Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Верховного суда Республики Бурятия от 04.05.2017 N 4Г-416/17
Об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.


Определение Верховного суда Республики Бурятия от 04.05.2017 N 4Г-416/17
Об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. N 4Г-416/17
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Шагдарова Т.А., рассмотрев кассационную жалобу руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства М. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 04 июля 2016 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 октября 2017 г., состоявшиеся по гражданскому делу по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Автономному учреждению Республики Бурятия "Северный лесхоз" об обязании укомплектования пожарно-химических станций в соответствии с нормативами,
установил:
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 04 июля 2016 г. указанные исковые требования прокурора удовлетворены в части, возложена обязанность на Автономное учреждение Республики Бурятия "Северный лесхоз" укомплектовать в срок до <дд.мм.гг>.:
ПСХ 2-го типа в п. Нижнеангарск:
автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т. -2 ед.; переносная мотопомпа или навесной шестеренчатый насос производительностью 600-800 л/мин - 2 ед.; малогабаритная переносная мотопомпа производительностью 60-120 л/мин - 2 ед.; бульдозер 90-175 л.с. - 1 ед.; грунтомет, бульдозерная навеска и др. огнетушащие орудия с транспортными средствами - 2 ед.; трейлер с тягачом, агрегат для транспортировки техники массой 10-30 т. - 1 ед., звуковещательное устройство, передвижное или переносное - 2 ед.; напорные пожарные рукава - 4900 м; пожарный ствол - 5 ед.; ствол торфяной 2 ед.; головка соединительная напорная (рукавная), головка переходная напорная, разветвление трехходовое, разветвление двухходовое -60 ед.; смесительный агрегат с емкостью для хранения огнегасящей жидкости -1 ед.; приспособление для переноски рукавов - 2 ед.; универсальный и корсетный зажим - 50 ед.; пожарная лопата - 70 ед.; пожарная топор-мотыга типа "Пуласки" - 18 ед.; пожарные грабли (металлические) - 10 ед.; пожарное ведро - 10 ед.; пила поперечная - 9 ед.; канистра объемом 10-20 л. для перевоза огнетушащих растворов и ГСМ для мотопомп - 10 ед.; топор - 17 ед.; прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психрометр и др. - 2 ед.; съемный контейнер для перевозки пожарного инвентаря - по количеству бригад; индивидуальный перевязочный пакет количеству членов команды; канистра или бидон емкостью до 20 л. для питьевой воды - 4 ед.; спецодежда и спецобувь, респиратор - по количеству членов команды, 5 ч.- лесовод рабочие, тракторист машинист 1 ч., слесарь по ремонту автомобилей и пожарному оборудованию -1 ч.;
ПХС 2-го типа в п. Новый Уоян:
малогабаритная переносная мотопомпа производительностью 60-120 л/мин - 2 ед.; съемная цистерна или резиновая емкость для воды (резервуар) 100-1500 л. Для подвозки воды к пожарам, бульдозер 90-175 л.с. - 1 ед.; напорные пожарные рукава - 5000 м; пожарный ствол - 8 ед.; ствол торфяной - 2 ед.; головка соединительная напорная (рукавная), головка переходная напорная, разветвление трехходовое, разветвление двухходовое - 60 ед.; смесительный агрегат с емкостью для хранения огнегасящей жидкости - 1 ед., приспособление для переноски рукавов - 2 ед.; универсальный и корсетный зажим - 50 ед.; пожарная лопата - 30 ед.; пожарная топор-мотыга типа "Пуласки" - 20 ед.; пожарные грабли (металлические) - 10 ед.; пила поперечная - 10 ед.; канистра объемом 10-20 л. для перевоза огнетушащих растворов и ГСМ для мотопомп - 5 ед.; топор - 15 шт., прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психрометр и др. - 2 ед.; канистра или бидон емкостью до 20 л. для питьевой воды - 3 ед.; спецодежда и спецобувь, респиратор, защитные очки, защитные каски - по количеству членов команды;
ПХС 3-го типа в п. Ангоя:
автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т. - 2 ед., насосная станция производительностью 800-1600 л/мин. - 1 ед.; авторемонтная мастерская - 1 ед.; переносная мотопомпа или навесной шестеренчатый насос производительностью 600-800 л/мин - З ед., малогабаритная переносная мотопомпа производительностью 60-120 л/мин - 3 ед.; плуг тракторный лесной или полосопрокладыватель, грунтомет, бульдозерная навеска и др. огнетушащие орудия с транспортными средствами - 2 ед.; напорные пожарные рукава - 9700 м; пожарный ствол - 6 ед.; ствол торфяной - 4 ед.; головка соединительная напорная (рукавная), головка переходная напорная, разветвление трехходовое, разветвление двухходовое - 90 ед.; смесительный агрегат с емкостью для хранения огнегасящей жидкости - 2 ед.; приспособление для переноски рукавов - 4 ед., универсальный и корсетный зажим - 68 ед.; пожарная лопата - 53 ед.; пожарная топор-мотыга типа "Пуласки" - 32 ед.; пожарные грабли (металлические) - 30 ед.; пожарное ведро - 35 ед.; пила поперечная - 20 ед.; канистра объемом 10-20 л. для перевоза огнетушащих растворов и ГСМ для мотопомп - 18 ед.; прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психрометр и др. - 2 ед., канистра или бидон емкостью до 20 л. для питьевой воды - 10 ед.; спецодежда и спецобувь по количеству членов команды, технолог заместитель начальника ПХС -1 ч., водитель автомобиля - 1 ч., слесарь - электрик по ремонту электроборудования - 1 ч., слесарь по ремонту автомобилей и пожарного оборудования 1 ч., радиооператор- 1 ч., бригадир -1 ч., рабочие лесоводы - 11 человек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 октября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Бурятия <дд.мм.гг>, руководитель Республиканского агентства лесного хозяйства просит отменить состоявшиеся судебные постановления, мотивируя их незаконностью, направить дело на новое рассмотрение.
