Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2021 N 88А-21606/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 12.08.2021 по делу N 33а-2390/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по обеспечению сел источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 12.08.2021 по делу N 33а-2390/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по обеспечению сел источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 августа 2021 г. по делу N 33а-2390/2021
Председательствующий судья Мищенко Е.В. | Дело N 2а-315/2021 УИД 75RS0013-01-2021-000454-36 |
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ходусовой И.В.,
судей Шишкаревой С.А., Каверина С.А.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 12 августа 2021 г. административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Карымского района Забайкальского края к администрации сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район", администрации муниципального района "Карымский район" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе главы администрации сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" Н.
и апелляционной жалобе главы администрации муниципального района "Карымский район" С.
на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 14 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Шишкаревой С.А., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Карымского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка в отношении сельского поселения "Маякинское" и муниципального района "Карымский район" на предмет соблюдения законодательства об охране населенных пунктов от пожаров.
В ходе проверки установлен факт отсутствия источников наружного противопожарного водоснабжения на территории с. Зубковщина и с. Маяки.
14.12.2020 между администрацией муниципального района "Карымский район" (далее - администрация района) и администрацией сельского поселения "Маякинское" (далее - администрация сельского поселения) заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий администрации района к администрации сельского поселения, в том числе по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на осуществление которых сельскому поселению предоставлены межбюджетные трансферы в размере <данные изъяты> рублей.
Однако вопреки данному соглашению и возложенной законом обязанности надлежащие меры по обеспечению указанных населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения административными ответчиками не принято.
С учетом уточнений административный истец просил:
- признать бездействие администрации сельского поселения и администрации района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению сел Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения, незаконным;
- обязать администрацию сельского поселения обеспечить села Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренными
частью 2 статьи 68 ФЗ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством российской Федерации; противопожарные резервуары), в течение 3 месяцев со дня вступления рения суда в законную силу;
- обязать администрацию района профинансировать обеспечение сел Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения в случае недостаточности средств у сельского поселения "Маякинское" на указанные цели из предоставленных межбюджетных трансфертов.
Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 14.05.2021 постановлено:
"Административные исковые требования заместителя прокурора Карымского района Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения "Маякинское" и администрации муниципального района "Карымский район", выразившееся в непринятии мер по обеспечению сел Зубковщина и Маяки Карымского района Забайкальского края источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обязать администрацию сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" обеспечить села Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренного
частью 2 статьи 68 ФЗ N 123 (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары), в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального района "Карымский район" профинансировать обеспечение сел Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения в случае недостаточности средств у сельского поселения "Маякинское" на указанные цели из предоставленных межбюджетных трансфертов".
В апелляционной жалобе глава администрации сельского поселения Н. выражает несогласие с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в части, ссылаясь на то, что администрацией проводится необходимый комплекс мер по недопущению пожаров на территории поселений: приобретена мотопомпа для забора воды, имеется запас ГСМ, осуществляется взаимодействие со старостами сел, проводится подворный обход на предмет пожарной безопасности, общественные беседы, ежегодно создаются защитные противопожарные минерализованные полосы. Указывает, что административным истцом не доказана необходимость понуждения органа местного самоуправления к принятию мер по установке противопожарного водоснабжения. Подчеркивает, что с 2004 года в с. Зубковщина не было пожаров, что не учтено при рассмотрении дела. Также не учтено, что в с. Зубковщина проживает 38 человек, в связи с чем обязанность по установке наружного противопожарного водоснабжения в данном селе отсутствует (л.д. 100 - 101).
В апелляционной жалобе глава администрации района С. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводя аналогичные администрации сельского поселения доводы и считая, что судом необоснованно возложена на администрацию района обязанность по финансированию, т.к. обеспечение сел источниками наружного противопожарного водоснабжения относится в вопросам местного значения поселения, выполняемым за счет собственных средств. Иное означает вмешательство в бюджетные процессы и самостоятельность органа местного самоуправления (л.д. 91 - 92).
