Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 24.02.2015 по делу N 33-1677/2015
Требование: О взыскании денежной компенсации за форменное обмундирование.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему не произведена выплата компенсации за не полученное в период прохождения службы форменное обмундирование.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества личного пользования должна выплачиваться сотрудникам ГПС МЧС России, имеющим специальные звания, при увольнении за весь период службы, включая период службы в органах МВД РФ.


Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 24.02.2015 по делу N 33-1677/2015
Требование: О взыскании денежной компенсации за форменное обмундирование.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему не произведена выплата компенсации за не полученное в период прохождения службы форменное обмундирование.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества личного пользования должна выплачиваться сотрудникам ГПС МЧС России, имеющим специальные звания, при увольнении за весь период службы, включая период службы в органах МВД РФ.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу N 33-1677/2015
Судья Бабушкин С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Сачкова А.Н., Рудь Е.П.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 07 ноября 2014 года по делу
по иску К. к Федеральному государственному казенному учреждению "2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" о взыскании денежной компенсации за предметы вещевого имущества личного пользования.
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" о взыскании компенсации за предметы вещевого имущества личного пользования за период службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты> <данные изъяты> коп.
Требования мотивировал тем, что в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. проходил службу в ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю". До настоящего времени ему не выплачена компенсация за неполученное в период прохождения службы форменное обмундирование в соответствии с приказом МЧС РФ от 06.10.2008 года N 600 "Об утверждении Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования", в связи с чем, он обратился в суд.
С учетом уточнения просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за предметы вещевого имущества личного пользования в размере <данные изъяты> 50 коп., проценты за нарушение ответчиком установленного срока выплаты компенсации за неполученные истцом предметы вещевого имущества личного пользования, рассчитанные на ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты> <данные изъяты> коп., определить ко взысканию с ответчика проценты за нарушение ответчиком установленного срока выплаты компенсации за неполученные истцом предметы вещевого имущества личного пользования за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГ по день фактического расчета сумму процентов исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в день выплаты, на сумму денежной компенсации в размере <данные изъяты> <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> и оформление доверенности - <данные изъяты>.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 07 ноября 2014 года исковые требования К. удовлетворены частично.
С ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" в пользу К. взыскана денежная компенсация за неполученные предметы вещевого имущества личного пользования в размере <данные изъяты> <данные изъяты> коп., проценты за нарушение срока выплаты денежной компенсации неполученных предметов вещевого имущества личного пользования за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты> <данные изъяты> коп., компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>, расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты>, судебные расходы в размере <данные изъяты>, всего взыскано - <данные изъяты> <данные изъяты> коп..
Определены подлежащими взысканию с ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" в пользу К. проценты за нарушение срока выплаты денежной компенсации неполученных предметов вещевого имущества личного пользования за период с ДД.ММ.ГГ по день фактического исполнения обязанности по выплате суммы <данные изъяты> <данные изъяты> коп., исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в день выплаты.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" в доход муниципального образования город Бийск взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> <данные изъяты> коп.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда изменить, отказав в удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества за период до 01.01.2007, в связи с тем, что Постановление Правительства от 05.05.2008 N 339 и Приказ МЧС РФ от 06.10.2008 распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г., задолженность по указанной компенсации перед истцом за период с 01.01.2007 составляет <данные изъяты> <данные изъяты> коп. Кроме того, истцом представлен расчет денежной компенсации за период службы с ДД.ММ.ГГ по <данные изъяты>, произведенный на основании Распоряжения Правительства РФ N 285, однако, до января 2007 в системе ГПС применялся приказ МВД N 311, в связи с чем представленные истцом расчеты составлены неверно. Также указал на то, что финансирование расходов на выплату денежной компенсации осуществляется по коду расходов федерального бюджета, на момент увольнения истца финансирование по соответствующим статьям не производилось.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Т. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Н. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом, К. проходил службу в государственной противопожарной службе МЧС России с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, в звании <данные изъяты> внутренней службы ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" и был уволен с занимаемой должности на основании приказа об увольнении N 64-НС от ДД.ММ.ГГ
Указом Президента Российской Федерации N 1309 от 09.11.2001 года Государственная противопожарная служба МВД РФ с 01 января 2002 года была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с данным Указом Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий стала правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года стали считаться, соответственно, проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
При этом пунктом 2 Указа установлено, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Федеральным законом "О пожарной безопасности", Законом Российской Федерации "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 30 ноября 2011 г.) "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах РФ.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, в период службы истца в ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" на него распространялось действие нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы прохождения государственной службы в органах государственной противопожарной службы МЧС РФ.
