Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Верховного суда Республики Бурятия от 26.03.2018 N 4г-361/18
Об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.


Определение Верховного суда Республики Бурятия от 26.03.2018 N 4г-361/18
Об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2018 г. N 4г-361/18
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу представителя Главного управления МЧС России по Республике Бурятия В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2017 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 7 февраля 2018 г. по гражданскому делу по иску Ю.Ю. к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия, Сибирскому региональному центру МЧС России, Министерству чрезвычайных ситуаций России об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты и о восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
Обращаясь в суд, Ю.Ю. просила признать незаконным решение комиссии ГК МЧС России по РБ N 11 от 06.10.2017 г. в части снятия ее с 3 членами семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, восстановить ее с 3 членами семьи на учете по ранее поданному заявлению и обязать ответчиков солидарно выдать ей с членами семьи единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в установленном законом порядке и сроки по решению суда, взыскать с ответчиков солидарно понесенные судебные расходы по оплате госпошлины и услуги представителя.
Исковые требования мотивированы тем, что истец состояла в очереди нуждающихся в жилье с 2001 года, а также на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В октябре 2017 года стало известно, что она с членами семьи безосновательно снята с учета на получение данной выплаты.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 7 февраля 2018 г., исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по РБ N 11 от 06.10.2017 г. в части снятия Ю.Ю. с составом семьи 3 человека с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Суд обязал восстановить Ю.Ю. с составом семьи 3 человека на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по заявлению от 06.12.2013 года. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Бурятия 13 марта 2018 г., представитель Главного управления МЧС России по Республике Бурятия В. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
15 марта 2018 г. дело истребовано и 21 марта 2018 г. оно поступило в Верховный Суд республики.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Согласно статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов дела, не усматривается.
Удовлетворяя частично исковые требования, районный суд пришел к выводу о незаконности решения комиссии ГУ МЧС России по РБ от 06.10.2017 г. о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека; обязал восстановить истца с составом семьи 3 человека на учете на получение указанной выплаты по заявлению от 06.12.2013 года. Требования истца об обязании ответчиков в солидарном порядке выплатить единовременную социальную выплату посчитал необоснованными.
Суд апелляционной инстанции с выводами районного суда согласился.
В кассационной жалобе автор выражает несогласие с судебными постановлениями, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права. В частности, по его мнению, при определении нуждаемости детей Ю.Ю. в жилом помещении необходимо было учитывать наличие жилого помещения у их отца - Ю.А. по <...>, площадью 48,3 кв. м. Соответственно, при учете данной квартиры, обеспеченность детей составляет 16,1 кв. м (48,3: 3 чел. = 16,1 кв. м), а это свыше 15 кв. м на одного человека. Также необходимо было учитывать площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности и по договорам социального найма членов семьи Ю.Ю. Жилое помещение по <...> и жилое помещение, принадлежащее на праве собственности матери истицы - Л.Н.М., по <...>, общей площадью 34 кв. м. При учете указанных квартир, обеспеченность составляет свыше 15 кв. м.
Данные доводы в силу ст. 387 ГПК РФ не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта в кассационном порядке, поскольку ссылок на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права не содержат, а фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как в силу статьи 390 ГПК РФ, правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, суд кассационной инстанции не наделен.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).
В силу п. п. 4, 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (п. 11 Правил).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере;
в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет);
д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил);
е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией (п. 15 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из материалов дела видно, что на основании решения комиссии ГУ МЧС по РБ от 30.09.2014 г. Ю.Ю. была поставлена на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека, с момента подачи заявления 06.12.2013 г.
Вступившим в законную силу решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 июня 2014 г. установлено, что квартира по адресу: <...> приобретена супругом истца Ю.А. 9 января 2013 г. с использованием целевого жилищного займа военнослужащего. Брак между сторонами расторгнут 12 апреля 2013 г.
Также судом установлено, что Юрьев не может быть признан членом семьи Ю., поскольку не проживает с истцом с декабря 2011 года. Имущество, приобретенное супругом истца после прекращения фактических брачных отношений, не может быть признано совместно нажитым имуществом. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для вывода о том, что истцом Ю. совершены умышленные действия для намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Доказательств принадлежности квартиры Ю.А. детям Ю.Ю. на праве собственности в материалах дела не имеется. Также в материалах дела отсутствуют доказательства, что дети приобрели право пользования указанной квартирой как члены семьи собственника в порядке ст. 31 ЖК РФ.
Напротив, из материалов дела видно, что дети истицы с 16 февраля 2007 г. значатся на регистрационном учете по <...>, в квартиру по <...> на регистрационный учет не вставали.
Исходя из указанного, довод жалобы о необходимости учитывать наличие жилого помещения Ю.А. при определении нуждаемости детей истца несостоятелен.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ определен исчерпывающий перечень лиц, являющихся членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие указанного Закона.
Доказательств того, что родители истца Л.Н.М. и Л.А.П. являются членами семьи Ю.Ю., а также находятся на ее иждивении не представлено. В связи с чем, довод жалобы о необходимости учитывать площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности и по договорам социального найма членов семьи Ю.Ю. несостоятелен.
Доводу жалобы о несоответствии протокола судебного заседания от 23.11.2017 г. требованиям ст. 229 ГПК РФ судом апелляционной инстанции дана правовая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований нет.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суды посчитали их достаточными для вывода о том, что истец с составом семьи 3 человека незаконно снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем постановили обязать ответчика восстановить ее на учете для получения указанной выплаты.
Суть возражений кассатора сводится к несогласию с той оценкой фактических обстоятельств дела, которую дали суд первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, с учетом перечисленных норм, данные доводы не являются основанием для пересмотра решения суда в кассационном порядке, поскольку суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устанавливать обстоятельства дела.
Таким образом, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведшего к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, а потому принятые по делу решение районного суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 381, ст. 383 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья
определил:
В передаче кассационной жалобы представителя Главного управления МЧС России по Республике Бурятия В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2017 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 7 февраля 2018 г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Бурятия отказать.
Судья
Верховного Суда
Республики Бурятия
Т.Н.РАДНАЕВА