Изучив кассационную жалобу по материалам истребованного дела (дело истребовано в Верховный Суд Республики Бурятия <дд.мм.гг>, поступило - <дд.мм.гг>) прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационной жалобы, представления, судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований законодательства пожарно-химические станции, расположенные на территории Северо-Байкальского района, не укомплектованы в соответствии с действующими нормативами. Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от <дд.мм.гг>. N... установлена обязанность руководителя АУ "Северный лесхоз" произвести оснащение ПХС 2-го, 3-го типов в соответствии с рекомендациями Положения о пожарно-химических станциях. На территории Северо-Байкальского района базируются ПХС 3-го типа в п. Ангоя, ПХС 2-го типа в п. Нижнеангарск, п. Новый Уоян. Отсутствие пожарной техники, оборудования, инвентаря влияет на эффективность деятельности АУ "Северный лесхоз" по охране лесов от пожаров, что в свою очередь, создает угрозу экологической безопасности, причинения ущерба и уничтожения государственного имущества, безопасности населенных пунктов, расположенных вблизи лесов, и как следствие, причинения вреда жизни и здоровью граждан. Несоответствие комплектации установленным нормативам подтверждается актом проверки, проведенной совместно со специалистом Республиканского агентства лесного хозяйства - государственным инспектором Б. от <дд.мм.гг>, перечнем имеющейся техники и оборудования ПХС. Так же численный состав ПХС второго и третьего типа не соответствует нормативам.
На основании результатов проверки прокурор просил обязать ответчиков укомплектовать АУ "Северный лесхоз" пожарно-химические станции, расположенные на территории Северо-Байкальского района, в соответствии с нормативами, предусмотренными Положением о пожарно-химических станциях, утвержденным приказом Рослесхоза 19 декабря 1997 г. N 167 средствами пожаротушения и численным составом.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь Положением о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2013 г. N 13, Положением о пожарно-химических станциях, утв. приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 г. N 167, удовлетворил исковые требования прокурора частично.
Судом апелляционной инстанции вопрос о законности и обоснованности решения суда первой инстанции проверен с соблюдением требований главы 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в том числе с приведением в обжалуемом апелляционном определении мотивов об отклонении доводов жалобы на решение суда первой инстанции.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам жалобы не имеется.
Не оспаривая по существу состоявшиеся судебные решения, руководитель Республиканского агентства лесного хозяйства полагает, что при разрешении спора было допущено существенное процессуальное нарушение. Основной довод жалобы руководителя состоит в том, что судебные инстанции не привлекли к участию в деле Федеральное агентство лесного хозяйства - Рослесхоз, хотя оспариваемые судебные акты, по его мнению, напрямую затрагивают его интересы, его привлечение позволило бы надлежащим образом укомплектовать пожарно-технические станции противопожарным оборудованием.
Однако указанный довод содержался в апелляционной жалобе руководителя АУ РБ "Северный лесхоз", поэтому был предметом проверки и исследования суда второй инстанции, правомерно отвергнут им как противоречащий правовым нормам и обстоятельствам дела.
Охрана и защиты леса, в том числе от пожаров, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ), включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (п. 1 ст. 52 Лесного кодекса РФ), куда входят предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (ст. 53 Лесного кодекса РФ).
Согласно п. 7.2 ст. 82 Лесного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора района, судебные инстанции исходили из того, что уполномоченным органом исполнительной власти по Республике Бурятия по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлению государственного пожарного надзора в лесах согласно постановления Правительства Республики Бурятия "Об утверждении положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" от 25 января 2007 г. N 13 является Республиканское агентство лесного хозяйства (пункт 1.1. Постановления), которое было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Из этого следует, что оснований для привлечения к участию в деле Федерального агентства лесного хозяйства, тем более в качестве ответчика, оснований не имелось.
Что же касается довода жалобы руководителя о том, что решение вопроса о достаточном финансировании АУ РБ "Северный лесхоз" путем привлечения Рослесхоза к участию в деле в качестве ответчика, позволило бы укомплектовать пожарно-технические станции противопожарным оборудованием, то он также не может быть принят во внимание.
Механизм дополнительного финансирования на субвенции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных ст. 83 Лесного кодекса РФ, указан в самой кассационной жалобе - в соответствии с пунктами 7.4, 7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. N 837, при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской власти, в данном случае, Республиканское агентство лесного хозяйства, обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.
Оснований полагать, что оспариваемыми судебными решениями затронуты права и законные интереса Рослесхоза, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Фактически доводы жалобы не опровергают выводы суда в оспариваемой части судебных решений, выражая лишь несогласие с ними, что не является основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений.
Доводов, свидетельствующих о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении кассационной жалобы руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 381, статьей 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
В передаче кассационной жалобы руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства М. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Бурятия отказать.
Судья
Верховного Суда
Республики Бурятия
Т.А.ШАГДАРОВА