В письменных возражениях помощник прокурора Карымского района Дружинина А.А. полагает апелляционную жалобу главы администрации района не подлежащей удовлетворению (л.д. 109 - 113).
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Забайкальской краевой прокуратуры Выскубова С.А. данные возражения поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили при надлежащем извещении. Администрациями как района, так и сельского поселения представлены заявления о рассмотрении дела в отсутствие. В соответствии с положениями
ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие данных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав прокурора Выскубову С.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Судебная коллегия находит, что при рассмотрении дела судом первой инстанции приведенных в
ч. 2 ст. 310 КАС РФ нарушений не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 10.03.2021 по 09.04.2021 прокуратурой Карымского района по заданию прокуратуры Забайкальского края от 04.03.2021 N 07-1-37б-2021 на основании решения заместителя прокурора Карымского района Ванчугова И.С. от 10.03.2021 N 23 (л.д. 11) проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении пожарной безопасности в сельском поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район", в состав которого входят села Маяки и Зубковщина.
По результатам проверки установлено, что на территории с. Зубковщина, с.Маяки в нарушение действующего законодательства отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения.
Именно об их устранении заявлено требование прокурора в рамках поданного административного иска со ссылкой на допущенное администрацией бездействие.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из нарушения администрацией сельского поселения требований пожарной безопасности, закрепленных
статьями 63,
68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктами 75,
48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, выразившегося в отсутствии на территории сел Зубковщина и Маяки источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, в связи с чем возложил на данную администрацию обязанность по устранению выявленных нарушений, а на администрацию района - профинансировать данные мероприятия в случае недостаточности средств у сельского поселения на указанные цели из предоставленных межбюджетных трансфертов.
Оценивая доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
Согласно
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69) к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Устава сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" к вопросам местного значения, входящих в компетенцию администрации сельского поселения, отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно
ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с положениями
ст. 68 Федерального закона N 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения
(часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары
(часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом
(часть 3).
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы
(часть 4).
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме ФЗ.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1 000 кубических метров
(часть 5).
Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов предусмотрены
Сводом Правил 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных
Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 (далее - СП 8.13130).
В соответствии с
п. п. 4.1,
4.2,
4.3,
4.4,
4.5 СП 8.13130 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.
Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Системы противопожарного водоснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями
СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* и настоящего
свода правил.
Качество воды, предназначенной для тушения пожаров, должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.
Согласно
п. 8.5 СП 8.13130 водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять для подачи воды на противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение при длине линии не свыше 200 м.
Согласно положениям
п. 8.8 СП 8.13130 пожарные гидранты необходимо предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.
В силу
п. 9.1 СП 8.13130 в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно, в емкостях (резервуарах) систем водоснабжения следует предусматривать пожарный объем воды.
Количество резервуаров для хранения пожарного объема воды в одном водопроводном узле должно быть не менее двух
(п. 9.5).
Вне резервуара или водонапорной башни следует предусматривать устройство для отбора воды пожарными автомобилями (мотопомпами) по
СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* (
п. 9.6 СП 8.13130).
Напорные резервуары и водонапорные башни противопожарных водопроводов высокого давления должны быть оборудованы автоматическими устройствами, обеспечивающими их отключение при пуске пожарных насосов (
п. 9.7 8.13130).
Перечень объектов защиты, для которых наружное противопожарное водоснабжение допускается предусматривать из пожарных резервуаров и водоемов, установлен Техническим регламентом. При этом отбор воды на тушение пожара предусматривается непосредственно из указанных водоисточников насосами пожарных автомобилей (мотопомпами), устройство противопожарного водопровода не требуется
(п. 10.1).
Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара
(п. 10.2).
Пожарные резервуары должны быть оборудованы устройствами для отбора воды пожарными автомобилями (мотопомпами). Пожарные резервуары и водоемы оборудовать переливными и спускными трубопроводами не требуется
(п. 10.6).
Если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3 - 5 м3. Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 мм. Перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.