В соответствии с Положением о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 720, действующим до 01 января 2007 года, предусматривалось право сотрудников внутренних дел, увольняемых из органов внутренних дел на получение денежной компенсации взамен недополученной форменной одежды по ценам на день издания приказа об увольнении.
На основании Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475 (ред. от 22.12.2006) "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" действие Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 720 "Об утверждении Положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и норм снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания внутренней службы" распространено на лиц начальствующего и рядового состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющих специальные звания внутренней службы.
Аналогичный порядок выплаты денежной компенсации сохранился и в отношении сотрудников противопожарной службы МЧС РФ.
В частности, Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2008 года N 339 "О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" предусмотрено, что вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в порядке, устанавливаемом названным Министерством. Выплата денежной компенсации производится в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемой Правительством РФ по представлению МВД РФ, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом МЧС РФ от 06 октября 2008 года N 600 "Об утверждении Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" (пункт 1) установлено, что денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться с разрешения руководителя организации увольняемым сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС МЧС России), имеющим специальные звания внутренней службы, при наличии задолженности за предметы вещевого имущества личного пользования, которые не получены на день увольнения включительно по независящим от них причинам. Указанные в пункте 1 сотрудники ГПС МЧС России могут получать денежную компенсацию в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.
На основании вышеуказанных нормативных актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также из Положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 720, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что сотрудники государственной противопожарной службы, имеющие специальные звания внутренней службы, при увольнении со службы имели и имеют право на выплату денежной компенсации, вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, которые не были получены ими на день увольнения по независящим от них причинам.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства РФ от 05 мая 2008 года N 339 "О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., в связи с чем судом необоснованно удовлетворены требования истца о взыскании денежной компенсации за период до 01.01.2007, судебная коллегия не принимает, поскольку при удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствовался тем, что право истца на выплату денежного довольствия за период до 01.01.2007 возникло на основании Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, Федеральном законе "О пожарной безопасности", Законе Российской Федерации "О милиции", соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе на Положении о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 720, действующем до 01 января 2007 года, а с 01.01.2007 - на Постановлении Правительства РФ от 05 мая 2008 года N 339.
При этом данные нормативно-правовые акты не содержат ограничений по сроку, за который может быть выплачена денежная компенсация. Соответственно, денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества личного пользования должна выплачиваться сотрудникам ГПС МЧС России, имеющим специальные звания, при увольнении за весь период службы, включая период службы в органах МВД РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период службы и на момент увольнения истец, имевший специальное звание "подполковник", относился к старшему начальствующему составу.
Судом приняты за основу сведения, указанные ответчиком относительно задолженности по количеству предметов форменного обмундирования, не выданные истцу в период службы по существующим нормативам, поскольку произведенный ответчиком расчет вещевого довольствия какими-либо доказательствами не опровергается и представителем истца в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
При этом суд первой инстанции не согласился с расчетом ответчика суммы компенсации по предметам, не полученным истцом до 2007 года на основании следующего.
По смыслу норм, содержащихся в Положении о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 720, действующим до 01 января 2007 года, в действующих в настоящее время Постановлении Правительства РФ от 05 мая 2008 г. N 339 "О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования", Приказе МЧС РФ от 06 октября 2008 г. N 600 "Об утверждении Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования", сотрудники государственной противопожарной службы, имеющие специальные звания, при увольнении имеют право на получение денежной компенсации взамен недополученной форменной одежды по ценам, существующим на день увольнения.
Увольнение истца со службы произведено ДД.ММ.ГГ.
По состоянию на указанную дату являлось действующим Распоряжение Правительства РФ N 285-р от 03.03.2012 года, на основании которого была утверждена стоимость предметов вещевого имущества личного пользования, положенных отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, по нормам снабжения N 1 - 5 из состава норм снабжения вещевым имуществом сотрудников внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, при определении размера денежной компенсации, подлежащей выплате истцу за неполученные предметы форменного обмундирования, суд руководствовался указанным распоряжением, так как указанное Распоряжение действовало на день увольнения истца, и определил сумму денежной компенсации в размере <данные изъяты> <данные изъяты> копеек.
На основании вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции вышеуказанного распоряжения Правительства, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на то, что финансирование расходов на выплату денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудников ФПС МЧС России осуществляется по коду расходов федерального бюджета и на момент увольнения истца финансирование по соответствующим статьям не производилось, на правильность постановленного решения не влияет, а защита трудовых прав истца, гарантированных Конституцией РФ, не может быть поставлена в зависимость от наличия финансирования соответствующих расходов.
Судом первой инстанции правильно применен материальный закон, не допущено существенного нарушения норм процессуального права, обстоятельства дела установлены полно, исследованы всесторонне, поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 07 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Судья Бабушкин С.А.