключает возможность размещения подстанции в жилом доме.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства в полном объеме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности, выводы суда основаны на материалах дела.
В соответствии со
статьями 41 (часть 1),
42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Федеральный
закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", закрепляя в
статье 8 право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, предусматривает, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока
(пункт 1 статьи 23).
Санитарные правила (
СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях") изданы в развитие положений
статьи 23 названного Федерального закона и устанавливают, согласно их
пункту 1.2, обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Пункт 3.2 Санитарных правил, допускающий размещение в жилых зданиях помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям, не определяет условия, которым должны соответствовать жилые помещения в этих зданиях.
Гигиенические требования к жилым помещениям, к расположению помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций относительно жилых помещений установлены другими нормами Санитарных правил. В частности, согласно их пункту 3.11 над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними не допускается размещать машинное отделение и шахты лифтов, мусороприемную камеру, ствол мусоропровода и устройство для его очистки и промывки, электрощитовую.
Указанные положения
СанПиН, вопреки доводам апелляционных жалоб Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула и администрации города Барнаула, не допускают эксплуатацию в жилых зданиях смежно с жилой комнатой технических помещений и инженерного оборудования, размещенных до введения его в действие. Так,
пунктом 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" Санитарные правила введены в действие с 15 августа 2010 г., следовательно, именно после этой даты применяются правила, не допускающие эксплуатацию в жилых зданиях смежно с жилой комнатой электрощитовой.
Из буквального содержания
пункта 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует, что данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, и разработаны для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. То есть положения нормативного правового акта не содержат предписаний, в соответствии с которыми требования санитарных правил обязательны только при эксплуатации зданий, построенных после введения их в действие.
Соблюдение санитарных правил в силу Федерального
закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
(пункт 3 статьи 39).
Таким образом, доводы жалобы, что требования
СанПиН 2.1.2.2645-10 не могут применяться при эксплуатации жилых помещений в жилых зданиях, возведенных до введения в действие санитарно-эпидемиологических требований, не основаны на законе и не согласуется с положениями
части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. По смыслу
статьи 23 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям. Несоблюдение этих требований при эксплуатации помещений, находящихся в зонах ранее сложившейся застройки, лишило бы жильцов, проживающих в жилых домах, где расположены эти помещения, равного с другими гражданами права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а в соответствии со
статьями 41 (часть 1),
42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Поскольку размещение подстанции смежно с жилыми комнатами с 15.08.2010 не допускается, более того, при эксплуатации подстанции не соблюдаются санитарные требования по уровням шума, вибрации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Основанием для удовлетворения исковых требований послужило несоблюдение санитарных правил, положения аб. 2 п. 4.10 СНиП РФ "Здания жилые многоквартирные" судом не применялись.
Доводы апелляционных жалоб, что п. 7.1.15 ПУЭ допускает в исключительных случаях размещение встроенных подстанций в жилых домах, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку при таком размещении необходимо соблюдение санитарных требований. Как было указано ранее,
п. 3.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлен запрет на размещение электрощитовой под жилыми комнатами и смежно с ними.
Выводы эксперта о том, что устранение нарушений возможно двумя способами: выносом подстанции либо проведением работ по реконструкции, - были основаны на неправильном применении положений закона, а именно, что
СанПиН 2.1.2.2645-10 применяется только при возведении новых объектов.
Учитывая особенности расположения ТП-109 по отношению к жилым помещениям многоквартирного дома по пр. Ленина, 65, иным способом, кроме как выносом подстанции за пределы дома, устранить нарушения санитарных норм в части запрета размещения электрощитовой смежно либо под жилыми комнатами, не представляется возможным.
Доводы апелляционной жалобы, что обязанность организовать работы по выносу подстанции возложена на ненадлежащего ответчика, также судебной коллегией не принимаются.
Согласно положениям Устава муниципального образования - город Барнаул, Положения о Комитете по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула, последний только осуществляет функции заказчика при проведении ремонта, реконструкции и модернизации муниципального имущества, составляющего казну города, в рамках своей компетенции. Поскольку для выноса трансформаторной подстанции за пределы жилого дома необходимо выделение земельного участка, разработка проекта, а также иные организационные действия, суд обоснованно возложил обязанность организовать работы по выносу трансформаторной подстанции на администрацию города Барнаула, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО "Барнаульская сетевая компания", комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, администрация города Барнаула - без удовлетворения.