На соединительном трубопроводе со стороны водоема следует предусматривать решетку
(п. 10.7).
Водные ресурсы естественных водоемов (водотоков), используемых в качестве пожарных, должны обеспечивать расчетные расходы воды согласно требованиям
пунктов 5.1 -
5.3 настоящего свода правил в течение времени тушения пожара, установленного
пунктом 5.17 настоящего свода правил.
Размещение мест забора воды из указанных водоисточников должно отвечать требованиям
пунктов 10.4,
10.5 настоящего свода правил.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев согласно
пунктам 10.4,
10.7 настоящего свода правил
(п. 10.8).
Если требования
пункта 10.8 настоящего свода правил к естественным водоемам (водотокам) не могут быть обеспечены следует предусматривать дополнительный резервуар (водоем) с 50% запасом воды на пожаротушение
(п. 10.9).
К пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров
(п. 10.10).
Превышение площадок (пирсов) над низшей отметкой уровня воды в пожарном водоеме следует принимать с учетом вакуумметрической высоты всасывания насосов имеющихся пожарных автомобилей (мотопомп).
Пожарные резервуары и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Допускается предусматривать подогрев воды в пожарных резервуарах с помощью водяных или паровых нагревательных приборов, подключенных к системам центрального отопления зданий, а также с помощью электрических водонагревателей и греющих кабелей
(п. 10.11).
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, (далее - Правила).
С учетом приведенного правового регулирования в области пожарной безопасности и установленных по делу обстоятельств, суд, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из наличия предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления по обеспечению мер пожарной безопасности посредством обеспечения сел Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения, и установленного факта неисполнения данной обязанности администрацией сельского поселения, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, и являлось основанием для признания указанного бездействия незаконным с возложением обязанности по устранению выявленных нарушений.
В то же время судом не учтено, что нормами
ст. 68 Федерального закона N 123 и СП 813130 обязательность обеспечения населенных пунктов одновременно всеми источниками наружного противопожарного водоснабжения не предусмотрена.
Исходя из данных правовых норм, на территориях поселений должны быть либо наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, либо водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо противопожарные резервуары, в связи с чем администрация из данного перечня вправе выбрать наиболее доступный к обеспечению источник противопожарного водоснабжения с учетом фактических возможностей и обстановки в рассматриваемых населенных пунктах, а также с учетом положений СП 813130, подробно описывающих требования к обустройству данных источников.
Согласно доводам администрации сельского поселения на территории с.Маяки имеется две реки и одна река - в с. Зубковщина, в распоряжении администрации имеется мотопомпа в исправном состоянии, что следует из дополнительно представленной в суд апелляционной инстанции информации, содержащейся в ответе администрации сельского поселения от 05.08.2021 на запрос прокурора.
Таким образом, принимая во внимание требования
ст. 68 Федерального закона N 123 и СП 813130 об альтернативном выборе источников наружного противопожарного водоснабжения, наличие в администрации мотопомпы и наличие на территории сельских поселений рек, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части с возложением на администрацию сельского поселения обязанности по обеспечению с. Зубковщина и Маяки одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных
ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары).
Доводы апелляционной жалобы администрации сельского поселения об отсутствии обязанности по оборудованию с. Зубковщина данными источниками, ввиду проживания на его территории менее 50 человек, проверены судебной коллегией, своего подтверждения не нашли, опровергаются официальным ответом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю от 09.08.2021, согласно которому на 01.02.2021 численность населения с. Зубковщина составила 69 человек, с. Маяки - 284 человека, что не освобождает данный орган местного самоуправления от обязанности по обеспечению этих сел соответствующими источниками наружного противопожарного водоснабжения.
При этом ответ администрации сельского поселения от 05.08.2021 на запрос прокурора о проживании в с. Зубковщина 41 чел. во внимание судебной коллегии не принимается, т.к. документального подтверждения этих сведений (данных о переписи населения, о количестве зарегистрированных лиц и т.д.) в дело не представлено, кроме того, эти сведения опровергаются официальной статистикой, приведенной выше.
Ссылка администрации сельского поселения на выполнение иных противопожарных требований (запас ГСМ, обустройство минерализованных полос, информирование населения) не освобождает администрацию от обязанности по обеспечению сел указанными источниками, которые в порядке
ст. ст. 63,
64 Федерального закона N 123 должны быть обеспечены наряду с иными первичными мерами пожарной безопасности.
Оценивая доводы апелляционной жалобы администрации района, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В этой связи обязанность по обеспечению сельских поселений первичными мерами пожарной безопасности, к каковым отнесены, в том числе источники наружного противопожарного водоснабжения, отнесена на администрации данных поселений.
В свою очередь, исходя из
п. п. 1,
7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (
абз. 1,
2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - далее Федеральный
закон N 68-ФЗ).
При этом органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (
п. п. "а",
"г" ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Понятие пожара и пожарной безопасности закреплено в
ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ, согласно которой пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Исходя из изложенного, к предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера относится, в том числе, соблюдение пожарной безопасности в целях предупреждения возникновения пожаров.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
Как следует из п. 1.1.3 соглашения N 55 от 14.12.2020 (далее - соглашение), заключенного между администрацией района и администрацией сельского поселения, администрация района передала последней полномочия по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
Администрация сельского поселения приняла на себя обязательства осуществлять переданные полномочия и обеспечивать целевое использование финансовых средств (п. п. 2.2.1, 2.2.2 соглашения).
При этом администрация района вправе осуществлять контроль за использованием администрацией сельского поселения переданных полномочий, а также за целевым использованием предоставленных финансовых средств, получать информацию об использовании данных средств (п. п. 2.3.1, 2.3.2 соглашения).
Само финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых администрацией района (п. 3.1), которые администрация района обязана ежемесячно передавать администрации сельского поселения в порядке, предусмотренном п. 3 настоящего соглашения (п. 2.1.2).
Межбюджетные трансферты зачисляются в бюджет поселения ежемесячно в размере 1/12 годового объема в срок до 25 числа месяца (п. 3.2).
Согласно положениям п. 3.6 соглашения в случае необходимости проведения дополнительных мероприятий в рамках исполнения администрацией поселений переданных полномочий финансирование данных расходов осуществляется в порядке и объемах, предусмотренных дополнительным соглашением к данному соглашению.
Срок действия соглашения согласно п. 6.1 составляет 1 год (по 31.12.2021).
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, содержания соглашения, на администрацию сельского поселения в рамках выполнения полномочий по обеспечению пожарной безопасности и переданных полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возложена обязанность по обеспечению поселения источниками наружного противопожарного водоснабжения, а администрацию района - по финансированию данных полномочий и предоставлению межбюджетных трансфертов в согласованных размерах, а при необходимости проведения дополнительных мероприятий - по дополнительному финансированию.
В этой связи возложение решением суда на администрацию района обязанности по финансированию обеспечения сел Зубковщина и Маяки источниками наружного противопожарного водоснабжения соответствует требованиям закона и заключенного между администрациями соглашения, не свидетельствует о вмешательстве в бюджетные процессы и самостоятельность деятельности органа местного самоуправления.
Как указано выше, в соответствии с соглашением администрация района призвана осуществлять контроль за его надлежащим исполнением администрацией сельского поселения.
Исходя из обстоятельств дела, отсутствие в рассматриваемых населенных пунктах источников наружного пожарного водоснабжения вызвано бездействием не только администрации сельского поселения, но и администрации района, что выразилось в ненадлежащем контроле по исполнению условий соглашения администрацией сельского поселения, в связи с чем признание судом такого бездействия незаконным правомерно.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционных жалобах доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от 14 мая 2021 г. изменить в части.
Изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции.
Обязать администрацию сельского поселения "Маякинское" муниципального района "Карымский район" обеспечить села Зубковщина и Маяки одним из источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных
частью 2 статьи 68 Федерального закона N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары), в течение 3 месяцев со дня вступления рения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме принято 26.08.2021.